Знакомство с буквой Н,н

  • doc
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект.doc

Технологическая карта урока

 

ФИО: Шахтимир Марина Анатольевна

ГБОУ «ШКОЛА №38 ИМЕНИ Т.И. ГОРДИЕНКО Г.О. ДОНЕЦК»

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н’]

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: Познакомить со звуками [н], [н′], буквой Н н; развивать речь, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять звуки [н], [н′] в словах;различать твердый и мягкий звуки [н] и [н′]; соотносить звуки [н], [н′] с буквой Нн; читать слоги и слова с буквой Нн.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на образец; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ,используя учебную литературу ;применять  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач ;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД: строить понятные для партнера высказывания ;задавать вопросы уточняющего характера;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности;осознавать значение чтения для личного развития;формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;осознавать свою принадлежность к народу, стране;уважать историю и культуру своей Родины.

Педагогические задачи:

Обучающие:

1. Актуализировать знания о согласных и гласных звуках;

2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Н, н. Формировать умение определять звук [н] [н’] и букву Нн в словах, слогах; читать слова и слоги с этой буквой;

3. Формировать умение определять звук [н] [н’] и букву Нн в словах, слогах; читать слова и слоги с этой буквой.

 Развивающие:

1. Способствовать развитию умения логического мышления, фонетического слуха, понимание схем;

2. Развивать умение работать в парах, группах;

3. Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Воспитывающие:

1. Содействовать воспитанию интереса к обучению грамоте;

2. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к чужому мнению;

3. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, чувство коллективизма.

Технология: базовая

Оборудование: учебник, картинки с изображением трех поросят, магнитная доска, кораблик с буквой н ,карточки с гласными буквами а, у, и, о, ы,синие и зеленые карточки для обозначения твердости и мягкости звуков, палочки счетные, раздаточный материал для работы в группах.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

I.

Организационный момент.

Мотивация на успех.

 

Приветствует детей.Проверяет готовность к уроку.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро - солнцу и птицам!

- Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Слушают стихотворение.

Личностные:

 формирование положительного отношения к учению.

Регулятивные:

организация своего рабочего места. Коммуникативные:

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

II.

Актуализация знаний.

Предлагает вспомнить материал прошлого урока.

Организует повторение изученных букв, через вопросы.

−  С какими буквами мы уже познакомились?

−  Какие звуки они обозначают?

−  В чем заключается особенность гласных звуков?

 

Вспоминают изученные буквы и звуки. Отвечают на вопросы учителя: «С их помощью можно пропеть любую мелодию. Они могут быть ударными или безударными. С их помощью об­разуются слоги. Некоторые гласные буквы бывают малень­кими словами — предлогами. Буквы И, А бывают союзами, они обеспечивают союз двух слов».

Вспоминают, что буква И указывает на мягкость согласного звука.

 

Познавательные: актуализация ранее полученных знаний. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

III.

Постановка учебной задачи (целеполагание,

метод «Яркое пятно»)

Подводит к теме урока через сказку о трех поросятах. Задает вопросы по сказке.  

- Сегодняшний урок начинается со слова- новость. Сегодня в сказочных новостях сообщили, что дома, построенные из соломы, веточек и тонких прутиков, совсем ненадёжные. А вот каменный дом может спасти даже от страшного волка.

Загадывает загадку.

 -Узнали сказку?

-На этом уроке настоящими помощниками станут три брата.

-А как же их звали?

Демонстрирует иллюстрацию с поросятами.

-Даже имена у них похожи. Давайте дружно произнесем их.

-Произнеся их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок?

Сегодня мы отправляемся
в гости к новым  звукам [н]
, [н′] и букве Н.

Отгадывают загадку. Вспоминают  краткое содержание сказки.

-Сказка рассказывает о трёх братьях-поросятах, которые строят себе жильё в лесу перед началом холодов.

Когда злой волк рушит жилища двух братьев, именно дом третьего становится надёжным строением для всех трёх поросят.

Отвечают на вопрос.

-Сказка учит трудолюбию, разумности, терпению, взаимопомощи в трудных ситуациях и необходимости заботиться о будущем и не бросать друга в беде.

Называют имена - это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф.

Формулируют тему урока с помощью учителя. Определяют цели урока: узнать новые звуки, научиться их различать, узнать букву, обозначающую эти звуки, научиться читать слоги и слова с этой буквой.

Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: умение формулировать проблему. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

IV. Формирование новых знаний и умений

Объединяет детей в группы по рядам (команда Нуф-Нуфа,Наф-Нафа и Ниф-Нифа)

Организует работу в группах (слова

 со звуком [н] в начале, середине и в конце слова).

-Рассмотрите внимательно картинку, где очень любят гулять наши поросята.

 Первая команда найдет слова ,где звук [н] стоит в начале слова, вторая команда-в середине слова  и третья команда -в конце слова.

Организует характеристику звука  с помощью вопросов.

 -Расскажите поросятам, как дать характеристику звуку.

-Для этого поработайте в парах. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать.

Произнесите его по очереди друг другу.

-Что происходит во время произношения звука [н]? Какой вывод сделаем?

Помогите поросятам узнать, звонкий ли это звук?

Объясняет на примере имен поросят мягкость и твердость звуков.

- Проводит  игру «Твердый – мягкий».

Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина,осень

Просит рассказать  поросятам  все ,что узнали о  этом звуке.

Работают в группах, ищут слова.

Выделяют звук [н] в словах.

Дают характеристику звуку.

Определяют гласный или согласный (язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Его протянуть нельзя ,значит, звук [н] – согласный).

Определяют глухой или звонкий(кладут руки на горлышко или на ушки и слушают , как будет работает  горло. Есть вибрация,и слышен голос,значит, это звонкий звук).

Определяют мягкость и твердость звуков. Произносят имена поросят,составляют звуковые схемы,делают вывод :

Наф-Наф – твёрдый звук [н],

Нуф-Нуф – твёрдый звук [н].

В этих именах звук [н] твердый, на схеме будем обозначать синим цветом.

А в имени Ниф-Ниф -мягкий, будем обозначать зеленым цветом.

Значит, у звука [н] есть пара – звук [н′].

Участвуют в  игре «Твердый – мягкий». Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н′].

Делают вывод и дают полную характеристику звуку.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием.

V. Физкультминутка

Проводит физкультминутку  про трех поросят

 

Выполняют движения

 

Личностные: формирование ценности здорового образа жизни.

VI. Закрепление нового знания

Сообщает, что звуки [н] и [н′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

Представляет букву Нн. На доске вывешивает карточку с изображением буквы Н н. Проводит анализ  буквы с помощью вопросов.

-Скажите ,ребята есть ли у нас в классе дети чьи имена начинаются на эту букву?

-Как пишутся имена?

Есть ли пара у заглавной буквы?

Похожи ли они?

Читает сказку про букву Н.

-Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она – первая буква в алфавите. И так хорошо стало – разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А – первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Предлагает выполнить задание.

-Проверьте правдивость этой истории – выложите палочками букву Н, превратите её в букву А, а затем опять в букву Н,в букву И ,а затем опять в букву Н Пусть мечта буквы Н исполнится.

-Покажите ,а где на самом деле место буквы Н в алфавите.

Объясняет написание буквы. Организует печатание буквы в тетрадях.

 

Рассматривают букву Нн.

Вспоминают детей,имена которых начинаются на букву Н,делают вывод,что они пишутся  с заглавной буквы Н ,а у неё  есть пара – строчная буква н , и они похожи.

Объясняют написание буквы.

Выкладывают букву палочками

Находят её место в алфавите

Печатают букву в тетрадях.

Познавательные: умение соотносить звук и букву. Регулятивные: планирование своих действий при печатании буквы.

VII. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

 

Выполняют движения

Личностные: формирование ценности здорового образа жизни.

 

VIII. Обучение чтению

Составление синквейна

Организует чтение слогов с буквой Нн. Объясняет, как в зависимости от гласной меняется звучание согласного звука. Проводит  игру "Капитаны".

 Организует работу с иллюстрациями в учебнике с.40-41. Задает вопросы,задания.

-Кто на ней изображен?

-Чем занимаются дети?

-Придумайте имена для девочки и мальчика ,чтобы вначале мы слышали звук [н]  и [н′].

-Прочитайте ,что говорит Никита ,чтоб лошадка поехала?

Организует работу по составлению синквейна и анализу стиха с помощью вопросов.

- Рассмотрите  еще одну иллюстрацию. Может быть кто-то знает,  кто на ней изображён?

-Славный русский богатырь -Никита Кожемяка ,герой народной сказки, который  освободил  царевну из когтей ужасного змея, демонстрируя свою богатырскую силу.

Составим синквейн «Никита Кожемяка»

Поработаем по группам

-Итак ,первая  команда  ответит на вопрос

«Какой Никита?» и выберет два самых подходящих слова.

-Вторая  команда–« Что делает Никита?»

-Третья команда  составит предложение из 4 слов.

А все вместе подведем итог.

Русский поэт Иван Никитин написал стихотворение «Русь»

Объясняет , что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы. Русь всегда славилась своими богатырями.

Читает стихотворение,задает вопросы.

-Как  поэт называет Русь?

-С чем ее сравнивает?

-К чему призывает?

-Чему учит нас это стихотворение?

-Найдите в стихотворении  слова, в которых есть буква н.

 

Читают слоги. Участвуют в игре. Рассматривают иллюстрации в учебнике.Отвечают на вопросы. Составляют синквейн:

Храбрый,сильный

Защищает, побеждает, помогает
Никита Кожемяка победил змея

Богатырь

Анализируют смысл стиха. Называют слова с буквой Нн.

 

Познавательные: умение читать слоги и слова, анализировать стих, составлять синквейн. Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли.


IX. Рефлексия

Итог урока.

Организует рефлексию.

Предлагает послушать такую историю.

В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем наш урок, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться.

Просит выбрать ленточку и ответить на вопросы.

-Возьмите  любую  ленточку.

-От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?

-От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?

-От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?

-От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.

      Выбирают ленточку и отвечают на   вопросы.

Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке. Регулятивные: рефлексия своей деятельности.