Знакомство с жителями экологической тропы
Оценка 4.7

Знакомство с жителями экологической тропы

Оценка 4.7
docx
03.01.2025
Знакомство с жителями экологической тропы
Экологический час.docx

Экологический час-развлечение

«Путешествие по экологической тропе »

(для детей подготовительной группы)

Цель: сформировать у детей систему экологических знаний и представлений, бережного и действенного отношения к природному миру, как среде жизни, посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Формирование у детей:

-системы экологических знаний и представлений;

-чувства близости к природе и сопереживания ко всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

-умения анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения.

-представлений о природе (красоте, значимости, многообразии, изменчивости и пр.), взаимосвязи с живой и неживой природой.

Развитие у детей:

-устойчивого интереса к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

-познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения,  мышления)  и  мыслительных  операций  (анализа,  синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Воспитание у детей:

-осознанного отношения через общение с природой;

-бережного и действенного отношения к природному миру ближайшего окружения, как среды жизни;

-стремления к познанию природы через творческую, познавательно- исследовательскую деятельность.

Участники мероприятия: воспитатели, дети, Герои: Муравей, Сорока, Ромашка, Пчела, Метеоролог, Муха, Паук, Пугало, две Лягушки, Цапля, Березка.

Оборудование и материалы: участки экологической тропы с атрибутами, буквы: Б, Е, Р, Е, Г, И, П, Р, И, Р, О, Д, У, с цифрами от 1 до 13, карта-маршрут; для игры: ведерки 4 штуки, 2 коромысла, искусственный цветок с серединкой из 30 коробочек от киндер яиц, рюкзак с атрибутами путешественника, гитара, веревка-паутина, заранее высаженные сорняки, пакет с мусором: ветки, бумага, пластиковые бутылки и прочее; для игры: плоскостные круги по два на каждого ребенка и по два для трех героев, два флажка, табличка с призывом для лесной зоны, лопата, лента для подвязывания дерева, блестящий сверток с буквой, табличка с кроссвордом про цветы и маркер,

Ход мероприятия:

Муравей:

Я муравей,

Всем здравствуйте, привет! Трудолюбивей существа, На свете нет!

Я на спине тащу все в дом.

Нас миллионы в доме том.

А ну, скажите-ка друзья,

В каком домишке живу я?

Дети: Муравейник.

Муравей: Все правильно, друзья. Меня хозяином тропы назначили не зря, и по маршруту этому вас поведу друзья! Но, где же карта? Что же делать, как же быть, нам нужно эту карту раздобыть? (Тут влетает герой Сорока)

Сорока: Ну, что грустишь ты Муравей. Ты попроси о помощи своих друзей. Ты знаешь, карту взяла я, ну, почитать хотела на досуге, не интересна стала она мне, поэтому, уж так и быть, отдам её тебе. Пускай ребята, справятся с заданием скорей, за что получат карту, побыстрей.

Муравей: А, что, же за задание? Скорее говори!

Сорока: Каждый знает, что сороки, любят все блестящее, так и быть, вы не зевайте, что есть блестящее называйте? (Примерные ответы детей: цепочки, серьги, бусы, камешки и т.д.).

Сорока: Так и быть, отдам я карту, но с вами тоже полечу, что такого там интересного, я ведь тоже знать хочу.

Муравей: Ну, что ж, ребята, нам пора, отправляться в путь. Но путь этот будет не простой, чтобы пройти все остановки нужно приложить все свои знания и умения. А наградой за это будут буквы, из которых, мы сможем сложить послание, в конце нашего пути.

Муравей: Первая наша остановка Муравейник. Это мой дом. Я живу здесь с моими друзьями муравьями. У нас большая дружная семья. Мы все вместе строим себе жилье-муравейник из веточек и хвоинок. Муравьи – очень сильные и могут нести на своей спинке груз, гораздо тяжелее своего собственного веса.

Муравей: А вы, знаете, что по поведению муравьев, можно предсказать погоду, какой будет зима и прочие явления.

Муравьи спешат в свой дом – жди дождя.

Муравьи нарастили свой домик? Предстоит холодная зима. Перед грозой муравьи начинают активно бегать по муравейнику.

Муравей: Ребята, чтобы букву нам достать, нужно загадки отгадать.

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

 Сам мал, незаметно хожу,

Но больше себя ношу.

 (За правильный ответ дети получают букв «Е»).

Муравей:  Отправляемся  к  следующей  точке  маршрута.  Это  зона

называется «Фитогрядка». (Детей встречает герой «Ромашка»).

Ромашка: Здравствуйте ребята! Куда путь держите? (Дети отвечают). Слышала, слышала, Сорока на хвосте принесла. Хочу, познакомить вас со своими владениями.

Фитогрядка это - сказочное царство

Здесь кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

 И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечиться

 Можно быстро научиться.

Люди, издавна собирают лекарственные растения, сушат и применяют их от разных болезней.

Ромашка: Ребята, скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

(Дети перечисляют).

Ромашка: А для чего нужен подорожник?

Ромашка: Чем полезна ромашка?

Ромашка: Чем полезна мята? (Дети отвечают)

Ромашка: Ребята, а        вы     знаете,        что    существуют         правила      сбора лекарственных растений? Вы должны их запомнить.

-Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.

-Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.

-Нельзя пробовать растения на вкус.

-Нельзя рвать много растений.

-Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.

-После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Ромашка: А теперь, я хочу проверить, запомнили ли вы эти правила. Если вы назовете мне хотя бы 3 правила сбора лекарственных растений, то я за это вручу вам букву.(Дети перечисляют и за это получают букву «Б»).

Муравей:Ну, ребята, молодцы, отправляемся дальше. Следующая остановка «Пасека». (Детей встречает герой «Пчела»).

Муравей: Ты куда спешишь, пчела?

Пчела:

Извините, ждут дела! Каждый маленький цветочек. Ждёт меня с утра до ночи, Что бы мне в обмен на плод Сдать пыльцу свою на мёд.

Сладкий мёд, полезный Ото всех болезней.

Муравей: Ну, лети пчела, лети, счастливого пути!

Муравей: Работа на пасеке проходит хорошо, слажено. Пчелки трудятся, целый день, и работать им не лень, собирают пыльцу и нектар с цветов. Я предлагаю вам поиграть, и пыльцу пособирать. (Дети играют в игру «Собери пыльцу», атрибуты: ведерки 4 штуки, 2 коромысла, искусственный цветок с серединкой из 30 коробочек от киндер яиц. (Правила игры: Двое детей заполняют ведерки «пыльцой», а двое несут в улей, с открывающейся крышкой).

Пчела: Ой, спасибо вам ребята, поработали не зря, вот вам буква.

(Пчела дает букву «У»).

Муравей: Только тех, кто любит труд, Люди «пчёлками» зовут,

Их в пример повсюду ставят И в помощники зовут.

Муравей: Так, посмотрим на карту. Следующая наша остановка

«Метеостанция».

Метеоролог: Здравствуйте, я метеоролог, я заведую метеостанцией.

Ребята, кто-нибудь знает, что такое метеостанция? (Дети высказывают свои предположения).

Метеоролог: На самом, деле, это станция, на которой, при помощи различных приборов и наблюдений определяют погодные изменения, уровень осадков, направление и силу ветра, и множество других параметров. Ребята, давайте познакомимся поближе с этими приборами.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся

наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Данный прибор называется дождемер, он имеет определенную   емкость      с измерительной шкалой, с его помощью  можно измерять количество осадков. Ветряной         рукав поможет    вам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот компас поможет ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора вы сможете определять температуру воздуха в окружающей среде.

Обязательное условие на любой метеостанции вести календарь записывать туда свои наблюдения. Сейчас, мы с вами проведем несколько опытов и запишем их результаты в календарь наблюдений.

(Проводится опыт-наблюдение)

Метеоролог: Ребята, надеюсь, вам понравилось у меня в гостях. Хочу сейчас проверить, какие измерительные приборы вам запомнились. Назовите их. За пять правильных ответов вы можете получить букву. (Дети отвечают и получают букву «Е»).

Муравей: Ребята, нам пора двигаться дальше. По пути нашего маршрута, расположилась «Рябиновая роща».

Сорока: Ух, ты, сколько ягод, вот я полакомлюсь ими зимой, и подружек своих приглашу.

Муравей: В тени ее ветвей вы сможете отдохнуть в жаркий знойный день, послушать шелест её листьев и насладиться красотой её ягод. Будьте внимательны, одна из букв, что нам нужна, висит на одной из рябин. (При прохождении маршрута, дети внимательно рассматривают деревья и находят букву, висящую на одной из веток буква «Р»).

Муравей: Ну, что, ж полпути уже пройдено. Перед нами «Привал».

Привал – это площадка для отдыха, оборудованная таким образом, чтобы путешественники могли посидеть возле костра на бревнах и пенечках, отдохнуть в палатке после длительного путешествия.

Я думаю, что нам с вами тоже необходимо отдохнуть. Устраивайтесь по удобнее, а я вам кое-что покажу и расскажу. (Муравей достает рюкзак путешественника и предлагает детям по очереди доставать какой-либо предмет из рюкзака, затем рассказывает о его содержимом. Букву «П» находят в рюкзаке и достается последняя).

Муравей: А вечером, путешественники, собираются у костра и поют песни. Давайте мы с вами тоже споем. (Дети поют песню под гитару).

Муравей: Ну, что ж, пора отправляться в путь. Ребята, слышите, кто-то зовет на помощь. (Дети вместе с героем подходят к герою «Мухе», которая запуталась в паутине, где-то поодаль стоит герой «Паук»).

Паук:

Я веселый  старичок,

Сделал мухам гамачок.

У    меня    есть    восемь    рук,

А зовут меня … (Дети договаривают)

Муха:                 

Ах,   какая   же   беда!

Я попала в кружева    

- И пропала голова!

Запуталась я в тине,

Увязла в паутине.

Спасите, помогите,

И букву получите!

(Муха стоит запутанная в паутине-веревке, и держит букву. Дети распутывают веревку по кругу все вместе,

освобождают «Муху» и получают за это букву «И»).

Муравей: Пора нам отправляться дальше, но, здесь идите осторожно, не смотрите, что здесь только пеньки, это на самом деле, тоже чей-то дом. Пень-это спиленное дерево, жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. А в солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

Муравей: Ребята, на нашей карте, указана еще одна остановка «В гостях у пернатых». Кто такие пернатые? (Ответы детей).

С. Это что, это мои родственнички, что ли здесь обитают? Надо будет навестить их при случае.

Муравей: Ребята, а каких птиц вы знаете? (Дети перечисляют)

Муравей:   А в    какое время года птицам       тяжелее      всего?        (Дети перечисляют)

Муравей: Что помогает птицам пережить зиму? (Ответы детей)

Муравей: Следующая остановка, на карте маршрута «Огород». (Встречает детей пугало).

Пугало: Я пугало деревянное, одежка рваная.

За урожаем слежу

За хорошую работу,

Букву вам я покажу!

Посмотрите-ка,   ребята,       все    ли     в        порядке     на      грядках?

(Дети подмечают, что на грядках есть сорняки).

Муравей: Ребята, давайте поможем, порядок навести на грядках.

(Дети убирают сорняки и взамен получают букву «Р»)

Муравей: Ну, что ж, потрудились, а теперь пройдем дальше, по маршруту.

Перед вами водоем,

Озером  зовется он.

Лебеди там обитают,

Красотой своею манят!

Муравей: Послушайте, как тут  тихо.   Вдали  от  городской суеты, здесь не слышно рева и грохота машин, глаза и уши отдыхают, воздух чистый, прозрачный и свежий, он наполнен ароматом береговых трав, так и хочется закрыть глаза и помечтать.

А с чем можно сравнить озеро? (Дети отвечают).

На что оно похоже? (Ответы детей).

Каких обитателей водоемов вы знаете? (Дети высказывают свои предположения, предлагают свои варианты).

Муравей: Иногда, мы можем видеть, неприятную картину, когда такие красивые озера, люди загрязняют различными отходами, не заботясь о последствиях. В результате погибают их обитатели. Нельзя спокойно смотреть на это, мы должны научиться не только, не загрязнять, но и при необходимости очищать водоемы от мусора, не оставаться безучастными.

Муравей: Ребята, вы видите, что на этом озере обитает пара лебедей, давайте очистим их дом от мусора. А в благодарность за доброе дело, лебеди наградят вас еще одной буквой.

(Проводится игра «Собери     мусор».      На     имитацию  озера выклады-ваются клочки смятой бумаги, ветки, и прочее. Дети должны собрать мусор в пакет . За выполненное задание дети получают букву «И»). Муравей: Пора, идти дальше. Что это, ребята? (Ответы детей)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

Болото- это кочки, мхи, водяная гладь, небольшие кустарники и деревья  на  островках.  Это  место  жизни комаров, лягушек, змей, птиц. Здесь растут ягоды: морошка, клюква, голубика, брусника.

(Появляются герои «Лягушки»)

Лягушки: Мы веселые лягушки. Мы лягушки-хохотушки.

На болоте мы живём, Хором песенки поём.

(Выходит герой-Цапля).

Цапля: Я веселье отменяю

Всех отсюда выгоняю.

А кто не хочет уходить,

Тому моим обедом быть.

Лягушки: Нет…. Мы не хотим обедом стать! Правда, ребята! (Ответ детей).

Цапля: Тогда в играх и заданиях Быстроту и ловкость вашу

Буду проверять.

Согласны? (Дети отвечают) (Далее проводится игра)

Игра «Не намочи ноги»

(Дети встают в одну линию на расстоянии 1м друг от друга. В руках каждого ребенка по 2 плоскостных круга. На расстоянии 3-5 м напротив каждого из игроков устанавливается флажок. «Цапля» объясняет детям, что каждому их них необходимо пройти через «топкое болото», прыгая с «кочки на кочку» (плоскостные круги), и не замочить ноги.)

По команде:

Через топкое болото

Перебраться нам охота.

По кочкам дружно мы пойдем,

Через болото перейдем.

Раз-два, не зевай,

Перебираться начинай!

(Игроки кладут на землю один кружок и становятся на него, затем кладут второй на расстоянии шага и переходят на него. После этого берут тот кружок, который находится сзади, и вновь кладут впереди себя по направлению движения к своему флажку. Далее, продолжая те же действия, доходят до флажков.)

Цапля: Какой задор! Какая стать!

Самой лягушкой, что ли стать?

Развеселили вы меня, ну, ладно, букву дам вам я. (Дает букву «Г»)

Муравей: Пора,   ребята, дальше нам идти.

Лесная зона на пути.

Как много здесь деревьев разных, Давайте посмотрим, а в чем их отличие? Ведь имя у каждого дерева есть.

Давайте узнать их попробуем здесь.

Я загадаю вам загадки, и буду ждать от вас отгадки.

Белоствольные    красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу  веточки  спускаются,

А на веточках сережки. (Береза)

 

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

 

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А  меня  же  обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

 

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки! (Орешник)

 

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

 Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

 

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке. (Сосна)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Муравей:    Молодцы    ребята,    все    загадки    отгадали.

Предлагаю вам установить табличку вот с таким призывом. «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!» (Дети устанавливают табличку в лесной зоне и все дружно заучивают девиз)

Муравей: Ребята, слышите, кто-то плачет.

(Дети идут на шум и встречают героя «Березку»).

Березка: Здравствуйте ребята!

Муравей: Отчего, ты березонька такая печальная?

Березка: Да, беда с моей подруженькой, случилась. Ночью, подул сильный ветер, и пригнул её ветки до самой земли. Помогите, ребята, не дайте ей погибнуть.

Муравей:  Ребята,  что  мы  можем  сделать  для березки? Дети высказывают свои предположения. Затем подходят к березе и подвязывают её ветви лентой, а за доброе дело герой «Березка» дает им букву «Р».

Березка: Спасибо, вам ребята, за доброе дело. Я вас за все благодарю, и букву вам дарю.

Муравей: Ну, что ж, уже почти конец пути, совсем немного осталось нам пройти.

Муравей: Вы, наверное, устали,

Столько пройдено пути,

Разувайтесь, поскорее,

По тропе здоровья будем мы идти.

По дорожке мы шагаем,

Свои ножки разминаем.

Дети идут по тропе здоровья, делятся впечатлениями. Сорока тоже идет по тропе здоровья и делится своими впечатлениями.

Сорока: Ой, здорово-то как! Всю жизнь мечтала о таком удовольствии. А то сижу у себя на дереве, все слухи собираю, а дальше своего клюва ничего не вижу.

Муравей: Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закалятся, и с зарядкой дружить.

Сорока: Ух, ты, а что это здесь блестящее такое, прям как я люблю. (Сорока поднимает блестящий сверток, разворачивает его и достает букву).

Муравей: Ребята, посмотрите, это же буква, вот и я вам пригодилась, не зря я люблю все блестящее. (Сорока отдает детям букву «Д»)

Муравей: Посмотрите-ка ребята, вот конец пути, здесь на клумбе, цветы небывалой красоты. Чтобы букву нам достать, нудно кроссворд нам отгадать. Ключевое слово «Цветы». А подсказкой будут служить цветы, которые вы видите не клумбе. (Дети разгадывают кроссворд , вписывая их названия в таблицу, затем получают букву «О»).

Муравей: Молодцы ребята! Все названия цветов знаете. Запомните дети, такие слова.

Не надо цветы бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты.

Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Муравей: Вот и закончился наш путь. Весь маршрут пройден. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. Пора составить слова из тех букв, что мы заработали при прохождении маршрута, и прочитать главное послание. (Дети составляют словосочетание «Береги природу», используя, при необходимости порядковый номер на обороте каждой буквы, и озвучивают хором его содержание).

Муравей: Давайте, ребята, все дружно прочитаем: «Берегите природу»

Муравей:   Берегите природу, ребята. Человек-хозяин природы, и сохранить её красоту – наша обязанность.

«Дерево, трава, цветок и птица.

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же, на век, объединимся,

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!»


 

Экологический час-развлечение «Путешествие по экологической тропе » (для детей подготовительной группы)

Экологический час-развлечение «Путешествие по экологической тропе » (для детей подготовительной группы)

Участники мероприятия: воспитатели, дети,

Участники мероприятия: воспитатели, дети,

Сорока: Так и быть, отдам я карту, но с вами тоже полечу, что такого там интересного, я ведь тоже знать хочу

Сорока: Так и быть, отдам я карту, но с вами тоже полечу, что такого там интересного, я ведь тоже знать хочу

В каждой травке, в каждой ветке

В каждой травке, в каждой ветке

Сладкий мёд, полезный Ото всех болезней

Сладкий мёд, полезный Ото всех болезней

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр

Паук: Я веселый старичок,

Паук: Я веселый старичок,

Муравей: А в какое время года птицам тяжелее всего? (Дети перечисляют)

Муравей: А в какое время года птицам тяжелее всего? (Дети перечисляют)

Муравей: Ребята, вы видите, что на этом озере обитает пара лебедей, давайте очистим их дом от мусора

Муравей: Ребята, вы видите, что на этом озере обитает пара лебедей, давайте очистим их дом от мусора

Дети встают в одну линию на расстоянии 1м друг от друга

Дети встают в одну линию на расстоянии 1м друг от друга

Что же это за девица: Не швея не мастерица,

Что же это за девица: Не швея не мастерица,

В высоту. Если я не на опушке,

В высоту. Если я не на опушке,

Столько пройдено пути, Разувайтесь, поскорее,

Столько пройдено пути, Разувайтесь, поскорее,

Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!

Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2025