Значение глагола, его грамматические признаки
Русский язык
Урок по теме
«Значение глагола,
его грамматические признаки»
6 класс
Цель урока:
повторить и углубить знания учащихся по теме,
полученные в 5 классе.В тихие сентябрьские дни берёзка сбрасывает ли-
стья. Пламенеет клён, побурел дуб. Липа кидает зубчатые монетки в чёрную воду реки. На лист-
веннице скоро пожелтеет хвоя. Её золотые иголоч-
ки будут лежать и в зимнюю пору на белоснежной
скатерти.
Русский язык
Урок по теме
«Значение глагола,
его грамматические признаки»
6 класс
Цель урока:
повторить и углубить знания учащихся по теме,
полученные в 5 классе.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальный опросповторение.
3. Сообщение темы урока.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что на
зывается глаголом, что изучали ранее, привести
примеры, подобранные дома. Уточняется их значение
4. Объяснительный диктант.
В сентябре
В тихие сентябрьские дни берёзка сбрасывает ли
стья. Пламенеет клён, побурел дуб. Липа кидает
зубчатые монетки в чёрную воду реки. На лиственнице скоро пожелтеет хвоя. Её золотые иголоч
ки будут лежать и в зимнюю пору на белоснежной
скатерти.
5. Работа по тексту диктанта.
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Указать, какой частью речи выражено сказуемое.
Определить время глаголов.
В чём происходит согласование глагола
сказуемого с подлежащим?
6. Выполнение упражнения учебника по теме устно и
выборочно письменно.
7. Работа с таблицей на доске.
Записаны в три столбика слова:
зелень, рассвет, старик;
зелёная, светлая, старый;
зазеленеет, посветлел, стареет.
а) сопоставить глаголы с существительным и
прилагательным;
б) указать, какой частью речи являются слова в
таблице;
в) определить их по грамматическим признакам;
г) подобрать к существительным прилагательные,
к глаголам существительные, к прилагательным
существительные.
д) разобрать однокоренные слова по составу.
8. Учитель обращает внимание на то, что умение
хорошо разбираться в составе слова также помога
ет правильно и быстро распознавать части речи.
9. Письменный разбор по морфемам глаголовПРОЧИТАЮ, ЗАДУМАЛА.
10. Значение глагола в речи.
а) Работа с текстом.
Учитель:
Русский язык богат глаголами. Это даёт возмож
ность выражать мысли более точно, ярко, образно.
б) Чтение стихотворения М. Исаковского.
Ветер
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за чтото
Воробьёв знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел кудато
Вперегонку с пылью.
в) Работа с текстом стихотворения.
найти и подчеркнуть глаголы;
проанализировать их;
обратить внимание на значение глагола
ПОЖУРИЛ.
11. Самостоятельная работа.
Списать с доски предложения.
Заменить прилагательные глаголами.Синее небо. Вокруг золотая рожь.
Вдали тёмный лес.
Получится:
Синеет небо. Вокруг золотится рожь.
Вдали темнеет лес.
Сопоставить тексты.
Вывод: и в том и в другом случае даётся описание
природы, но прилагательные создают картину не
подвижности, покоя, а глаголы картину действия,
движения.
12.Подведение итогов урока.
13.Выставление оценок.
14.Домашнее задание. Составить миниатюру, испо
льзуя глаголы, обозначающие цвет. Темалюбая.
15.Слово учителя.
Пусть школа вам будет в радость!
Пусть уроки вам будут в радость!
Пусть дружба вам будет в радость!
Пусть жизнь вам будет в радость!
16.Работа с дневниками учащихся по итогам урока.