Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 8
ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА
СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Цели деятельности учителя: познакомить со схемой звукового
состава слова; способствовать развитию зрительного восприятия.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают основные звуки речи; умеют различать звучание и
значение слова; выделять изолированный звук; определять последовательность
звуков в слове, место звуков в слове (начало, середина, конец слова); составлять
схему звукового состава слова («звуковой домик»); проводить параллельные
(прямые наклонные) линии; получат возможность научиться интонационно
выделять звук в слове.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – наблюдение за звуковым составом слов,
логические – анализ звукового состава слова,
интонирование звуков;
моделирование звуковой схемы слова.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планировать свое
действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая
правильность речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания;
осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах
своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в
диалоге и деловом сотрудничестве.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте з а г а д к и :
За пнем бугорок,
А в нем – городок.
(Муравейник.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)
У дубадубища
Проклёваны дуплища.
(Изба.)
На доске – иллюстрацииотгадки.
– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)
– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить
домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 16).
– Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит
девочка? («Ау!»)
– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)
– Назовите первый звук. ([а].)
– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.
Учитель рисует на доске желтым цветом
– Потяните следующий звук. ([аууууу].)
– Назовите этот звук. ([у].)
– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)
– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].
Учитель рисует рядом еще один
– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово
по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и
поете.
– желтым цветом.
.□
□Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] –
[ууу].
– Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет
действия учителя, поет [ааа] – [ууу].)
– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.
– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома
получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки
желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.
2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»).
– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это
комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого
надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.
Учитель дает образец: «Ааау» и одновременно берет фишку. Фишка
прикрепляется к доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют
«пойманный звук».
– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем
комнатуфишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать
второй звук: «Ауууу».
Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка
ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой
фишкой, – [у]; учитель вместе с детьми прочитывает слово.
– Что получилось? (Ау.)
3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а],
[у] в словах.
– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с
одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)
– Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)
– У какого слова самый длинный домиксхема? (У слова «арбуз».)
– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домикесхеме. (5
звуков.)Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнём.
4. Работа в прописи (с. 18).
На доске – рисунки к сказке «Три поросенка».
– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с
одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?
Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.
Дом построил из соломы –
Волк раздул его хоромы,
Оттого что был ленив
Братец старшенький ... (НифНиф).
Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом ... (НуфНуф).
Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат ... (НафНаф).
С.Черемисина
– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие
линии нужно начертить? (Прямые линии.)– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий.
Кого поселим в первый домик? (НафНафа.)
– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех
нравится. В нем и поселится НафНаф.
Аналогичная работа со следующими домиками.
– Домики готовы, но чтото наши поросята загрустили. Оказывается,
маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята
повеселиться в домикекрепости. Ребята, нарисуйте дом для братьевпоросят.
(Дети рисуют.)
– Поросята очень довольны!
IV. Итог урока.
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
Работа на нелинованной бумаге (д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е ).
– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.
Выставка рисунков.