Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Оценка 5

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.11.2018
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Знакомство с учебником и правилами работы с ним; воспроизводство и уточнение представлений о речи и её значение в жизни человека. Работа с текстом. Закрепление правил на жи-ши, безударную гласную в корне, вспомнить правописание приставок и предлогов, работа с пословицами и поговоркамизнакомство с учебником и правилами работы с ним; воспроизводство и уточнение представлений о речи и её значение в жизни человека
рус яз.docx

Урок 1

Тема:  Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

Цели: познакомить с учебником и правилами работы с ним; воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): позна­вательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение не­обходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; комму­никативные— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные— постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвое­ния, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные— установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I.                   Организационный момент

 

II. Вступительная беседа

Знакомство с учебником

В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны рус­ского языка, а помогать нам будет новый учебник — для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 2 и 3 классов, чем отличается от них.

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание рус­ского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)

К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)

Что это значит? Как мы можем его беречь?

Прочитайте обращение авторов учебника.

Какие открытия нам поможет сделать учебник?

- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.

Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, что обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и объ­ясните, для чего они нужны.

Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.

Назовите виды грамматических разборов, которые мы бу­дем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте название раздела на с. 5.

Какие слова Д.С. Лихачёва стали эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?

Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.

Прочитайте пословицы.

•   Какова голова, такова и речь.

•   Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

•  Хорошая речь слаще мёда.

•   Видна птица по перьям, а человек — по речам.

Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)

Объясните смысл пословиц.

К. Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке )

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 1 (с. 6).

Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.

Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)

Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.

Почему по речи человека можно судить о том, что он собой представляет?

Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)

Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): най­ти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.

(На данном этапе урока можно использовать школьный  сло­варик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

Упр. 2 (с. 6).

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?

Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Что означает это слово? (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

Составьте с этим словом словосочетание, запишите, черкните непроверяемые гласные.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

—  Расположите части текста в такой последовательности, что­бы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу­щенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к.лючих ежат в мя..кие тряпоч..ки и подн..сли к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в тёплый кошкин ж..вот. М..лыши сосали м..лоч..ко у новой мамы. Так д..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажды л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы реши­ли сп..сти ежат и поделили г..лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро­нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

VII. Рефлексия

—  Продолжите пословицы.

•   Слово не воробей,... (вылетит не поймаешь).

•   Умные речи... (и слушать приятно).

•   По речам узнают... (человека).

•   Видна птица по перьям, а человек — ... (по речам).

—  Подчеркните орфограммы в слове из словаря.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?

—  Какую роль играет речь в жизни человека?

—  Кому захотелось вести словарик мудрых изречений о языке? Как вы его оформите? Как вы будете располагать высказы­вания в словаре?

У вас будет возможность представить свой проект на итоговом уроке в конце четверти.

Домашнее задание

Упр. 2 (с. 6) — написать сочинение по пословице.


 

Урок 1 Тема: Знакомство с учебником «Русский язык»

Урок 1 Тема: Знакомство с учебником «Русский язык»

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо

Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке? —

Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018