Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.
ДОКЛАД
на заседание цикловой комиссии
Тема доклада: «Значение информационных
технологии в учебном процессе»»
1Введение
Значение информационных технологии в учебном процессе
4
Заключение
Библиографический список
3
9
10
2Введение
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а
утомляется не деятельностью, а ее однообразием "
К.Д. Ушинский
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все
возрастающая скорость количественных и качественных изменений.
Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого
развития информационных технологий.
Возможность использования информационных технологий в образовании
строится на том, что обучение представляет собой обработку информации.
Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это
примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача
информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.
Применение информационных технологий дает возможность в большей
степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка
- естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их,
потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку,
способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения.
Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в
течение всей жизни - должна закладываться в школе.
Информатизация образования представляет собой систему методов,
процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,
обработки, хранения,
распространения и использования информации в
интересах ее потребителей.
Важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро
меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс
появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых
профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в
решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность обучающихся необходима для
качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной
культурой, формирование информационной компетенции обучающихся –
необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое
информационное пространство.
Цель:
Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей
обучающихся и достижению нового результата обучения посредством
применения ИКТ в образовательной деятельности.
3Задачи:
создать и организовать условия образовательной среды класса
посредством ресурсов ИКТ;
развивать компетентности
информационных потоках окружающего мира
коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
обучающихся ориентироваться в
(социальная,
использовать в организации уроков функционально-деятельностный и
личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и
развитие мотивации обучения младших обучающихся;
развивать навыки рефлексии и самооценки обучающихся с применением
ресурсов ИКТ;
вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и
совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую);
Ожидаемые результаты:
готовность и способность обучающихся актуализировать полученную в
различных формах информацию для самообразования и презентация
результатов своей работы;
стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и
представления информации с помощью средств ИКТ;
представление на школьной индивидуальных и совместных с родителями
и увлечения
проектов, отражающих разнообразные
обучающихся класса;
способности
достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.
В жизни современного общества технологии занимают значительное
место. Важность технологического компонента современной цивилизации
состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие
общества. Практически все процессы в обществе, так или иначе, происходят в
сопровождении технологии. Ее влияние на социальные процессы приводит к
существенным трансформациям последних. Так, стремительное развитие
информационно-коммуникационных технологий служит ключевым фактором,
определяющим ускоряющийся процесс информационной глобализации,
которая становится характерным явлением настоящего времени.
Информационное общество есть объективное условие современного
существования человека. Социальный контекст бытия современного
человека создается его жизнедеятельностью, опосредованной применением
современных технологий. Их роль в жизни как отдельного человека, так и
общества в целом отмечена расширением спектра опосредования. Тотальное
проникновение технического во все без исключения сферы жизни общества
инициирует трансформацию устоявшихся социальных отношений, что
предполагает и трансформацию самого типа социальности. Однако связь
технического и социального носит не односторонний характер:
существующий тип социальности также оказывает непосредственное
воздействие на бытие технического. Это выражается в том, что общество
задает социально приемлемые рамки функционирования технологий.
4Взаимосвязь технического и социального создает сложную, многоплановую
проблему их соотношения. Усиление экологического, антропологического,
культурного, политического, экономического кризисов происходит не без
участия технологий, которые вызывают в то же время исследовательский
интерес в качестве способа преодоления нарастающих кризисных явлений
современности. Концептуальное видение технологий обеспечивается
социально-философским анализом.
Особым вызовом является феномен «виртуальных сетевых сообществ»,
стремительное формирование которых требует осмысления роли важнейшего
их
– информационно-коммуникационных
технологий.
конституирующего
фактора
5Значение информационных технологии
в учебном процессе
Информационная революция означает переход общества на использование
принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень
развития процессов информационного взаимодействия. За время своего
существования общество претерпело шесть информационных революций:
появление языка и членораздельной человеческой речи; изобретение
письменности; изобретение книгопечатания - одно из первых информационных
технологий; изобретение средств информационной коммуникации (радио,
телефон,
телевидение); распространение средств вычислительной и
информационной техники; формирование глобальных информационных сетей,
формирование информационного общества.
В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую
название постиндустриальное или информационное общество, а тезис
известного исследователя массовых коммуникаций Герберта Маршалла
Маклюэна получил новое подтверждение. «информационное общество
характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются
знания».
Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные
информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной
революции в образовании. Информатизация образования - процесс обеспечения
сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых
информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на
реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Значительно расширяется роль преподавателя информатики - дополнительно
он становится координатором информатизации учебного процесса. Основными
средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение,
программное обеспечение и содержательное наполнение.
Единая
информационная образовательная среда образовательного учреждения
формируется путем координации информатизаций различных сфер его
деятельности, а именно, учебного процесса, контроля, измерения и оценки
результатов обучения,
внеучебной и
организационно-управленческой деятельности.
научно-исследовательской,
Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему
информационной перегруженности обучающихся и проблему ориентировки в
избыточном количестве информации.
Перегруженность обучающихся
информацией привела к тому, что современная отечественная педагогика
осознает необходимость смены образовательной парадигмы: "Основное
противоречие современной системы образования - это противоречие между
быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными
возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет
педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала
6(всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному
развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию".
Дидактически грамотное внедрение в образование, в частности, развивающих
технологий позволит выйти из кризиса.
средства
саморазвития,
Современное инновационное образование предусматривает значительное
расширение роли информатики и информационных технологий как
эффективного
самосовершенствования,
самообразования и самоконтроля обучающихся в учебном процессе. Основная
цель использования информационных технологий в учебном процессе как
инновационного подхода в образовании заключена в способствовании
максимального развития способностей обучающихся на основе саморегуляции и
самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира,
научного фундамента для успешного прогнозирования собственной
профессиональной деятельности, способствование творческому развитию
личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе
познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные
технологии (ИТ) неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя
недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их.
Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно
быть отведено в учебном процессе. Многомиллионные затраты на оснащение
учебных заведений компьютерами еще не гарантируют обеспечения
элементарной компьютерной грамотности обучающихся, не говоря уже о том,
что называется информационной культурой современного человека. Помимо
доступа к той или иной технологии, требуются фундаментальные исследования
ее возможностей и способностей.
Эффективность компьютеров и
информационных технологий зависит от того, как мы их используем, что все
зависит от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от
взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и
педагога, обучаемых между собой.
Привлекательность информационных технологий еще и в том, что для их
эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.
Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и
сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, нет
контроля над объективностью информации. И в этом смысле новые технологии
ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу
сущность.
У всех вышеперечисленных направлений применения ИТ в учебном
процессе есть плюсы и минусы. Первое направление - модуль. Это логически
завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая
контролем знаний и умений обучающихся. В учебном модуле базисные
содержательные блоки логически связаны в систему. Модуль должен
содержать познавательную и учебно-профессиональную часть. В основу
модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип
7предполагающий системность содержания,
системности,
чередование
познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, системность
контроля, логически завершающий каждый модуль. Модульное обучение
проводится по необходимости и подразумевает выделение определенного
количества часов для изучения конкретного курса какой-либо дисциплины.
Весомое значение в информатизации учебного процесса приобретают
межпредметные связи с использованием информационных технологий на
занятиях по предмету или изучение информационных технологий на уроках
информатики на базе знаний из курсов других дисциплин. Для использования
информационных и коммуникационных технологий на уроке преподаватель и
учащиеся должны обладать ИКТ-компетенциями. Как минимум, данное понятие
включает в себя, во-первых, умение работать с клавиатурой и мышкой на
уровне пользователя. Во-вторых, умение работать с БД, СD-ROMами, дискетами,
в Интернет. В-третьих, умение презентовать свой результат с помощью
компьютера, изучив офисные программы Word, Power Point. Далее по мере
необходимости изучаются модули более высокого уровня - программы
специального назначения САПР, Mathcad, Photoshop, CorelDRAW и другие.
Педагоги,
применяющие в образовательной деятельности новые
информационные и коммуникационные технологии, с полной уверенностью
говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не
просто значительно повышает мотивацию обучения, но и способствует
активному внедрению современных педагогических технологий, развитию
интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности.
Например, развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети
Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней,
сопоставлять, то есть, в целом все это способствует повышению
информационной культуры, что является необходимым качеством современного
человека, прививает навыки самообразования, помогает превращать учебу в
радость открытия.
Тенденцией современного этапа информатизации образования является
стремление к объединению различных электронных средств, задействованных в
учебном процессе, таких как электронные, справочники, энциклопедии,
обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний
обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-
методические комплексы. Психологи направления нейро-лингвистического
программирования выделяют в зависимости от типа восприятия информации
четыре типа людей: аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы. Традиционная
система обучения ориентирована в основном на аудиалов. Учебные электронные
обучающие программные продукты, использующие графику и схемы,
способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное и
алгоритмическое мышление. Электронный учебник - это не механическое
перенесение учебного материала в программную среду Word, Power Point, HTML
и т.п. Качественный электронный учебник должен способствовать развитию
дивергентного мышления (лат. divergentia - расхождение, тип мышления,
идущего в разных направлениях). Дивергентное мышление характеризуется
8быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью мыслительных процессов.
Современный электронный учебник (ЭУ) должен способствовать развитию
творческих способностей обучающихся. Разработчики ЭУ включают в него
обучающие и тренировочные программы с контролем времени; при четкой
конкретизации инструментов исполнения дают «открытые задания»,
фиксирующие только структуру их решения или отдельные элементы;
предъявляют требования к точности предъявляемой и ответной информации.
Электронный учебник - это учебное электронное издание, содержащее
систематизированные сведения научного и прикладного характера,
изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на
обучающихся разного возраста и степени обучения.
Электронные учебники - это литература нового поколения, объединяющая
достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных
технологий. На данном этапе обучение без применения современных
компьютерных информационных технологий становится невозможным.
Сейчас много говорится о преимуществах учебников на электронных
носителях в сравнении с традиционными. Действительно, такие преимущества
имеют место. Электронная учебная литература позволяет осуществлять:
1) автоматизацию и интенсификацию педагогического труда (при
проектировании систем обучения, подготовке к занятиям и отборе учебного
материала в соответствии с поставленной задачей обучения, формировании
дидактических материалов);
2) реализацию игровых форм обучения (деловых, контрольно-тестирующих
и др.);
3) обеспечение эргономических требований, выражающихся в минимизации
умственных усилий обучающегося, т.е. затрат нервной энергии на единицу
прочно усвоенных знаний;
4) машинную имитацию реальных объектов (систем) с образно-
художественным представлением (визуализацией) динамических результатов
имитационного моделирования;
5) использование гипертекстового и мультимедийного представления
информации;
6) комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса,
учета индивидуальных способностей обучающегося;
7) простоту хранения больших информационных массивов (справочная
информация на CD-диске занимает существенно меньше места, чем несколько
томов энциклопедии);
8) реализацию экологических требований (защита лесных массивов от
закрытие вредных производств по изготовлению бумаги,
вырубки,
типографской краски и т.п.).
9Наконец, информация, представленная на электронных носителях,
приносит экономию денежных средств и трудозатрат за счет сокращения
расходов на транспортировку и хранение. А так же обеспечивается
мультидоступ, что особенно актуально для библиотек в условиях недостаточной
экземплярности печатных документов при имеющемся спросе.
Однако следует при этом заметить, что затраты интеллектуального труда
авторских коллективов-создателей электронных учебников несопоставимо
выше, чем при выпуске традиционной литературы.
Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных
обучающих средств, конечно же, не обеспечивает гарантированно высоких
результатов в обучении, т.к. не лишено определенных недостатков. В их числе
недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией
на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги,
вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия
соответствующих технических средств и т.д.). Однако бурное развитие научно-
технического прогресса в этой области, несомненно, снизит остроту этих
проблем.
Обзор публикаций, сайтов и CD-продукции, предназначенной для
преподавания, позволяет сделать выводы об отсутствии со стороны
компетентных органов контроля над достоверностью, полнотой и точностью,
понятностью и доступностью, соотношением краткого и пространственного
предъявления информации в ЭУ. Как правило, адресуемый возрастной разброс
часто не определен или велик; отсутствует или недостаточный для процесса
обучения и создания творческой среды диалоговый режим, невозможность
проведения проблемного вида обучения. К электронным учебникам
предъявляется ряд таких дидактических требований как научность,
доступность, проблемность, наглядность, самостоятельность обучаемого и
активизация его деятельности, систематичность и последовательность,
прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и
воспитательных функций. При разработке ЭУ необходимо ознакомиться с
психологическими,
эргономическими,
эстетическими и здоровьесберегающими требованиями, а также требованиями
к оформлению документации.
технико-технологи-ческими,
В настоящее время в политике комплектования библиотек приоритеты
смещаются от традиционного учебника к электронному.
Важно, что использование современных технологий всегда является
психологически привлекательным для обучающихся. Значит, ниже вероятность
того, что электронный учебник, в отличие от книжного варианта, так и
останется нераскрытым. Напротив, электронный учебник с гипертекстовой
структурой станет притягательным, естественным и очень эффективным
дополнением к традиционным учебникам.
10Информационные технологии могут сделать процесс обучения более
интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную
информацию в нужное время.
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла
собственно учебные цели.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время способствует:
уменьшение количества дидактических затруднений у обучающихся;
повышение активности и инициативности обучающихся;
положительную динамику мотивации учения;
формирование навыка использования новых информационных технологий
для самообразования обучающихся.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих
возрастных особенностей обучающихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с
игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в
сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более
плавным;
большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не
используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их
практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно
снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в
игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их
приобретения;
высокая степень эмоциональности младших обучающихся значительно
сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на
компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную
напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы
обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и
выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный
материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей
игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием
графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и
голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Использование ИКТ
Работа с
программами
Составление
блок-схем
11Вычисление
задач
Использовани
е ИКТ
Работа с
мультимедией
Разработка
программ
12Заключение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из
наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать
первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их
образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского
общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой
экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и
сообществам более эффективно и творчески решать экономические и
социальные проблемы. Таким образом в Окинавской хартии глобального
информационного общества, подписанной лидерами стран "большой восьмерки"
на саммите в июле 2000г., очерчивается круг проблем, стоящих перед автором и
всем научным сообществом. Какие формы может принять распространение и
обработка информации в обществе, почему она занимает центральное место в
современных социальных системах и как она воздействует на социальные,
экономические и социальные отношения - разрешение этих вопросов имеет в
современном мире большое значение не только в научной, но также в
идеологической и политической сфере.
13Литература
1. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1994 – 192
с.: ил.
2. Дудченко B.C. "Инновационные технологии", М., МГСУ, 1996, с.61
3. Дука С.И. "Информационное общество: социогуманитарные аспекты", изд-во
СПбГУ, 2004, с. 170
4. Дридзе Т.М., "Человек и городская среда в прогнозном социальном
проектировании"//Общественные науки и современность, 1994, №1, С. 131-138
5. Егер В. "На пути к обществу услуг? Структурное изменение современной
Европы"//"Проблемы теоретической социологии", вып.2, СПбГУ, 1996, с.251-263
6. Заостровцев А., "Людвиг фон Мизес: Тотальное государство как тотальная
война"// газета "Дело", № 11(458) от 02.04.2007 http://www.asymetrix.com – сервер
компании Asymetrix Learning Systems
7. http://www.sibupk.nsk.su/– сервер, посвященный международной конференции по
теме «Компьютерные технологии в научном процессе и образовании
8. http://www.ccer.ggl.ruu.nl/
9. http://www.infoart.ru/
14