Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

  • Лекции
  • docx
  • 20.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чрезвычайно важную роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, которые позволят отработать отдельные приемы. Причем такие упражнения могут быть как составной частью интенсивного образовательного комплекса, так и выполнять роль дополнительного образовательного комплекса. Педагогические эскизы также активно применяются в работе со старшими дошкольниками. Отличие состоит в их количестве и сложности.
Иконка файла материала планирование по изо.docx
Планирование работы по изобразительной деятельности. Понятие планирования. Общие принципы планирования. Содержание планирования. Виды планирования. Связь ИЗОдеятельности с другими видами деятельности в ДОУ. Основные требования к оформлению конспектов.   План:     Литература:    Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под  ред. Т.С.Комаровой,1991. Лазарь Т. Взаимосвязь всех видов рисования как условие успешного овладения деятельностью.// Дошкольное воспитание. – 1979. ­ №2. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной  деятельности возможно лишь при чётком, последовательном распределении их по занятиям. Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности  осуществления программы воспитательно­образовательной работы с указанием  необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. Определилось 3 вида планирования: ­ календарное (составляется на 10­12 дней); ­ календарно­перспективное; ­ перспективное (на месяц, квартал). Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить  её целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в  работе воспитателя на ближайшие 2­3 месяца. Календарный план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие  требования программы и задачи годового плана детского сада.  В 1­й младшей группе (ясли) занятия рисованием и лепкой проводятся 2 раза в  неделю (1­рисование и 1­лепка), преимущественно утром. В первом полугодии проводятся  2­3 занятия с подгруппами по 4­5 детей. Затем группа делится на 2 подгруппы.  Продолжительность занятия – 8­10 мин. Во втором полугодии занятия проводятся со всей  группой детей, продолжительность – 15 мин. Всего 36 занятий в году: из них большинство предметного характера (24) и по замыслу (12).  Лепка 36 занятий, 1 раз в неделю. Во 2­й младшей группе и средней группе  рисование и лепка 1 раз в неделю, аппликация и конструирование 2 раза в месяц. Старшая и подготовительная группа рисование 2 раза в неделю, лепка 1 раз в нед.,  аппликация 1 раз в нед., конструирование 1 раз в нед. Нет строго определённого количества занятий по предметному, сюжетному или  декоративному рисованию. Занятия по замыслу детей проводят по всем видам 1 раз в  месяц. Декоративному рисованию отводится 2 занятия в месяц. Желательно 1 занятие в  месяц уделять рисованию, лепке и аппликации с натуры. Иногда можно проводить серию,  цикл занятий. Н­р, по знакомству с   Хохломой или симметричное вырезывание, т.е. где  нужно закрепить, отработать какой­нибудь навык. Но на отработку техники программа не  отводит специальных занятий, технические задачи решаются последовательно на всех  занятиях по ИЗОдеятельности.Если составлен перспективный план, то занятия по ИЗО могут планироваться на 1 день.  Само перспективное планирование основывается на основных дидактических  принципах:  Учёта конкретных педагогических условий (возрастного состава группы,  уровня развития детей и их возможностей); Взаимосвязи процесса воспитания и обучения; Регулярности, последовательности, повторности воспитательных воздействий;   4. Взаимосвязи различных разделов программы.  Индивидуальные различия в освоении умений. Знания, навыки и умения,  указанные в программе, должны усвоить все дети группы. Одни воспитанники усваивают  материал легче и скорее, другие – медленнее и с большим трудом. Индивидуальные  различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые лучше осваивают одни  умения, а некоторые – другие; одни отчётливее передают форму предмета, другие – более  чутки к цвету и создают более богатые и красивые цветосочетания; одним лучше удаётся  лепка, другим – рисунки; третьи довольно ловко вырезывают фигурки ножницами. Чтобы  ребёнок овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения,  педагог отмечает сильные стороны каждого ребёнка. трудности в овладении теми или  иными навыками вызываются отставанием развития движения рук, слишком малым  двигательным опытом. Задача педагога – учить каждого ребёнка  проявлять себя в играх и  труде, во взаимоотношениях со сверстниками.  Индивидуальные различия у детей проявляются и в том, как они осваивают передачу цвета  предметов и явлений, их форм, конструкций и т.д. Многие дети обладают большой  чувствительностью к цвету. Яркие цвета волнуют, вызывают чувство удовольствия. Индивидуальную работу с детьми тоже надо планировать, чтобы она носила не случайный, а планомерный характер. В ИЗОдеятельности необходим учёт: 1) разных разделов программы, их взаимосвязь с ИЗОдеятельностью (игра, прогулка,  наблюдения, математика, музыка); 2) помнить обо всех подвидах в ИЗОдеятельности, т.е. планируется предметное, сюжетное,  декоративное рисование, лепка, аппликация; 3) помнить и планировать такие моменты как украшение группы к празднику, выставки; 4) технические задачи решать на всех занятиях по ИЗО; 5) планирование по типам занятий; 6) помнить о взаимосвязи видов ИЗОдеятельности. Все эти моменты легко учитывать при перспективном планировании. Начинающим воспитателям, как правило, трудно работать только по перспективному  плану. Они чаще используют календарно­перспективный план или календарный, т.к. им  легче составлять план на 1 день. Более опытные воспитатели составляют календарный план  на неделю или две. ИЗОдеятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов всей  воспитательно­образовательной работы. На занятиях по ИЗО, кроме специфических задач,  решаются общие задачи: ­ воспитание творчества (самостоятельности, активности, инициативности); ­ формирование умений прилагать волевые усилия при выполнении задания: доводить  начатое дело до конца, развиваются многие психические процессы – память, воображение и  т.д.; ­ развитие технических умений навыков. Некоторые авторы (Т. Лазарь) предлагают планировать в зависимости от линий обучения.    детей рисованию. В каждой из них предполагается  Выделяют три линии в обучении целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественнойвыразительности и в то же время закрепление ранее приобретённых навыков и умений в  овладении иными средствами художественной выразительности. 1­я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование)  изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной  конфигурации. 2­я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному  построению рисунка, т.е. пространственному расположению предметов на плоскости листа  и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисованию пейзажа; затем сюжет,  где взаимодействуют природа и животные; затем – взаимодействуют природа, животные и  человек. 3­я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым соотношениям в  рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями красящих материалов;  затем передача в рисунках образцов народного ДПИ; затем творческое использование цвета. Помнить об этих линиях обучения необходимо при планировании, т.к. планирование  ведётся по принципу от простого к сложному.  Занятия по ИЗОдеятельности тесно связаны с другими разделами программы: с игрой,  сенсорным воспитанием, умственным воспитанием, развитием речи, чтением  художественной литературы, музыкальными занятиями, с прогулками. Н­р, программа по  сенсорному воспитанию предусматривает развитие представлений о форме предмета, цвете, оттенках, величине. Сенсорное воспитание осуществляется в разных видах деятельности, н­ р, математика – знакомство с эталонами формы, дидактическая игра – знакомство или  закрепление формы, цвета, величины. Таким образом, опыт, приобретённый детьми на занятиях математикой, в процессе  дидактических игр и упражнений обогащается и уточняется на занятиях по рисованию,  аппликации, лепке и конструированию. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов или явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение сказок или  стихотворений для последующего отображения в ИЗОдеятельности. Эта разносторонняя  работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в  самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры.  Н­р, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо понаблюдать их на прогулке. Составляя план воспитательной работы в группе, следует иметь в виду количество занятий,  которое указано на месяц по каждому из видов ИЗОдеятельности в программе. Также нет строгой регламентации в использовании ИЗОматериалов. Используется тот или  иной материал  (краски или карандаши) в зависимости от содержания занятия (н­р, ниточки  легче рисовать карандашами, а дорожку или ленты – красками) и от программных  требований. Нужно учитывать и тот факт, что детские рисунки, аппликации, лепка могут иметь  практическое назначение – в игре, в оформлении группы или зала, в качестве подарка.  Такая работа также учитывается и планируется воспитателем. При планировании учитывается тип занятия, вид и подвид занятий. Планирование по типам занятий. В детском саду проводят разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и  умений. Назовите типы занятий. Занятия на тему, предложенную воспитателем; Занятия по замыслу.   В свою очередь занятия 1­го типа подразделяются на занятия: а) по изучению нового программного материала. На таких занятиях мало внимания  уделяется творческим задачам, преимущественно решаются учебные задачи (н­р, учимрисовать дом. В данном случае дети должны рисовать не сказочный дом или дом, в котором они живут, а просто дом). б) повторение пройденного материала. Цель таких занятий – закрепление знаний, умений,  навыков. Даётся много упражнений (на одном занятии бублики, на втором – мяч, на третьем – шары) и много задач творческого характера (дети сами выбирают цвет, размер,  расположение и количество). Т.е, воспитатель должен помнить, что каждое новое умение усваивается в течение  определённого времени, на нескольких занятиях. Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей (2й тип).  Такие занятия планируются по всем видам ИЗОдеятельности. Инициативу и  самостоятельность детей направляют прежде всего на выбор содержания работы, способы  её выполнения. Детьми уже освоен навык (рисование бублика, мяча, шара), предлагается  нарисовать что­нибудь кругленькое. По формам организации выделяют  и обозначают в плане следующие виды занятий: Комплексное – когда несколько занятий представлены одним видом, н­р,  рисованием. Т.е. в комплексе и музыка, и экология, и рисование.    Одновидовое – либо только рисование, либо лепка и т.д. Тематическое – даётся одна тема, но используются разные виды деятельности.  Н­р, одни рисуют, другие занимаются аппликацией.  Комплексно­тематическое – н­р, развитие речи и изо, но изо представлено  разными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка). По способам организации ИЗОдеятельности различают занятия:   Коллективные – занимается вся группа. Групповые – по подгруппам, которые формируются по типу нервной  деятельности, развитию творческих способностей, темпа занятия. Индивидуальные – с одним ребёнком.  В зависимости  от  выбранной темы:  по литературным произведениям, окружающей действительности, рисование с натуры, по  представлению, по памяти. Планирование по видам ИЗОдеятельности.  В детском саду существует 4 основных вида ИЗОдеятельности. Какие? Рисование, лепка, аппликация и конструирование. Но конструирование такое, где ребёнок  создаёт образ – из бумаги или из бросового материала. Конструирование из конструкторов  в последнее время относят к умственной деятельности, т.к. там преобладают операции  анализа и синтеза, и образ как таковой не создаётся. При планировании учитывается не только вид ИЗОдеятельности, но и содержание  изображений работы. Изображения могут быть: ­ предметные ­ сюжетные ­ декоративные. Предметное изображение – способ создания изображения предметов, при котором  усваивается форма предметов. Сюжетное изображение – изображение явления, событий в динамике.Усваивается  композиция. Декоративные виды ИЗОдеятельности направлены на освоение детьми ДПИ, цвета,  колорита, ритма. Предметное                           Сюжетное                         Декоративное (Мл. и ср. возраст)                     (ближе к сред. возр.)         Сюжетно­тематическое                            Пейзаж    (старший. возр)Предметно­тематическое               Окружающая действит­ть Литератур. произведения Натура        По памяти               ( старший возр.) По представлению            (ребёнок должен представить предмет в какой­ нибудь необычной обстановке, либо это персонаж в необычной ситуации.  Как мишка  трубку курил) При планировании  занятий следует помнить о том, что все виды ИЗОдеятельности  взаимосвязаны – какие­то средства выразительности легче усваиваются через лепку, через  аппликацию другие. Композиция легче усваивается в аппликации. Движения – в лепке. Форма – в рисовании, в аппликации. Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации – это не только изображение одного предмета в разных видах деятельности. Одну  и ту же форму дети усваивают на разных  видах занятий: прямоугольная – рисуют флажок, наклеивают тележку. При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение  какого­то времени  занятия, связанные программными задачами и тематикой (н­р,  изображение человека, животных в рисунках, лепке, аппликации), или занятия, на которых  решают сходные программные задачи (н­р, вырезывание симметричных предметов из  бумаги, сложенной вдвое, или изображение предметов овальной формы). На каждый день тоже должен быть план. В календарном плане указываются:  Тема.  Программное содержание: 1­я гр. задач – изобразительные. 2­я гр. – технические. 3­я гр. – развивающие, воспитательные, творческие. 3.  Материал и оборудование. 4.   Предварительная работа. 5.   Индивидуальная работа. 6.   Ход занятия – конспект или методические приёмы. Кроме того, в плане указывается самостоятельная художественная деятельность детей, где  также планируется: ­ предварительная работа (наблюдение снегопада, «Создать необходимые условия для…») ­ индивидуальная работа (упражнять в полученных навыках) ­ самостоятельная творческая деятельность «Создать условия для творческой деятельности…» Правила построения конспекта. При составлении конспекта занятия нужно учитывать следующее: Всегда ориентироваться на группу (возраст детей). Помнить о соответствии занятия времени года, т.к. мышление ребёнка     конкретно.  Определить тип занятия (по замыслу или на тему, предложенную  воспитателем) и подвид занятия (предметное, сюжетное, декоративное). Название занятия. Следует избегать однословных названий, н­р, не просто  «Кукла», а «Кукла в длинном платье», не «Ежи», а «Как ёжик к зиме готовится». Пишется    Программное содержание  Материалы и оборудование Предварительная работа Индивидуальная работаХод занятия или методические приёмы. Программное содержание включает в себя 3 группы задач. 1 гр. Изобразительные.  Это чёткое определение того, Что мы будем изображать. Н­р, Учить  изображать фигуру человека. Далее перечисляются те признаки, которые надо передать, ­  форма, величина, пропорции, расположение в пространстве (пропорции 1 к 5, располагать  на середине листа). (творческие задачи).  ­ продумывание содержания, дополнения к основной части деталей (украшения на  платье, мимика лица – весёлая, грустная девочка и т.д.) 2 гр. Технические задачи. Чем и как рисовать. Закрепить рисование красками, учить пользоваться акварельными красками.   (Чем?) (Как?) – тычком кисти или всей кисточкой  ­самостоятельность, т.е. учить самостоятельно продумывать способы рисования в  Творческие задачи. зависимости от содержания. Н­р, самостоятельно выбирать способ изображения человека,  разные способы закрашивания. 3 гр. Развивающие, воспитывающие, творческие. ­ активность. ­ мотив помощи. ­ инициатива. ­ воображение. Кроме того, всегда планируется анализ детских работ и оценка. Оценка   желание, за старание в работе. Давать оценку результату труда нельзя.  Анализ.    даётся за  При планировании пишутся вопросы к анализу, которые всегда соотносятся с  программным содержанием. Н­р, мы учим детей рисовать пушистого зайца тычком кисти.  Здесь будут иметь место такие вопросы: Чей заяц самый пушистый и почему? Чей самый весёлый и почему? Чей самый  маленький и почему? Т.е. вопросы для анализа исходят из содержания. Анализ лучше проводить вне занятия, т.к. у детей всегда бывает желание рассказать о своём рисунке. Итак, при планировании нужно помнить об основных дидактических принципах обучения, о связи  ИЗОдеятельности с другими разделами программы, учитывать индивидуальные  различия в освоении умений. В плане находит отражение как содержание образовательной  работы с детьми, так и формы её организации.

Посмотрите также