Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
по теме: «Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов».
Класс |
Профильный |
Тема урока |
«Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов» |
Тип урока |
Урок получения новых знаний |
Цель |
Ознакомить с понятием лекарства и лекарственные препараты, их классификацией, составом и значением; сформировать понимание опасности неправильного применения лекарств. |
Задачи: |
|
образовательные: |
Расширить знания учащихся о лекарственных препаратах, формах, группах. Сформировать у учащихся навыки элементарной медицины; продолжить формировать умения делать выводы. |
развивающие: |
Развить коммуникативные умения в ходе групповой работы, научить применять знания, полученные на уроке химии в повседневной жизни. |
воспитательные: |
Показать практическое значение лекарственных препаратов; содействовать воспитанию любознательности, навыков активного взаимодействия. |
Методы обучения |
Словесные (беседа, диалог); Наглядные (работа с таблицами); Индуктивные (развитие умения общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения); Дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, применение полученных знаний, обобщение). |
Оборудование |
Мультимедийная установка, мультимедийная презентация, аптечка с лекарственными препаратами, спиртовки, спички, глюконат кальция. |
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. (2 минуты) |
Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке. - Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует?
|
Дети здороваются с учителем, отвечают кого нет в классе. |
2. Психологический настрой к уроку. Сообщение темы урока. (4 минуты) |
- На прошлом занятии мы с вами изучали признаки здоровья, основные правила сохранения и укрепления здоровья, а также факторы, укрепляющие его. Всё это несомненно связано с нашей сегодняшней темой. Мы за эти 2 часа познакомимся с некоторыми разрядами лекарственных препаратов и их значением в нашей жизни. Просмотр слайда № 1. |
-Дети внимательно слушают. Открывают тетрадь, записывают число и тему урока. |
3. Основной этап, изучение нового материала (63 минут). Демонстрационный опыт. |
- Сейчас я вам покажу один интересный опыт. Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.
Просмотр слайда №2. |
Ученики внимательно слушают учителя, наблюдают за опытом и записывают формулы в тетради. |
Работа с материалом на слайде; работа с тетрадью. |
- Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства - Лекарства
(лекарственные средства) — это вещества и продукты, применяемые для
профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.
Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к
применению. Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с
целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки
физического, функционального или психического состояния больного; восполнения
потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных
микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние
человека и т.д. Просмотр слайда № 3. |
-Аптека, фармацевт, рецепт, лекарство, врач. Ученики слушают рассказ учителя, |
Работа с материалом на слайде; работа с тетрадью. |
- Все лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы: неорганические и органические. Те и другие получаются из природного сырья и синтетически. Сырьем для получения неорганических препаратов являются горные породы, руды, газы, вода озер и морей, отходы химических производств. Сырьем для синтеза органических лекарственных препаратов служат природный газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина. - Лекарственные формы - это формы, придаваемые лекарственным препаратам для удобства их применения. Лекарственные формы изготовляют в аптеках или на фармацевтических предприятиях. Различают жидкие, мягкие и твердые лекарственные формы, а также лекарственные формы для инъекций. - Лекарственные вещества разделяют по двум классификациям: фармакологическая и химическая. Первая классификация более удобна для медицинской практики. Согласно этой классификации, лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы. 1. Снотворные успокаивающие (седативные); 2. сердечно – сосудистые; 3. анальгезирующие (болеутоляющие), жаропонижающие и противовоспалительные; 4. Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.) 5. местно-анестезирующие; 6. антисептические; 7. диуретические; 8. гормоны; 9. витамины и др. В основу химической классификации положено химическое строение и свойства веществ, причем в каждой химической группе могут быть вещества с различной физиологической активностью. Антисептики — вещества, способные предупредить или приостановить развитие микроорганизмов (бактерий, грибов), но не разрушающие их. (йод, фурацилин, перманганат калия). Противомикробные препараты – лекарственные средства природного или полусинтетического происхождения, подавляющие рост и развитие или вызывающие гибель различных видов бактерий, хламидий, грибов, простейших, вирусов и т.д. Антибиотики - органические вещества, образуемые микробами и другими более высокоразвитыми растительными веществами и организмами, обладающие способностью угнетать или убивать микробы. Получают антибиотики из культурной жидкости, в которой находятся образующие их микроорганизмы, а также синтетическим путем. Антибиотики понижают жизнеспособность микробов, нарушая у них обмен веществ. Анальгетики - лекарственные препараты, которые
избирательно подавляют болевые ощущения. Они способны временно снять не
только боль, но и жар, мышечное напряжение. Причем, анальгетики не
воздействуют на причину недомогания, а лишь облегчают состояние человека,
если боль нестерпима или нарушает его жизненный ритм. Различают наркотические
и ненаркотические анальгетики.
Просмотр слайда № 4-27. |
- Ученики слушают рассказ учителя, просматривают слайды мультимедийной презентации, записывают основную информацию. |
4. Рефлексия (20 минут). |
Подведение итогов урока - Ребята, мы с вами успели рассмотреть основные группы лекарственных препаратов. Узнали их назначение, показания и противопоказания. И сейчас я хочу вместе с вами составить вывод к нашему уроку. Давайте порассуждаем, какие же плюсы и минусы у лекарственных веществ. Я даю вам 5 минут на рассуждение. Вы записываете их в тетрадь в виде таблицы, затем мы вместе со всеми обсуждаем данный вопрос, дополняем свои записи. Просмотр слайда № 28. |
-Дети с интересом выполняют задание учителя. |
5. Организационный момент. (1 минута) |
-Ребята, спасибо за внимание!
Просмотр слайда № 29. |
- Встают, собирают вещи. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.