«Звук и буква Ж. Путешествие в сказочный лес»
Оценка 4.6

«Звук и буква Ж. Путешествие в сказочный лес»

Оценка 4.6
docx
29.01.2023
«Звук и буква Ж. Путешествие в сказочный лес»
«Звук и буква Ж. Путешествие в сказочный лес».docx

Звукопроизношение

«Звук и буква Ж. Путешествие в сказочный лес»

Цели: Закрепить правильное произношение звука [Ж] Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Формировать навыки деления слов на слоги. Развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза. Обогащать словарный запас. Упражнять в словообразовании. Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Схемы согласных звуков. Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова. Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые,  мягкие (синие, зеленые)согласные звуки. Домики для слов разного слогового состава. Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок,  кружка, кружечка, ложка, ложечка,  жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина; художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот. Фланелеграф, наборное полотно.

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

2.     Введение в тему.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет. 

(ответы детей)

- Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

 - А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

3.     Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук [Ж]

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя  и говорим волшебные слова:

Раз, два , три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать  со звуком Ж.

Рассказывание  сказки, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

 

 

Сказка

 Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

-Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

-Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

-Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии был звук Ж?( желтой, оранжевой)

-Конечно лучше желтой, сказал Жук.

-Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

-Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

-И оранжевой нет, сказал Уж.

-Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит, она  была какая?

(Жадная.)

-А где живет Жаба?- спросил Уж.

-Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.  

-Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

4.     Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

(На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине; на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

 художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот)

- Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе. Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

-Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук [Ж] в слове – в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

 (Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука [Ж]в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук [Ж] в середине  и ставят картинку к нужной схеме).

-  А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук [Ж] и поставить нужную картинку.

- Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

- Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

- Полка для книг, какая?  (книжная)

- Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят  нужные картинки на наборное полотно).

-Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Поблагодарил Ёжик и показал дорогу дальше. 

5.     Упражнение на словообразование.

(На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький. Перед фланелеграфом на столе картинки:  пирог — пирожок,

сапог – сапожок, флаг – флажок, утюг – утюжок, ложка – ложечка, кружка – кружечка.)

-  Идут Жук и Уж дальше, видят лужок, а на нем большой дом и маленький домик.  Живут здесь два братца большой и маленький.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

-Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату – пирог, маленькому — пирожок, сапог – сапожок, флаг – флажок, утюг – утюжок, ложка –ложечка, кружка — кружечка)

-Ребята, назовите предметы маленького братца.

-Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

 (Дети проговаривают «маленькие» слова  и определяют, что в названиях  появился звук Ж)

Молодцы! Вы помогли  помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.  

6.     Формирование навыков деления слов на слоги.

(На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка)

-  Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисован мак, и одна короткая полоска, на втором – ландыш, и полоска разделена на две части, а на третьем —ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением)

-  Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

-Помогите  нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

- Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.)

Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

7.     Физминутка

Дружно пальчики считаем –насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,                   это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит?                 Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

 

8.     Развитие навыков  звукобуквенного анализа и синтеза.

(На фланелеграф крепятся  картинки: жаба,  лужа, домик,

На столе буквы:  А, Ж, А, Б  и  символы-кружочки, обозначающие гласные,  твердые и мягкие согласные звуки)

- Идут  Жук и Уж  и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо  попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне. Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

- Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово  ЖАБА.)

- Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука. (Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук [Ж] он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук [А], он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

- Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

(Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

- Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

9.     Работа над интонацией.

(На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей)

-  Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и  решили поиграть –  стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения, выбрать одно( напримерЖаба живет возле лужи.) и предлагаю произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

10. Итог

- Ребята, вам понравилось путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям?(Ответы детей)

- А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять – В нашей группе мы опять.

- Спасибо, дети, вы все молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Звукопроизношение «Звук и буква

Звукопроизношение «Звук и буква

Руку дайте другу слева И скорей вставайте в круг,

Руку дайте другу слева И скорей вставайте в круг,

Сказка Логопед. Жили-были

Сказка Логопед. Жили-были

Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука [Ж]в слове (Например:

Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука [Ж]в слове (Например:

Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук

Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Итог - Ребята, вам понравилось путешествие?

Итог - Ребята, вам понравилось путешествие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023