Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1 3 1 – В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может употребляться слово точка? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с мёртвой точки, попасть в самую точку и др.) – Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их важность, говорит об этом с особым чувством.) – О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к ним.) – Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос. – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. «Зачем нужны знаки препинания?» или «Роль знаков препинания» (принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания). – Составим план урока. План (примерный) 1. Повторить схемы слов, предложений. 2. Оформление предложений на письме в русском языке. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur14.doc
Русский язык Предложение Урок 14 (11). Тема: Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. Цель:   – развитие эмоциональной сферы личности ученика, внимания к интонации, тону собственной речи и речи собеседника;   – развитие устной и письменной речи – осознание интонационно­мелодических особенностей высказываний и развитие      умения в выборе знаков препинания;   – развитие чувства языка. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. © ООО «Баласс», 2012 1– Напишите слова «Классная работа». Беседа.  4  3 Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе  знаков препинания»: Человек   потерял   запятую,   стал   бояться   сложных   предложений, искал   фразу   попроще.   За   несложными   фразами   пришли   несложные мысли. Потом   он   потерял   знак   восклицательный   и   знак   вопросительный   и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства. К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. – Как вы думаете, чем заканчивается сказка?  Версии детей. – Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!» – Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела, до плохого конца.) – Сколько значений у слова точка? (2.) Что же обыгрывается автором в тексте? (Разные значения слова точка.)      1   3   1 – В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может  употребляться слово точка? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с  мёртвой точки, попасть в самую точку и др.) – Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает  нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их важность,  говорит об этом с особым чувством.) 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё предполо­ жение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  © ООО «Баласс», 2012 2формулирование правила  (определения). – О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к  ним.) – Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос. – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. «Зачем нужны знаки препинания?»  или  «Роль знаков препинания» (принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания). – Составим план урока. План (примерный) 1. Повторить схемы слов, предложений. 2. Оформление предложений на письме в русском языке. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает это умение? 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять   свои   мысли   в устной форме. 4. Умение работать в паре. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  Повторение.  Совершенство­ вание речевых и  правописных  I. Беседа.   1  3  3  1 1. Проверка домашнего задания. 1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в конце которых вы поставили:  а) точку; б) вопросительный знак; в) восклицательный знак.  Задание можно проверить по рядам или вариантам. 2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  © ООО «Баласс», 2012 3умений. конце которого вы поставили вопросительный знак. –  Чем   это   предложение   отличается   от   всех   остальных?   (В   остальных вариантах ответов содержится просьба, а не вопрос.) обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак) в   задании   №7   из   Рабочей   тетради?   (Содержится   приглашение,  которое произносится с особым чувством.) 2. Словарно­орфографическая работа. –  Отгадайте   загадки   и   запишите   отгадки   (последнее   слово   учитель записывает на доске вместе с детьми). Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) Я румяную матрёшку от подруг не оторву, Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.) Она, как змейка, в траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.) – Что общего у записанных слов? – Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове? – Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления? –  Составьте   со   словом  ящерица  три   разных   предложения:   с   точкой, вопросительным и восклицательным знаком на конце. © ООО «Баласс», 2012 4II. Работа по учебнику.  1   3 1.  Упр.   25   –   совершенствуются   языковые,   интонационные   и пунктуационные умения (различать разные виды предложений, читать их с нужной интонацией и оформлять на письме). Рекомендуется   провести   взаимопроверку   деления   на   слоги   и   для переноса   слова  русский,   так   как   коллективно   в   процессе   словарной работы актуализировались эти умения. Слова му|дры|е, бы|стре|е (му– дрые,   бы–стрее)  желательно   проверить   на   доске.   Учитель   может обратить внимание на возможность вариантного переноса слов  му– дрые  и  муд–рые,  а  также  бы–стрее  и  быст–рее,  т.е.  не  только  по слогам. Упр. 26 –  развиваются орфоэпические умения (умение интонировать предложение в соответствии с характером пунктуационного знака). 2. Чтение правила в рамке по учебнику. –  От   чего   зависит   разная   интонация   при   чтении   предложений?   (От содержания и чувства, с которым оно произносится.) П: – Особая интонация в предложениях называется восклицательной. Если же   говорящий   особого   чувства   не   вкладывает,   то   говорят   о невосклицательной интонации. Об этом вы более подробно узнаете при дальнейшем изучении русского языка в 3­м и 4­м классах. 3. Дополнительный материал к уроку. Упр. 13 («Дидактический материал»). – Запишите предложение с вопросительным знаком в конце. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма   ТОУУ © ООО «Баласс», 2012 5самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выписать предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выписал всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙV. Итог урока. –  На   адрес   нашего   класса   пришло   письмо.   Догадайтесь,   кто   его отправитель, кто прислал это письмо. Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны!                     (А. Тетевкин.) – Запишите ответ в виде знака. (!) –  Как называется особое выражение в предложениях с таким знаком на конце? (Интонация, восклицательная интонация.) – Какая именно это будет интонация, что она будет выражать? © ООО «Баласс», 2012 6(Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.) – Какая интонация должна быть в предложениях с точкой или вопросом на конце? (Нет особого чувства, а просто рассказывают или спрашивают о чём­то.)          4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что?   ТООУ V.  Домашнее  задание.  Н. «Дидактический материал», упр. 11. П. Рабочая тетрадь, тема 2, №9. Деятельность учеников:   – Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.   – Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.   – Читать предложения с разной интонацией. © ООО «Баласс», 2012 7

Посмотрите также