Содержание, методические приёмы: определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю». Тренировка в написании букв. Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Подбор слов со звуком [у] по схемам (Букварь, ч. 1, с. 45). Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). Поэлементный анализ заглавной и строчной букв «Ю, ю». Письмо этих букв. Характеристика гласным и согласным звукам, чтение слов с изученными буквами.Файл состоит из пяти страниц
Урок обучения грамоте
Тема урока. Знакомство с буквой «Ю». Буква «Ю» в начале и в середине слова. Письмо
заглавной и строчной букв «Ю, ю».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Ю, ю.
Планируемые результаты освоения учащимися темы.
Формировать основные нормы поведения (личностные универсальные учебные
действия).
Научить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, обучающийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем,
классом находить несколько вариантов решения учебной задачи (регулятивные
универсальные учебные действия).
Научить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме, обучающийся получит возможность научиться проводить аналогии между
изучаемым материалом и собственным опытом (познавательные универсальные учебные
действия).
Научить использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к
общему решению, обучающийся получит возможность научиться задавать вопросы
(коммуникативные универсальные учебные действия).
Научить различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков
в слове, различать гласные и согласные звуки, определять указатели мягкости
твёрдости согласных звуков, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета
(предметные универсальные учебные действия).
Оборудование: цветные карандаши, синий, зелёный и красный квадраты (у каждого),
палочки, карточки с буквами «Ю» и «ю», звуковички, печатные магнитные буквы, цветные
магниты, цветные квадраты (красные, зелёные, синие) для работы в парах, презентация,
Букварь, ч. 1, рабочая тетрадь, ч. 1.
1. Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чемуто научиться.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях завуч нашей школы Зоя
Николаевна и ваши любимые воспитатели.
Слайд 1.
Ещё один сюрприз. К вам в гости пришёл Хэлпик. Мы с ним общаемся на занятиях «Мир
моих интересов. Необычное в обычном», ему стало интересно, а чем вы занимаетесь науроках. И я надеюсь, что вы сумеете показать, как вы умеете вести себя на уроке и чему
научились за это время. Мне бы хотелось, чтобы вы при выполнении заданий давали полные
ответы, внимательно слушали мои вопросы и ответы товарищей, помогали друг другу в
сложных ситуациях.
Чтобы у вас всё получилось, повторим правила работы на уроке. (Повторение правил
Смайлика)
Слайд 2.
1. Не опаздывай на урок!
2. Соблюдай на парте порядок!
3. Если хочешь спросить, подними руку.
4. Не выкрикивай с места!
5. Будь внимательным!
6. Слушай учителя и точно выполняй все задания!
7. Соблюдай тишину!
2. Актуализация знаний.
Буквы на магнитах: «а», «я», «о», «ё», «у», «э», «ю».
На доске вы видите буквы. Какие эти буквы? (Гласные)
Все ли буквы среди этих мы изучили, исследовали? (Нет, букву «ю» не изучали)
Можно ли разделить эти буквы на 2 группы? (Гласные, которые обозначают твёрдость
согласного и мягкость согласного. Гласные, которые обозначают 2 звука)
Интересно, а к какой группе мы отнесём новую букву? (Предположения учащихся)
3. Постановка темы урока.
Слайд 3.
Кто может назвать тему урока? (Ответы учащихся)
Тема урока «Знакомство с буквой «Ю». Буква «Ю» в начале и в середине слова.
Какая главная цель нашего урока? (Ответы учащихся)
Мы должны исследовать новую букву, научиться читать с ней слова.
4. Изучение новой темы.
Итак, начинаем исследовать новую букву. Назовите слова, которые начинаются на букву
«ю». (Ответы учащихся)
Алфавит
Слов в русском языке, которые начинаются на букву «ю» очень мало. В алфавите стоит в
конце, перед буквой «я» на 32 месте.
Слайды 48. Скажите, на что похожа буква? (Ответы учащихся)
Прочитаем, на что похожа буква. (Читают учся, которые хорошо владеют этим навыком)
Слайд 9.
Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её дома из пластилина.
Слайд 10.
Букву можно выложить из любых материалов.
Слайды 1112.
Нарисуйте забавную картинку из буквы «ю» и в классе проведём конкурс рисунков.
Внимание на доску, посмотрите, из каких элементов состоит печатная буква «ю».
(Вертикальная линия, горизонтальная маленькая линия, овал)
Практическая работа.
А сейчас покажем Хэлпику, как вы умеете писать печатную букву «ю», напишите букву
на своей ладошке, затем на ладошке товарища.
Выложите букву «ю» из палочек.
Физминутка
Дружно все вы потрудились, пора и отдохнуть.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.Физминутка «Весёлый – грустный Хэлпик».
Говорят, что лицо – это зеркало нашего настроения. Буду называть настроение нашего
друга Хэлпика, а вы своим лицом, мимикой будете показывать его настроение.
Хэлпик веселый; Хэлпик грустный; Хэлпик больной; Хэлпик сердитый; Хэлпик
ликует; Хэлпик тоскует; Хэлпик негодует; Хэлпик мечтает; Хэлпик пришла идея;
Хэлпик доволен собой.
С каким выражением лица мы продолжаем урок? (Дети изображают настроение.)
Я вижу, вы не боитесь трудностей, на ваших лицах уверенность в себе и хорошее
настроение. Мне это приятно.
5. Изучение новой темы (продолжение).
Сейчас мы продолжим исследовать новую букву «ю». Будем работать со звуковыми
схемами.
Работа в парах со схемами.
Будем работать в парах. Поэтому повторим правила работы в парах.
Слайд 13.
Слайды 1415.
Что нарисовано на слайде? (Ключ)
Назовите звуки этого слова. Чётко произносим каждый звук.
Где находится буква «ю» в начале слова или в середине? (В середине слова)
Составьте схему для слова «ключ». (Учащиеся в парах составляют схему)
Проверим, 2 ученика выйдут к доске.
Та же работа проводится со словом «утюг».
Какой звук обозначила буква «ю» в этих словах? (Ответы учащихся)
Слайды 1617.
Продолжаем исследование буквы «ю».
Что нарисовано на слайде? (Юла)
Где находится буква «ю» в начале слова или в середине? (В начале слова)
Назовите звуки этого слова. Чётко произносим каждый звук.
На слайде есть подсказка. Сколько звуков обозначает буква «ю»? (Два звука)
Составьте схему для слова «юла». (Учащиеся в парах составляют схему)
Проверим, 2 ученика выйдут к доске.
Та же работа проводится со словом «юнга».
Какие звуки обозначила буква «ю» в этих словах? (Ответы учащихся)6. Закрепление новой темы.
Чтение слогов с буквой «ю» по электронному учебнику.
Назовите слоги, где буква «ю» обозначит мягкость согласному звуку. (Ню, рю, лю, мю,
сю, пю, бю)
Назовите слоги, где буква «ю» обозначит два звука. В какой позиции буква будет
находиться? (Ответы учащихся)
Чтение маленького текста по электронному учебнику.
Люся любит играть с юлой. Юла крутиться Люсе весело.
Назовите слова с буквой «ю». (Ответы учащихся)
В каких словах буква «ю» обозначает мягкость согласного звука, а в каких обозначает два
звука? (Ответы учащихся)
7. Итог урока.
Над какой темой урока мы работали? (Буква «ю»)
Что мы выяснили после исследования буквы? (Ответы учащихся)
Давайте вспомним про особенность этой буквы. (Эта буква может обозначать один или
два звука (называют в какой позиции).
8. Рефлексия.
Ребята, Хэлпик благодарит вас за работу, дарит вам свой портрет и мне очень хочется,
чтобы мы провели конкурс рисунков, нарисуйте, пожалуйста, забавную картинку из буквы
«ю».
Дополнительно
а) Физминутка для кистей рук.
А сейчас подготовим наши кисти рук к работе. Повторяйте упражнение за мной.
1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков)
2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на
подушки пальцев по порядку)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков)6.
Вдруг проснулись, потянулись!
(Из кулачков выбрасываются пальцы и
возвращаются в исходное положение.)
Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут
хорошими помощниками для вас.