Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся
Оценка 4.6

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
18.05.2018
Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся
Особенности работы над аппликатурой с учащимися музыкальной школы как на фортепиано, так и на других инструментах. В работы рассмотрены общие принципы развития аппликатурных навыков и пути их развития. Из личного педагогического опыта на основе богатейшего опыта ведущих авторов-исполнителей мирового уровня.
Апликатура методработа 2018 Кинева.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей  Анжеро­Судженского городского округа «Музыкальная школа № 19»  (МБУ ДО «Музыкальная школа № 19») Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся Методическое сообщение  Разработчик: Кинева Л. С. – директор, преподаватель  1 2018 Содержание 1. Введение………………………………………………………………… 3 2. О методике работы с учеником над аппликатурой……………………5 3. Некоторые основные аппликатурные принципы……………………...7 4. Распределение голосов между отдельными руками…………………..11 5. Заключение………………………………………………………………13 6. Список литературы……………………………………………………...14  2 Введение             «Наилучшая  аппликатура это та, которая позволяет наиболее верно  передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом».                                                                          Генрих Нейгауз          Первый и очень важный вопрос работы на аккордеоне, так же как и на    других инструментах ­ это выбор подходящих пальцев (аппликатуры).  Аппликатура ­ это способ расположения и порядок чередования пальцев при  игре на музыкальном инструменте, а также и само обозначение этого способа  в нотах. Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры.  Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие  художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических  трудностей. Нередко удачно выбранная аппликатура позволяет сэкономить  немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.          Вопросы аппликатуры занимали одно из центральных мест в клавирных и фортепианных школах еще с конца 18 века: Д. Тюрка, М. Клементи,  А.  Мюллера, И. Гуммеля,  Д. Штейбельта, И. Крамера, К. Черни.            К вопросу аппликатуры обращались многие мастера. Среди них: Нейгауз Г.Г., Гольденвейзер А.Б., Гофман Й., Николаева В.А., Либерман  Е.Я., Браудо  И.А., Вебер К.Э, Алексеева. Проблема аппликатуры одна из наиболее  сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной  литературы, взгляды в этой области непрерывно менялись. Нелепо говорить  об аппликатуре в отрыве от таких понятий как техника и стиль, они связаны  естественно и неразрывно. Аппликатура Моцарта отличается от  полифонической аппликатуры Баха или от гибких движений всей руки у  романтиков. Такие аппликатурные принципы Шопена, как охват возможно  большего числа клавиш в одной позиции руки, перекладывание, скольжение,  обусловлены плавностью и гибкостью кантилены и мелодических пассажей в  его сочинениях. Казавшиеся некогда незыблемыми, некоторые принципы  теряли свое значение и заменялись новыми. Не только ряд редакций, но и  привычная аппликатура гамм подвергается критике. Возникают и новые  предложения по рационализации существующих систем аппликатуры. Если,  например, основные нормы классической аппликатуры запрещают применение 1­го пальца на черных клавишах, и это правило строго соблюдается многими  видными пианистами и редакторами произведений Бетховена (Ф. Куллак), то  3 в редакции Э.дАлбера  концертов Бетховена 1­ый палец широко используется  на черных клавишах (1946г.).          Многие азбучные правила аппликатуры (например, исполнение соседних  клавиш соседними пальцами, игра терций через палец) очень часто  нарушаются на практике. Противоречивость аппликатурных принципов  объясняется с одной стороны, различием стиля и художественного  содержания произведений, и, с другой стороны, различным пониманием  исполнительских задач редакторами этих сочинений. Можно отметить, что  руководящим принципом в решении аппликатурных проблем у передовых  представителей пианистического искусства всегда был принцип  художественной целесообразности.     На основании своего опыта педагогической работы убедилась, что умение  выбрать наиболее оптимальную аппликатуру во время работы над  музыкальным произведением – это один из важных факторов успешного  исполнения.  Во – первых: облегчается этап разбора и овладения  техническими приемами игры. Во – вторых: позволяет правильно передать  художественный образ произведения с помощью технических приемов  исполнения.            Цель данной работы: выявить общие принципы развития аппликатурных  навыков у  учащихся и обозначить пути их решения. Задачи:      ­ воспитание у учащегося осознанного аналитического отношения к  аппликатуре, как к одному из средств художественной выразительности и  технической целесообразности; ­ познакомить учащихся с основными правилами аппликатуры и научить  применять эти правила в работе над музыкальным произведением; ­ предложить способы работы над освоением аппликатурных принципов.       4 О методике работы с учеником над аппликатурой     В связи с чрезвычайной сложностью аппликатурных вопросов, необходимо с   самого   начала   занятий   музыкой   воспитывать   у   учащихся   осознанное, аналитическое   отношение   к   аппликатуре   как   к   одному   из   средств художественной выразительности и технической целесообразности. Хорошо известно,   что   аппликатура,   приобретая   различные   варианты   у   разных исполнителей, опирается все же на некие общие закономерности, на  прочно усвоенные   типовые   формулы     последования   пальцев.   Свободное   владение этими принципами играет особую роль в освоении учащимися музыкального произведения.   Поэтому   «типичная   аппликатура   основных   фортепианных технических форм – гамм, арпеджированных последовательностей, двойных нот  и  аккордов – должна  войти  в плоть   и кровь  учащегося.  В противном случае наступает полная анархия в области аппликатуры» (2, с. 95 ).          В формировании аппликатурных навыков учащихся огромное значение имеет   продуманное,   квалифицированное   педагогическое   руководство. Необходимо   с   детства   прививать   привычку   к   порядку   в   аппликатуре, воспитывать аппликатурную дисциплину.      Если учащийся «не может» заставить себя играть постоянной  аппликатурой и во время каждого исполнения у него возникают случайные  аппликатурные варианты, то это чрезвычайно вредит исполнению, лишая его  устойчивости. Это может привести к срывам при ответственном исполнении.  Разумеется, чем раньше установлена аппликатура, тем легче она  автоматизируется и закрепляется в сознании.      Было бы неправильно, однако, и педантично настаивать на выполнении  данной аппликатуры, так как она не всегда бывает удачной, а иногда и не  подходит для учащегося в силу каких­либо его индивидуальных  особенностей. Предусмотрительность должна быть проявлена педагогом так  же при установлении индивидуальных аппликатурных вариантов. Как  известно, выбор аппликатуры в какой­то мере определяется у каждого  ученика по его физическим данным. Не всем учащимся, например, подходит  аппликатура, требующая широкого расположения пальцев при выдержанных  клавишах.  5 Так в «Маленькой прелюдии» И.С. Баха соль минор некоторым ученикам может оказаться слишком трудной аппликатура К. Черни, которую вполне допустимо облегчить.  Пример:          Если аппликатура с подменой пальцев окажется неподходящей, можно обойтись и без нее, следя за плавным подведением пальца к черной клавише.                 6 Некоторые основные аппликатурные принципы 1.  Необходимо, что бы ученик привыкал подбирать пальцы, руководствуясь задачами  художественной   выразительности.   Это   важнейший   и   основной аппликатурный   принцип.   По   возможности   надо   стремиться   к   естественной последовательности  пальцев и приучать к этому с первых  шагов обучения (клавиши по­порядку – пальцы по­порядку, через клавишу – через палец). В дальнейшей работе надо показать, как в связи с разными видами изложения от этой закономерности иногда приходится отказываться.   2. В секвенционных построениях естественно в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Иногда даже оставляя 1­ый и 5­ый пальцы на черных клавишах. Однако и в этом отношении порой следует делать исключения.    3. При  подборе  пальцев надо обратить  внимание на то,  что бы  рука по возможности   находилась   в  естественно   собранном   положении.     Так, например,   нередко   сжатое   состояние   руки   способствует   извлечению   более певучего звука. Поэтому в средней части «Деда Мороза» Шумана, где обычно нелегко добиться сочности исполнения кантилены, звук «ре» лучше извлекать не 3­им, а 2­ым пальцем.   Пример:              7 Более   тесное   расположение   пальцев   помогает   детям   легче   преодолеть трудности в «Мазурке» из «Детского альбома» Чайковского. В левой руке (средняя часть) значительно лучше удается, если терцию играть не обычной аппликатурой 3/1, а 4/1.  4.   При   выборе   аппликатуры   следует   руководствоваться   так   же естественными особенностями пальцев.  1­ый палец ­ «тяжелый» уместно применять (по возможности) для извлечения особенно насыщенных звуков, а 4­ый   ­ там, где требуется некоторая утонченность звучания. Этот принцип аппликатуры   был   разработан   еще   пианистами­романтиками.   Прекрасной иллюстрацией его может служить аппликатура Ф. Шопена. «Каждый палец имеет   силу,   которая   соответствует   его   природе.   Большой   палец   –   самый сильный, 5­ый – опора внешней стороны руки, 3­ий палец, более свободный – главная точка опоры, 4­ый – самый слабый, как сиамский близнец третьего, соединенный с ним одной и той же связкой, который во что бы то ни стало хотят отделить от 3­го, ­ дело невозможное , и слава богу бесполезное» ­ писал Ф. Шопен. Его позиция в отношении использования индивидуальных особенностей каждого пальца совершенно ясна. Он сам вкратце формулирует ее еще так: «Столько же различных звуков, сколько пальцев». И добавляет: «Уметь находить хорошую аппликатуру – это все». 5.     Большие   трудности   для   учеников   представляют   места,   требующие максимальной связности  при помощи пальцевого legato.  Это относится к исполнению повторяющихся звуков legato. В таких случаях обычно используют подмену пальцев.  8 Пример          Постепенно учащегося следует познакомить с более сложными видами аппликатуры, использующимися для достижения legato, а именно:  ­ перекладыванием пальцев; ­ беззвучной подменой пальцев на одной клавише; ­ скольжением пальцев с клавиши на клавишу.       Особенно часто эти приемы используются в полифонической музыке, но нередко они применяются  и в музыке гомофонно­гармонического склада.     а)  При перекладывании пальцев (4­го через 5­ый, 3­го через 4­ый и т.д.) важно   обратить   внимание   на   гибкость   запястья,   на   воспитание   нужного ощущения в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать клавиши, пока другой не возьмет следующую. А так же требуется неустанный слуховой контроль.  б)   Поработать   над  беззвучной   подменой  пальцев   полезно   путем   упражнений.   На   более   ранних   этапах   обучения   с   этой   целью   хорошо использовать   упражнения   Е.Ф.   Гнесиной   из   ее   «Подготовительных упражнений к различным видам  фортепианной техники», например: 9 Более сложные упражнения этого типа имеются  в «Новой формуле» В.И.  Сафонова.      В литературе встречаются разные случаи подмены пальцев. Иногда палец подменивается   непосредственно   перед   нажатием   следующей   клавиши. Иногда, напротив, подмена совершается сразу после нажатия клавиши.      в) Немалые трудности представляет для учеников  скольжение  пальцев с клавиши на клавишу. Встречаются самые разнообразные случаи скольжения на клавишах: с белой на белую, с черной на черную, с черной на белую и с белой   на   черную   клавиши.   При   скольжении   важно   найти   наилучший   угол наклона   пальца   и   силу   нажима   пальца   на   клавишу.   Иногда   это   имеет решающее значение для достижения нужной плавности звучания.   Соответствие   пальцев   правой   и   левой   рук  –   один   из   важных 6.   аппликатурных   принципов.   Обычно   это   дает   возможность   значительно быстрее справиться с трудностью.       Соответствие аппликатуры может быть достигнуто при противоположном движении     рук   (расходящийся   пассаж   в   последнем   такте   Этюда   Черни­ Гермера  №16  I­ой части).   Пример:    К   соответствию   аппликатур   надо   стремиться   и   при   параллельных движениях.   Использование   этого   принципа   очень   уместно,   например,   в «Маленьком командире» А. Майкапара. Ученики всегда бьются над тем, что бы   запомнить   неудачную   аппликатуру.   Между   тем,   стоит   лишь   показать 10 аппликатуру, основанную на принципе соответствия (одинаковые группы по 4 звука в каждой руке), как исполнение пассажа заметно облегчается.               Приведенных   принципов   аппликатуры   не   стоит   придерживаться догматически.   Могут   встретиться   случаи,   когда   один   принцип   входит   в противоречие   с   другим   или   когда   следует   руководствоваться   каким­либо иным принципом. Распределение голосов между двумя руками          Одной из существенных исполнительных задач является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Многие крупные пианисты   придают   этому   большое   значение.  Так   К.  Н.  Игумнов  говорил   : «очень много внимания трачу на аппликатуру… Тут не только расстановка пальцев, но и распределение материала между руками. Большое значение я придаю тому, что бы рукам было удобно и спокойно. Особенно в кантилене. Я часто передаю некоторые элементы из одной руки в другую, если так будет меньше суетни и лучше будет звучать».          Изменение авторского распределения рук возможно только в том случае, если это ведет к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи. Оно недопустимо, когда в целях достижения чисто пианистического удобства авторский замысел хотя бы в незначительной мере искажается. В пьесе   Шумана   «Веселый   крестьянин»   детям   с   маленькой   рукой   крайне неудобно в 9­ом такте на звуке «соль» верхнего голоса менять палец с 4­го на 5­ый,   без   чего   они   не   могут   сыграть   секунду   си   ­   до   правой   рукой. Целесообразно   звуки   секунды   распределить   между   двумя   руками.   Это придает исполнению плавность. 11 В пьесе того же автора «Первая утрата» в такте 23 для исполнения в партии   левой   руки   звука   фа#   2­ым   пальцем   требуется   довольно   большое растяжение, обычно это проблема для детской руки. Не имея возможности справиться с указанной аппликатурой, дети часто играют соль – фа# 2 раза подряд 1­ым пальцем левой руки. В результате чего нарушается связность звучания. Целесообразнее звук «соль» сыграть 1­ым пальцем правой руки, а фа# 1­ым правым пальцем левой руки.       При  этом распределении авторский замысел не только не искажается, но, наоборот, выявляется наиболее рельефно, так как требуемое здесь легато в мелодии   оказывается   легко   достижимым.   Кроме   того,   обе   первые   ноты мотива, которые надо сыграть особо сочным звуком, исполняются наиболее тяжелыми пальцами, что естественно вызывает и нужный характер звучности. 12 Заключение.         Значение аппликатуры в формировании исполнительских навыков трудно переоценить.   Постоянная   тщательная   работа   над   вопросами   аппликатуры дисциплинирует   учащегося.   Знание   типических   аппликатурных   формул облегчает разбор и выучивание нотного текста.                 Выявление  специфических особенностей разных пальцев развивает слуховое воображение и тембровый слух учащихся.                Изучение   аппликатуры   в   тесной   связи   с   техническими   приемами исполнения   способствует   осмысленному   подходу   учащихся   к   развитию пианистического мастерства.         Внимательное отношение к индивидуальным особенностям аппликатуры помогает каждому учащемуся глубже познать свои личные пианистические возможности, приобрести собственный исполнительский облик.                Поиски художественно оправданной аппликатуры дают возможность учащимся глубже понять выразительные средства музыки, помогают связать 13 художественный образ с техническими приемами исполнения. А это и есть основа воспитания пианистического мастерства. Список литературы. 1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано – М.: Музыка, 1978 2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика, ч. 1. ­ М.,1937   3. Вебер К.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. – СПб.:  Союз художников 2002 4. Виноградова О. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся­пианистов ­  М.: Музыка, 1965 5. Гольденвейзер   А.   Мысли   о   музыке,   исполнительском     искусстве   и фортепианной педагогике./ составитель Гольденвейзер Е.И. . ­  6. Николаева В.А. Ф. Шопен – педагог. ­  М. Музыка, 1980 14 15

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся

Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018