Технологическая карта урока
ФИО: Шахтимир Марина Анатольевна
ГБОУ «ШКОЛА №38 ИМЕНИ Т.И. ГОРДИЕНКО Г.О. ДОНЕЦК»
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н’]
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: Познакомить со звуками [н], [н′], буквой Н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выделять звуки [н], [н′] в словах;различать твердый и мягкий звуки [н] и [н′]; соотносить звуки [н], [н′] с буквой Нн; читать слоги и слова с буквой Нн.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на образец; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ,используя учебную литературу ;применять знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач ;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД: строить понятные для партнера высказывания ;задавать вопросы уточняющего характера;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности;осознавать значение чтения для личного развития;формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;осознавать свою принадлежность к народу, стране;уважать историю и культуру своей Родины.
Педагогические задачи:
Обучающие:
1. Актуализировать знания о согласных и гласных звуках;
2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Н, н. Формировать умение определять звук [н] [н’] и букву Нн в словах, слогах; читать слова и слоги с этой буквой;
3. Формировать умение определять звук [н] [н’] и букву Нн в словах, слогах; читать слова и слоги с этой буквой.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения логического мышления, фонетического слуха, понимание схем;
2. Развивать умение работать в парах, группах;
3. Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Воспитывающие:
1. Содействовать воспитанию интереса к обучению грамоте;
2. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к чужому мнению;
3. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, чувство коллективизма.
Технология: базовая
Оборудование: учебник, картинки с изображением трех поросят, магнитная доска, кораблик с буквой н ,карточки с гласными буквами а, у, и, о, ы,синие и зеленые карточки для обозначения твердости и мягкости звуков, палочки счетные, раздаточный материал для работы в группах.
Сценарий урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
I. Организационный момент. Мотивация на успех.
|
Приветствует детей.Проверяет готовность к уроку. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро - солнцу и птицам! - Доброе утро — улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Слушают стихотворение. |
Личностные: формирование положительного отношения к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места. Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; |
|
II. Актуализация знаний. |
Предлагает вспомнить материал прошлого урока. Организует повторение изученных букв, через вопросы. − С какими буквами мы уже познакомились? − Какие звуки они обозначают? − В чем заключается особенность гласных звуков?
|
Вспоминают изученные буквы и звуки. Отвечают на вопросы учителя: «С их помощью можно пропеть любую мелодию. Они могут быть ударными или безударными. С их помощью образуются слоги. Некоторые гласные буквы бывают маленькими словами — предлогами. Буквы И, А бывают союзами, они обеспечивают союз двух слов». Вспоминают, что буква И указывает на мягкость согласного звука.
|
Познавательные: актуализация ранее полученных знаний. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
III. Постановка учебной задачи (целеполагание, метод «Яркое пятно») |
Подводит к теме урока через сказку о трех поросятах. Задает вопросы по сказке. - Сегодняшний урок начинается со слова- новость. Сегодня в сказочных новостях сообщили, что дома, построенные из соломы, веточек и тонких прутиков, совсем ненадёжные. А вот каменный дом может спасти даже от страшного волка. Загадывает загадку. -Узнали сказку? -На этом уроке настоящими помощниками станут три брата. -А как же их звали? Демонстрирует иллюстрацию с поросятами. -Даже имена у них похожи. Давайте дружно произнесем их. -Произнеся их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок? Сегодня мы отправляемся |
Отгадывают загадку. Вспоминают краткое содержание сказки. -Сказка рассказывает о трёх братьях-поросятах, которые строят себе жильё в лесу перед началом холодов. Когда злой волк рушит жилища двух братьев, именно дом третьего становится надёжным строением для всех трёх поросят. Отвечают на вопрос. -Сказка учит трудолюбию, разумности, терпению, взаимопомощи в трудных ситуациях и необходимости заботиться о будущем и не бросать друга в беде. Называют имена - это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Формулируют тему урока с помощью учителя. Определяют цели урока: узнать новые звуки, научиться их различать, узнать букву, обозначающую эти звуки, научиться читать слоги и слова с этой буквой. |
Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: умение формулировать проблему. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
|
IV. Формирование новых знаний и умений |
Объединяет детей в группы по рядам (команда Нуф-Нуфа,Наф-Нафа и Ниф-Нифа) Организует работу в группах (слова со звуком [н] в начале, середине и в конце слова). -Рассмотрите внимательно картинку, где очень любят гулять наши поросята. Первая команда найдет слова ,где звук [н] стоит в начале слова, вторая команда-в середине слова и третья команда -в конце слова. Организует характеристику звука с помощью вопросов. -Расскажите поросятам, как дать характеристику звуку. -Для этого поработайте в парах. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Произнесите его по очереди друг другу. -Что происходит во время произношения звука [н]? Какой вывод сделаем? Помогите поросятам узнать, звонкий ли это звук? Объясняет на примере имен поросят мягкость и твердость звуков. - Проводит игру «Твердый – мягкий». Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина,осень Просит рассказать поросятам все ,что узнали о этом звуке. |
Работают в группах, ищут слова. Выделяют звук [н] в словах. Дают характеристику звуку. Определяют гласный или согласный (язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Его протянуть нельзя ,значит, звук [н] – согласный). Определяют глухой или звонкий(кладут руки на горлышко или на ушки и слушают , как будет работает горло. Есть вибрация,и слышен голос,значит, это звонкий звук). Определяют мягкость и твердость звуков. Произносят имена поросят,составляют звуковые схемы,делают вывод : Наф-Наф – твёрдый звук [н], Нуф-Нуф – твёрдый звук [н]. В этих именах звук [н] твердый, на схеме будем обозначать синим цветом. А в имени Ниф-Ниф -мягкий, будем обозначать зеленым цветом. Значит, у звука [н] есть пара – звук [н′]. Участвуют в игре «Твердый – мягкий». Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н′]. Делают вывод и дают полную характеристику звуку. |
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием. |
|
V. Физкультминутка |
Проводит физкультминутку про трех поросят
|
Выполняют движения
|
Личностные: формирование ценности здорового образа жизни. |
|
VI. Закрепление нового знания |
Сообщает, что звуки [н] и [н′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). Представляет букву Нн. На доске вывешивает карточку с изображением буквы Н н. Проводит анализ буквы с помощью вопросов. -Скажите ,ребята есть ли у нас в классе дети чьи имена начинаются на эту букву? -Как пишутся имена? Есть ли пара у заглавной буквы? Похожи ли они? Читает сказку про букву Н. -Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она – первая буква в алфавите. И так хорошо стало – разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А – первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать. Предлагает выполнить задание. -Проверьте правдивость этой истории – выложите палочками букву Н, превратите её в букву А, а затем опять в букву Н,в букву И ,а затем опять в букву Н Пусть мечта буквы Н исполнится. -Покажите ,а где на самом деле место буквы Н в алфавите. Объясняет написание буквы. Организует печатание буквы в тетрадях.
|
Рассматривают букву Нн. Вспоминают детей,имена которых начинаются на букву Н,делают вывод,что они пишутся с заглавной буквы Н ,а у неё есть пара – строчная буква н , и они похожи. Объясняют написание буквы. Выкладывают букву палочками Находят её место в алфавите Печатают букву в тетрадях. |
Познавательные: умение соотносить звук и букву. Регулятивные: планирование своих действий при печатании буквы. |
|
VII. Физкультминутка |
Проводит физкультминутку
|
Выполняют движения |
Личностные: формирование ценности здорового образа жизни.
|
|
VIII. Обучение чтению Составление синквейна |
Организует чтение слогов с буквой Нн. Объясняет, как в зависимости от гласной меняется звучание согласного звука. Проводит игру "Капитаны". Организует работу с иллюстрациями в учебнике с.40-41. Задает вопросы,задания. -Кто на ней изображен? -Чем занимаются дети? -Придумайте имена для девочки и мальчика ,чтобы вначале мы слышали звук [н] и [н′]. -Прочитайте ,что говорит Никита ,чтоб лошадка поехала? Организует работу по составлению синквейна и анализу стиха с помощью вопросов. - Рассмотрите еще одну иллюстрацию. Может быть кто-то знает, кто на ней изображён? -Славный русский богатырь -Никита Кожемяка ,герой народной сказки, который освободил царевну из когтей ужасного змея, демонстрируя свою богатырскую силу. Составим синквейн «Никита Кожемяка» Поработаем по группам -Итак ,первая команда ответит на вопрос «Какой Никита?» и выберет два самых подходящих слова. -Вторая команда–« Что делает Никита?» -Третья команда составит предложение из 4 слов. А все вместе подведем итог. Русский поэт Иван Никитин написал стихотворение «Русь» Объясняет , что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы. Русь всегда славилась своими богатырями. Читает стихотворение,задает вопросы. -Как поэт называет Русь? -С чем ее сравнивает? -К чему призывает? -Чему учит нас это стихотворение? -Найдите в стихотворении слова, в которых есть буква н.
|
Читают слоги. Участвуют в игре. Рассматривают иллюстрации в учебнике.Отвечают на вопросы. Составляют синквейн: Храбрый,сильный Защищает, побеждает, помогает Богатырь Анализируют смысл стиха. Называют слова с буквой Нн.
|
Познавательные: умение читать слоги и слова, анализировать стих, составлять синквейн. Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли. |
|
IX. Рефлексия Итог урока. |
Организует рефлексию. Предлагает послушать такую историю. В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем наш урок, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Просит выбрать ленточку и ответить на вопросы. -Возьмите любую ленточку. -От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? -От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? -От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? -От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия? -Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. -Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен. |
Выбирают ленточку и отвечают на вопросы. |
Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке. Регулятивные: рефлексия своей деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.