данный урок разработан для учащихся 10-11 классов. урок проходит в форе соревновательной игры по теме "Генетика и селекция". при проведении игры учтены задания в соответствии с возрастными особенностями и деференциацией учащихся. данную игру провожу в конце пройденных параграфов по данной теме.урок игра "Звездный час в биологии"
Урок - игра по биологии.rtf
Урок – игра «звездный час в биологии».
Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция»
Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Генетика
и селекция»; осуществить коллективный способ обучения; продолжить работу по
формированию и развитию интереса учащихся к биологии.
Оборудование: мультимедийная установка, звездочки, таблички с цифрами.
Класс делится на 2 команды. Команды придумывают себе название.
Ход игры:
Добрый день уважаемые гости и учащиеся. Сегодня у нас урок пройдет в необычной
форме. Сегодня мы поиграем в игру «Знаток в биологии». Цель нашей игры: обобщить
полученные знания по теме: «Генетика и основы селекции». Итак у нас имеется 2 команды.
Команды пожалуйста представьтесь. (Название команды и девиз).
Представление команды.
Ну, что начнем игру.
За правильный ответ команда получает 1 балл. После каждого конкурса
один из учащихся дает пояснение.
Команда, набравшая большее количество баллов становится командой –
победительницей.
Жюри:_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__
Конкурс № 1 «Поиграем в слова».
Предлагаю вашему вниманию слово «наследственность». А что это такое?
Дайте определение слову. Теперь из этого слова вам нужно составить как
можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к биологии. На
обсуждение вам дается 5 минут.
Кто составил больше слов, пожалуйста озвучьте команды те слова которые вы
составили.
Конкурс № 2 «Что означает биологический термин?»
На слайде вам даны слова. Вы должны отметить правильный ответ. За
правильный ответ 2 балла.
1.Полиплоидия:
А) новый сорт пшеницы
Б) кратное увеличение числа хромосом (+)
В) множественный аллелизм
Г) образование новых видов
2.Генотип:
А) совокупность генов, которые организм получает от родителей (+)
Б) совокупность внешних и внутренних признаков организма
В) совокупность генов всех особей популяции
Г) способность множества генов контролировать один признак
^ 3. Сорт (порода):
А) искусственная популяция (+)
Б) естественная популяция
В) вид
Г) род
4. Конъюгация:
А) оплодотворение
В) обмен гомологичными хромосомами
Г) процесс точного и тесного сближения хромосом (+)
Д) мутация в половых клетках
5. Генетика: А) наука, изучающая строение клеток
Б) наука, занимающаяся улучшением имеющихся сортов и выведением новых
сортов
В) наука об индивидуальном развитии организма
Г) наука, изучающая законы наследственности и изменчивости (+)
Слово предоставляется жюри.
Конкурс №3 «Установи соответствие»
Перед вами задание, вы должны установить соответствие, если вы ответите правильно, то
прочтете латинское название, а какое, вы должны мне ответить после выполнения задания.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
А) при скрещивании гетерозигот по двум парам признаков, наблюдается
расщепление в отношении…
Б) при скрещивании гетерозигот по одной паре признаков, наблюдается
расщепление в отношении…
В) при скрещивании гетерозиготного организма по двум парам признаков с
гомозиготным по двум парам признаков рецессивным организмом,
наблюдается расщепление в отношении…
Г) при скрещивании гетерозиготы по одному признаку с рецессивной
гомозиготой, наблюдается расщепление в отношении…
1) 1: 1: 1: 1; (б)
2) 9: 3: 3: 1; (и)
3) 1: 1 (о)
4) 3:1 (с)
Конкурс № 4 «Великие ученые».
Перед вами фотографии великих ученных селекционеров. Назовите их. За
правильный ответ 2 балла.
1) Грегора Иоганна Менделя
2) Вавилова Николая Ивановича
3) Томаса Моргана
4) Мичурина Ивана Владимировича
я вам задаю вопрос, а вы называете ученного который соответствует данному
вопросы.
1) Выдающийся биолог и селекционер, разработал методы селекции плодово –
ягодных культур, положил начало продвижению на север южных культур. (И.
В. Мичурин)
2) Ученый, который в результате своих опытов пришел к мысли, что половые
клетки (гаметы) несут только по одному задатку каждого из признаков и
свободны (чисты) от других задатков этого же признака (Г. И. Мендель).
3) Ученый, который на основании археологических, историко –
лингвистических и главным образом ботанико – географических исследований
создал учение о центрах происхождения возделываемых растений: пять – в
Старом Свете и два – в Новом. (Н. И. Вавилов).
4) Биолог, один из основоположников генетики, открывший закон
наследования генов, локализованных в одной хромосоме. (^ Т. Морган).
Слово предоставляется жюри.
Конкурс № 5 «Генетические задачи»
Следующий конкур «Решение задач». Вам даны 3 задачи. Решите их и
назовите мне правильный ответ. За каждый правильный ответ 3 балла.
а) При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми
плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В
– доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв,
аавв в соотношении
1) 3: 1
2) 9: 3: 3: 1
3) 1: 1: 1: 1 (+)
4) 1: 2: 1 б) При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) доминантной
и рецессивной форм в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении
1) 9: 3: 3: 1 (+)
2) 1: 2: 1
3) 3: 1
4) 1: 1: 1: 1
в) Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в
зиготе оказались хромосомы
1) 44 аутосомы + Х
2) 23 аутосомы + ХY
3) 44 аутосомы + ХХ (+)
4) 23 аутосомы + Y
Конкурс №6 «Селекция и ее задачи».
Командам по очереди задаются вопросы. Вы должны выбрать правильный
ответ. За правильный ответ 1 балл.
А. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм
ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, называют
1) гетерозисом
2) полиплоидией
3) мутагенезом (+)
4) гибридизацией
Б. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений
1) кратно увеличивают набор хромосом в клетках (+)
2) скрещивают чистые линии
3) скрещивают родителей и потомков
4) уменьшают набор хромосом в клетках
В. Самоопыление у культурных растений в ряде поколений ведет к
1) повышению продуктивности
2) повышению степени изменчивости
3) уменьшению гомозиготности
4) уменьшению гетерозиготности (+)
Г. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений
лежит процесс
1) сокращения доли гомозигот в потомстве
2) сокращения доли полиплоидов в потомстве
3) увеличения доли гетерозигот в потомстве
4) увеличения доли гомозигот в потомстве (+)
Д.Эффект гетерозиса проявляется вследствие
1) увеличения доли гомозигот в потомстве
2) появления полиплоидных особей в потомстве
3) увеличения числа мутаций в потомстве
4) увеличения доли гетерозигот в потомстве (+)
Пока жюри подводит итоги мы передем к следующему заданию. Вам было
дано выполнить домашнее задание и найти сообщение о селекционерах.
Конкурс № 7 «Домашнее задание».
Подведение итогов.
Резюме.
Что вам понравилось на уроке?
Домашним задание
Составить ребусы по теме: «Генетика и селекция»
"Звездный час в биологии" урок - игра
"Звездный час в биологии" урок - игра
"Звездный час в биологии" урок - игра
"Звездный час в биологии" урок - игра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.