Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников
Оценка 4.6

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Оценка 4.6
Лекции
docx
изобразительное искусство
Детсад
20.09.2019
Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников
Чрезвычайно важную роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, которые позволят отработать отдельные приемы. Причем такие упражнения могут быть как составной частью интенсивного образовательного комплекса, так и выполнять роль дополнительного образовательного комплекса. Педагогические эскизы также активно применяются в работе со старшими дошкольниками. Отличие состоит в их количестве и сложности.
планирование по изо.docx
Планирование работы по изобразительной деятельности. Понятие планирования. Общие принципы планирования. Содержание планирования. Виды планирования. Связь ИЗОдеятельности с другими видами деятельности в ДОУ. Основные требования к оформлению конспектов.   План:     Литература:    Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под  ред. Т.С.Комаровой,1991. Лазарь Т. Взаимосвязь всех видов рисования как условие успешного овладения деятельностью.// Дошкольное воспитание. – 1979. ­ №2. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной  деятельности возможно лишь при чётком, последовательном распределении их по занятиям. Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности  осуществления программы воспитательно­образовательной работы с указанием  необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. Определилось 3 вида планирования: ­ календарное (составляется на 10­12 дней); ­ календарно­перспективное; ­ перспективное (на месяц, квартал). Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить  её целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в  работе воспитателя на ближайшие 2­3 месяца. Календарный план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие  требования программы и задачи годового плана детского сада.  В 1­й младшей группе (ясли) занятия рисованием и лепкой проводятся 2 раза в  неделю (1­рисование и 1­лепка), преимущественно утром. В первом полугодии проводятся  2­3 занятия с подгруппами по 4­5 детей. Затем группа делится на 2 подгруппы.  Продолжительность занятия – 8­10 мин. Во втором полугодии занятия проводятся со всей  группой детей, продолжительность – 15 мин. Всего 36 занятий в году: из них большинство предметного характера (24) и по замыслу (12).  Лепка 36 занятий, 1 раз в неделю. Во 2­й младшей группе и средней группе  рисование и лепка 1 раз в неделю, аппликация и конструирование 2 раза в месяц. Старшая и подготовительная группа рисование 2 раза в неделю, лепка 1 раз в нед.,  аппликация 1 раз в нед., конструирование 1 раз в нед. Нет строго определённого количества занятий по предметному, сюжетному или  декоративному рисованию. Занятия по замыслу детей проводят по всем видам 1 раз в  месяц. Декоративному рисованию отводится 2 занятия в месяц. Желательно 1 занятие в  месяц уделять рисованию, лепке и аппликации с натуры. Иногда можно проводить серию,  цикл занятий. Н­р, по знакомству с   Хохломой или симметричное вырезывание, т.е. где  нужно закрепить, отработать какой­нибудь навык. Но на отработку техники программа не  отводит специальных занятий, технические задачи решаются последовательно на всех  занятиях по ИЗОдеятельности. Если составлен перспективный план, то занятия по ИЗО могут планироваться на 1 день.  Само перспективное планирование основывается на основных дидактических  принципах:  Учёта конкретных педагогических условий (возрастного состава группы,  уровня развития детей и их возможностей); Взаимосвязи процесса воспитания и обучения; Регулярности, последовательности, повторности воспитательных воздействий;   4. Взаимосвязи различных разделов программы.  Индивидуальные различия в освоении умений. Знания, навыки и умения,  указанные в программе, должны усвоить все дети группы. Одни воспитанники усваивают  материал легче и скорее, другие – медленнее и с большим трудом. Индивидуальные  различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые лучше осваивают одни  умения, а некоторые – другие; одни отчётливее передают форму предмета, другие – более  чутки к цвету и создают более богатые и красивые цветосочетания; одним лучше удаётся  лепка, другим – рисунки; третьи довольно ловко вырезывают фигурки ножницами. Чтобы  ребёнок овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения,  педагог отмечает сильные стороны каждого ребёнка. трудности в овладении теми или  иными навыками вызываются отставанием развития движения рук, слишком малым  двигательным опытом. Задача педагога – учить каждого ребёнка  проявлять себя в играх и  труде, во взаимоотношениях со сверстниками.  Индивидуальные различия у детей проявляются и в том, как они осваивают передачу цвета  предметов и явлений, их форм, конструкций и т.д. Многие дети обладают большой  чувствительностью к цвету. Яркие цвета волнуют, вызывают чувство удовольствия. Индивидуальную работу с детьми тоже надо планировать, чтобы она носила не случайный, а планомерный характер. В ИЗОдеятельности необходим учёт: 1) разных разделов программы, их взаимосвязь с ИЗОдеятельностью (игра, прогулка,  наблюдения, математика, музыка); 2) помнить обо всех подвидах в ИЗОдеятельности, т.е. планируется предметное, сюжетное,  декоративное рисование, лепка, аппликация; 3) помнить и планировать такие моменты как украшение группы к празднику, выставки; 4) технические задачи решать на всех занятиях по ИЗО; 5) планирование по типам занятий; 6) помнить о взаимосвязи видов ИЗОдеятельности. Все эти моменты легко учитывать при перспективном планировании. Начинающим воспитателям, как правило, трудно работать только по перспективному  плану. Они чаще используют календарно­перспективный план или календарный, т.к. им  легче составлять план на 1 день. Более опытные воспитатели составляют календарный план  на неделю или две. ИЗОдеятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов всей  воспитательно­образовательной работы. На занятиях по ИЗО, кроме специфических задач,  решаются общие задачи: ­ воспитание творчества (самостоятельности, активности, инициативности); ­ формирование умений прилагать волевые усилия при выполнении задания: доводить  начатое дело до конца, развиваются многие психические процессы – память, воображение и  т.д.; ­ развитие технических умений навыков. Некоторые авторы (Т. Лазарь) предлагают планировать в зависимости от линий обучения.    детей рисованию. В каждой из них предполагается  Выделяют три линии в обучении целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретённых навыков и умений в  овладении иными средствами художественной выразительности. 1­я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование)  изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной  конфигурации. 2­я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному  построению рисунка, т.е. пространственному расположению предметов на плоскости листа  и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисованию пейзажа; затем сюжет,  где взаимодействуют природа и животные; затем – взаимодействуют природа, животные и  человек. 3­я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым соотношениям в  рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями красящих материалов;  затем передача в рисунках образцов народного ДПИ; затем творческое использование цвета. Помнить об этих линиях обучения необходимо при планировании, т.к. планирование  ведётся по принципу от простого к сложному.  Занятия по ИЗОдеятельности тесно связаны с другими разделами программы: с игрой,  сенсорным воспитанием, умственным воспитанием, развитием речи, чтением  художественной литературы, музыкальными занятиями, с прогулками. Н­р, программа по  сенсорному воспитанию предусматривает развитие представлений о форме предмета, цвете, оттенках, величине. Сенсорное воспитание осуществляется в разных видах деятельности, н­ р, математика – знакомство с эталонами формы, дидактическая игра – знакомство или  закрепление формы, цвета, величины. Таким образом, опыт, приобретённый детьми на занятиях математикой, в процессе  дидактических игр и упражнений обогащается и уточняется на занятиях по рисованию,  аппликации, лепке и конструированию. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов или явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение сказок или  стихотворений для последующего отображения в ИЗОдеятельности. Эта разносторонняя  работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в  самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры.  Н­р, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо понаблюдать их на прогулке. Составляя план воспитательной работы в группе, следует иметь в виду количество занятий,  которое указано на месяц по каждому из видов ИЗОдеятельности в программе. Также нет строгой регламентации в использовании ИЗОматериалов. Используется тот или  иной материал  (краски или карандаши) в зависимости от содержания занятия (н­р, ниточки  легче рисовать карандашами, а дорожку или ленты – красками) и от программных  требований. Нужно учитывать и тот факт, что детские рисунки, аппликации, лепка могут иметь  практическое назначение – в игре, в оформлении группы или зала, в качестве подарка.  Такая работа также учитывается и планируется воспитателем. При планировании учитывается тип занятия, вид и подвид занятий. Планирование по типам занятий. В детском саду проводят разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и  умений. Назовите типы занятий. Занятия на тему, предложенную воспитателем; Занятия по замыслу.   В свою очередь занятия 1­го типа подразделяются на занятия: а) по изучению нового программного материала. На таких занятиях мало внимания  уделяется творческим задачам, преимущественно решаются учебные задачи (н­р, учим рисовать дом. В данном случае дети должны рисовать не сказочный дом или дом, в котором они живут, а просто дом). б) повторение пройденного материала. Цель таких занятий – закрепление знаний, умений,  навыков. Даётся много упражнений (на одном занятии бублики, на втором – мяч, на третьем – шары) и много задач творческого характера (дети сами выбирают цвет, размер,  расположение и количество). Т.е, воспитатель должен помнить, что каждое новое умение усваивается в течение  определённого времени, на нескольких занятиях. Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей (2й тип).  Такие занятия планируются по всем видам ИЗОдеятельности. Инициативу и  самостоятельность детей направляют прежде всего на выбор содержания работы, способы  её выполнения. Детьми уже освоен навык (рисование бублика, мяча, шара), предлагается  нарисовать что­нибудь кругленькое. По формам организации выделяют  и обозначают в плане следующие виды занятий: Комплексное – когда несколько занятий представлены одним видом, н­р,  рисованием. Т.е. в комплексе и музыка, и экология, и рисование.    Одновидовое – либо только рисование, либо лепка и т.д. Тематическое – даётся одна тема, но используются разные виды деятельности.  Н­р, одни рисуют, другие занимаются аппликацией.  Комплексно­тематическое – н­р, развитие речи и изо, но изо представлено  разными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка). По способам организации ИЗОдеятельности различают занятия:   Коллективные – занимается вся группа. Групповые – по подгруппам, которые формируются по типу нервной  деятельности, развитию творческих способностей, темпа занятия. Индивидуальные – с одним ребёнком.  В зависимости  от  выбранной темы:  по литературным произведениям, окружающей действительности, рисование с натуры, по  представлению, по памяти. Планирование по видам ИЗОдеятельности.  В детском саду существует 4 основных вида ИЗОдеятельности. Какие? Рисование, лепка, аппликация и конструирование. Но конструирование такое, где ребёнок  создаёт образ – из бумаги или из бросового материала. Конструирование из конструкторов  в последнее время относят к умственной деятельности, т.к. там преобладают операции  анализа и синтеза, и образ как таковой не создаётся. При планировании учитывается не только вид ИЗОдеятельности, но и содержание  изображений работы. Изображения могут быть: ­ предметные ­ сюжетные ­ декоративные. Предметное изображение – способ создания изображения предметов, при котором  усваивается форма предметов. Сюжетное изображение – изображение явления, событий в динамике.Усваивается  композиция. Декоративные виды ИЗОдеятельности направлены на освоение детьми ДПИ, цвета,  колорита, ритма. Предметное                           Сюжетное                         Декоративное (Мл. и ср. возраст)                     (ближе к сред. возр.)         Сюжетно­тематическое                            Пейзаж    (старший. возр) Предметно­тематическое               Окружающая действит­ть Литератур. произведения Натура        По памяти               ( старший возр.) По представлению            (ребёнок должен представить предмет в какой­ нибудь необычной обстановке, либо это персонаж в необычной ситуации.  Как мишка  трубку курил) При планировании  занятий следует помнить о том, что все виды ИЗОдеятельности  взаимосвязаны – какие­то средства выразительности легче усваиваются через лепку, через  аппликацию другие. Композиция легче усваивается в аппликации. Движения – в лепке. Форма – в рисовании, в аппликации. Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации – это не только изображение одного предмета в разных видах деятельности. Одну  и ту же форму дети усваивают на разных  видах занятий: прямоугольная – рисуют флажок, наклеивают тележку. При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение  какого­то времени  занятия, связанные программными задачами и тематикой (н­р,  изображение человека, животных в рисунках, лепке, аппликации), или занятия, на которых  решают сходные программные задачи (н­р, вырезывание симметричных предметов из  бумаги, сложенной вдвое, или изображение предметов овальной формы). На каждый день тоже должен быть план. В календарном плане указываются:  Тема.  Программное содержание: 1­я гр. задач – изобразительные. 2­я гр. – технические. 3­я гр. – развивающие, воспитательные, творческие. 3.  Материал и оборудование. 4.   Предварительная работа. 5.   Индивидуальная работа. 6.   Ход занятия – конспект или методические приёмы. Кроме того, в плане указывается самостоятельная художественная деятельность детей, где  также планируется: ­ предварительная работа (наблюдение снегопада, «Создать необходимые условия для…») ­ индивидуальная работа (упражнять в полученных навыках) ­ самостоятельная творческая деятельность «Создать условия для творческой деятельности…» Правила построения конспекта. При составлении конспекта занятия нужно учитывать следующее: Всегда ориентироваться на группу (возраст детей). Помнить о соответствии занятия времени года, т.к. мышление ребёнка     конкретно.  Определить тип занятия (по замыслу или на тему, предложенную  воспитателем) и подвид занятия (предметное, сюжетное, декоративное). Название занятия. Следует избегать однословных названий, н­р, не просто  «Кукла», а «Кукла в длинном платье», не «Ежи», а «Как ёжик к зиме готовится». Пишется    Программное содержание  Материалы и оборудование Предварительная работа Индивидуальная работа Ход занятия или методические приёмы. Программное содержание включает в себя 3 группы задач. 1 гр. Изобразительные.  Это чёткое определение того, Что мы будем изображать. Н­р, Учить  изображать фигуру человека. Далее перечисляются те признаки, которые надо передать, ­  форма, величина, пропорции, расположение в пространстве (пропорции 1 к 5, располагать  на середине листа). (творческие задачи).  ­ продумывание содержания, дополнения к основной части деталей (украшения на  платье, мимика лица – весёлая, грустная девочка и т.д.) 2 гр. Технические задачи. Чем и как рисовать. Закрепить рисование красками, учить пользоваться акварельными красками.   (Чем?) (Как?) – тычком кисти или всей кисточкой  ­самостоятельность, т.е. учить самостоятельно продумывать способы рисования в  Творческие задачи. зависимости от содержания. Н­р, самостоятельно выбирать способ изображения человека,  разные способы закрашивания. 3 гр. Развивающие, воспитывающие, творческие. ­ активность. ­ мотив помощи. ­ инициатива. ­ воображение. Кроме того, всегда планируется анализ детских работ и оценка. Оценка   желание, за старание в работе. Давать оценку результату труда нельзя.  Анализ.    даётся за  При планировании пишутся вопросы к анализу, которые всегда соотносятся с  программным содержанием. Н­р, мы учим детей рисовать пушистого зайца тычком кисти.  Здесь будут иметь место такие вопросы: Чей заяц самый пушистый и почему? Чей самый весёлый и почему? Чей самый  маленький и почему? Т.е. вопросы для анализа исходят из содержания. Анализ лучше проводить вне занятия, т.к. у детей всегда бывает желание рассказать о своём рисунке. Итак, при планировании нужно помнить об основных дидактических принципах обучения, о связи  ИЗОдеятельности с другими разделами программы, учитывать индивидуальные  различия в освоении умений. В плане находит отражение как содержание образовательной  работы с детьми, так и формы её организации.

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития  дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2019