Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
15.04.2018
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..". 3-й класс
Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”
Задачи:
• дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
• учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;
• формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
• развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
• воспитание интереса и любви к поэзии;
• воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского.doc
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского
"Весна, весна! Как воздух чист!..". 3-й класс
Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского
“Весна! Весна! Как воздух чист!..”
Задачи:
дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными
наблюдениями;
учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой,
многозначностью;
формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать
художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие
способности.
воспитание интереса и любви к поэзии;
воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.
Мотивация к учебной деятельности.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня урок чтения мы проводим в необычной обстановке на берегу нашей речки Амзя.
Расположитесь поудобнее.
Кругом в самом разгаре весна. Давайте внимательно всмотримся и вслушаемся в окружающее.
Что вы увидели? (Река разлилась, деревья еще голые, трава пробивается, солнце светит, дует теплый ветер и
т.д.)
Какие звуки услышали? (Река шумит, ветки шелестят, петух кукарекает, куры кудахчут, воробьи чирикают и
т.д.)
Какие желания возникли? (Хочется побегать, покружиться, раскинув руки, спеть песню, нарисовать и т.д.)
Ну что ж, здесь нам ничего не мешает и покружиться, и попрыгать, и даже громкогромко покричать. (По
желанию выполняют действия).
II. Формулирование темы урока.
Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и наши души. Она рождает у человека разные чувства и
настроения, которые хочется выразить в той или иной форме. Художники передают свое отношение к весне
через картины, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено очень много стихов. С одним из них мы и
познакомимся на этом уроке. Это стихотворение Евгения Баратынского “Весна, весна! как воздух чист!”
Первичное восприятие текста.
Вот послушайте.
(Учитель читает стихотворение наизусть).
Близки ли вам переживания поэта в данный момент?
IV. Анализ текста с использованием методического алгоритма
Каждая строфа стихотворения изучается в комплексе заданий и вопросов:
громкое чтение;
чтение про себя с заданием найти трудное для понимания слово;
объяснение значения слова;
проговаривание и многократное повторение слова;
работа над пониманием содержания строфы;
нахождение поэтических образов, сравнений, эпитетов;
сравнение восприятия природных явлений автором и детьми;
Прочитайте первую строфу. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Что ощущает поэт?
Посмотрите на небо. Вдохните воздух. Что ощущаете вы?
Прочитайте вторую строфу:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
С кем сравнивает поэт ветер? А с кем бы вы сравнили облака?
Посмотрите на облака. А теперь закройте глаза и представьте себя этими облаками. Какие ощущения
испытываете?
Прочитайте третью строфу:
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Молча послушаем реку. Сравним восприятие рева реки автором и вами.
Обратите внимание на то, как автор мастерски использует слова, чтобы показать мощь вскрывающейся реки:
слышен треск ломающихся льдин, шум водных потоков за счет использования слов со звуками [р] и [р?].
Прочитайте четвертую строфу:
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Найдите эту картину здесь. Покажите и послушайте, как шумит, шуршит ветхий лист под ногами.
Прочитайте последнюю строфу:
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне...
Послушайте песню жаворонка (Аудиозапись.)
Похожа ли песня жаворонка на гимн?
А не похоже ли само стихотворение на гимн? Докажите. (Любование поэта весенними явлениями, его
восторженность, обилие восклицательных знаков.)
V. Включение изученного в систему знаний и повторение
А теперь давайте повторим найденные поэтические образы и эпитеты (“ясен небосклон ”, “лазурию живой”, “в
яркой вышине”, “крылья ветерка”, “ласкаясь к солнечным лучам, летают облака”, “ветхий лист”, “взревев, река
несет на торжествующем хребте”, “жавронок поет заздравный гимн весне”).
Вот так окружающие нас привычные образы природы у Е.Баратынского превратились в поэтические образы. С
помощью поэтического слова он передает и звуки, и краски, и дыхание очаровавшей его весны. И мы благодарны
ему за то, что он разбудил нашу мысль и подарил слова для ее высказывания. Нам остается эти слова запомнить
и читать, читать стихи для праздника души и восхищаться ими. VI. Выразительное чтение стихотворения
Подготовимся к выразительному чтению. Выделим голосом ударные слова в каждой строчке, зафиксируем
логические паузы. Каким настроением проникнуто стихотворение? Попробуйте прочитать его, стараясь
передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение
жаворонка.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися).
VII. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, как вы думаете, если бы мы читали это стихотворение в классе, вы восприняли бы его так же как здесь
или подругому?
Понравилось вам читать стихи на природе?
Какие поэтические образы запомнились?
С каким настроением заканчиваете урок?
Вот и закончился наш урок. Но путешествие в мир природы и поэзии не кончается. Вслушивайтесь в песню
весны, всматривайтесь в ее краски и вы словно выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы,
журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну и, конечно, читайте стихи
других поэтов о весне. А также творите, сочиняйте, рисуйте, пойте о ней. Успехов вам!
VIII. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение наизусть;
2) попробовать сочинить четворостишие о весне;
3) нарисовать весенний пейзаж.
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.