ГУ ЛНР « Республиканский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних »
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения Программа воспитательной работы по
патриотическому воспитанию детей на 2019 – 2021г.г.
Воспитатель
Старшей группы
1 категории
Игнатова А.В.
г.Луганск
«…И скажу, что это самое главное – патриотизм. Без этого и государство распадется. Растащат по кусочкам, по камешкам. Надо жестко за этим следить». Василий Лановой.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание молодого поколения приобретает особую актуальность в современном мире, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Особенно важным становится формирование патриотизма у подрастающего поколения Луганской Народной Республики – молодой, развивающейся, выбравшей трудный и достойный путь, который принципиально расходится с официальным курсом Украины, предавшей свою историю, своих настоящих героев ради иллюзорного счастья сытой жизни. За годы своей независимости украинское государство практически свело на нет систему патриотического воспитания молодежи, построенную в СССР, – систему огромных духовных ценностей, включающую в себя беззаветную любовь к Родине и готовность в любой момент встать на ее защиту. Служение Отечеству сменилось банальным поиском «тепленького» местечка, что так характерно для приспособленцев, легко меняющих родную землю на любую страну, которая соблазнит их какими-либо выгодами. Потому так важно «реанимировать» все самое лучшее, что было в советской системе патриотического воспитания, и вырастить достойную смену нашим дедам и прадедам, которые победили в Великой Отечественной войне и спасли мир от фашистской чумы, а также тем героям, которые сегодня защищают наш донбасский край от украинского нацизма. На примере опроса подростков, с которыми работаю в Республиканском Центре социально – психологической реабилитации детей, могу сделать выводы, что примерно 20 % детей считают себя патриотами, а многие не знают и значения этого слова. Я считаю себя патриотом, мои восьмидесятые воспитали меня на этом чувстве, очень ценю нашу историю и горжусь героическим прошлым своего народа. В своей воспитательной работе проблему патриотического воспитания ставлю на первое место. В своей работе я руководствуюсь основными положениями Закона «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики», который был принят Народным Советом Луганской Народной Республики 30 июля 2015 г. В данном Законе понятию «патриотизм» дается следующее определение: «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества». Одним словом, быть патриотом – это значит любить свою Родину в радости и в горе, неразрывно связывать личную свободу с тем местом, где родился и вырос, и если надо, не задумываясь, отдать жизнь за отчий дом и родной край. При составлении программы своей воспитательной работы опираюсь на цели и задачи Государственной целевой программы «Патриотическое воспитание подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы». Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо еще акцентировать внимание на том, что патриотизм неотделим от духовно-нравственных ценностей человека, уровня его правовой культуры. И роль правового просвещения в деле формирования высоко моральной, законопослушной, преданной своей Отчизне и уважающей традиции предков личности неоценима. Рождение Луганской и Донецкой народных республик явилось следствием беззакония Майдана, беспринципности , обмана и жестокости по отношению к жителям Донбасса. Именно такой философии придерживается преступная украинская власть, война на Донбассе для которой не просто выгодна – она ей необходима, чтобы отвлечь народ от насущных проблем. Переписывание истории, факельные шествия «свободовцев» в центре Киева – это то, чем живет сегодня Украина, с каждым днем все больше напоминающая нацистскую Германию. Быстро перекрасившиеся «свидомые» историки из кожи вон лезут, чтобы очернить подвиг нашего народа, называя Великую Отечественную войну советско-германской, а вояк из ОУН УПА во главе со Степаном Бандерой и Романом Шухевичем причисляют к лику святых. Настоящая правда о Великой Отечественной и гражданской войне, развязанной сторонниками майдана в 2014 году, подменяется фальшивыми лозунгами о независимости, евроинтеграции, перекрашиваниями заборов и мусорных баков в «жовтоблакитний» цвет, дикими набегами на памятники советского периода, срыванием с ветеранов войны георгиевских ленточек. Поэтому так важно сохранить историческую правду и передать ее молодому поколению. Программа воспитательной работы по патриотическому воспитанию. Возрастная категория : дети 13 – 17 лет. Блок 1. Военно-патриотическое. Цель. Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.
Задачи военно-патриотического воспитания:
- формирование у подрастающего поколения патриотических ценностей, патриотического самосознания; - воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, армии ЛНР;
-привитие чувства гордости за подвиги своего народа, героев родного Отечества.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества. – Мы должны учить детей не только гордиться страной, но и чувствовать свою сопричастность ко всему, что происходит. Причем настоящие патриоты должны не только знать исторические даты, но и осознанно подходить к оценке самих исторических событий . Время летит неумолимо. Многие свидетели самой страшной Великой Отечественной Войны не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений , несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Сохранить в памяти имена тех, кто отдал жизни на полях сражений – нет сегодня более важной задачи.
Наша память – это последняя почесть, знак глубокой благодарности и признательности павшим героям. Наш народ гордился, и будет гордиться поколением подлинных патриотов Родины, переживших горечь поражений и радость побед, спасших мир от фашистской чумы.
На сегодняшний день реалии жизни таковы, что нашей молодой Республике, для того чтобы выжить в создавшихся непростых условиях, нужны здоровые, инициативные и грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на её благо. А в случае необходимости, могли бы встать на защиту её границ.
Блок 2. Гражданско - правовое.
Цель. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи гражданско-правового воспитания.
- разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики - герба, флага и гимна, а также государственных праздников Луганской Народной Республики , привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики.
- . повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
- . формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
- социализация личности.
Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания. От того насколько хорошо дети усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей молодой Республики.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
Гражданско-правовое воспитание предполагает создание системы воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации.
Систематическая работа с воспитанниками по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения.
Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Дети должны почувствовать, что они являются частью своей Республики, что они граждане ЛНР, у которых есть права и обязанности, которые будут продолжать строить будущее своей Родины. Нужно формировать уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к взрослым, с которыми они общаются, к своему государству и его символике. Естественной потребностью гражданина и проявлением его патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов Отечества – герба, флага, гимна и исторических святынь своей Родины.
Блок 3. .Духовно-нравственное.
Цель. духовно-нравственное развитие подростка в контексте его всестороннего развития. Задачи духовно-нравственного воспитания. - регуляция эмоционально-волевой сферы,
- коррекция межличностного общения,
- формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения,
- развитие коммуникативных навыков,
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Подросток в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой. Личный пример здесь имеет место. Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом ответственность за свои поступки приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни
Блок 4. Историко-краеведческое .
Цель. воспитание любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям. Задачи историко-краеведческого воспитания.
- познание историко-культурных корней. - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней. - формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, Республике.
Я
ставлю перед собой целью возродить интерес к отечественной истории, к нашим
корням, к тому, что дорого всем нам. Заинтересовать воспитанников Центра
обсуждать вопросы спорные, представлять разные точки зрения. Основой для
разговора должны быть объективность и честность. Поэтому актуальны, как
никогда, слова Добролюбова Н. А.: «В недавнее время патриотизм состоял в
восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно,
чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое
порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас».
.
Традиции - это не только память о героическом прошлом, но и выражение живой
связи ныне живущих поколений, осознания ответственности за завоеванием перед
будущим. Воинские традиции являются частью национально-государственных
традиций.
Система патриотического воспитания включает в себя комплекс следующих
мероприятий : ознакомление воспитанников Центра с историческими ценностями
Луганской Народной Республики, героическими страницами истории республики,
трудовой и боевой славой нашего региона в процессе бесед, экскурсионной
деятельности, заочных/очных путешествий по историческим местам и культурным
памятникам; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания
;изучение родного края, раскрывающее перед детьми историю, особенности
культуры, природы, народных традиций нашей Родины; ознакомление подрастающего поколения
с народным творчеством; ознакомление подрастающего поколения с деятельностью
общественных организаций .При разработке содержания мероприятий по
патриотическому воспитанию необходимо учитывать личный жизненный опыт детей,
организацию их жизнедеятельности и степень приобщения к реальной социальной
действительности В воспитании патриотических чувств детей и юношества
значительную роль играет краеведение. Краеведение расширяет кругозор, развивает
интеллектуальный и творческий потенциал детей и молодёжи. «Малая Родина»
ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и
памятные места города, села, его исторические и культурные центры, это и
известные люди, гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у
человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и
вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Благодаря краеведению решается важная педагогическая задача – соединение воспитания с жизнью.
Руководствуюсь принципами:
- Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;
- Естественный характер воспитания;
- Обеспечение доверительных отношений с воспитанниками через проявление уважения к ним.
В основу моей работы положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность
- стимулирование
- сотрудничество
- доверие
- открытый диалог
- свобода выбора
- увлечение
- коллективный анализ и оценка
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
- личный пример
Применяю разные формы работы:
- воспитательные часы
- диспуты
- мероприятия - праздники
- беседы
- экскурсии( заочные путешествия)
- коллективно – творческие дела;
- индивидуальные воспитательные беседы
- игры и игровые программы;
- спортивные соревнования;
- познавательно – досуговые программы.
Блок 1. Военно – патриотическое воспитание.
«Не забудем! Не простим!» - урок мужества. - Май «Детство, опаленное войной» - вечер памяти. - Январь «11 апреля - День освобождения узников фашистских лагерей» - Апрель «Ледовое побоище»- воспитательный час. - Апрель «Эхо войны»- конкурс инсценированных песен и стихотворений. - Май «Я помню, я горжусь!»- КТД ко Дню Неизвестного солдата. - Сентябрь «Я против фашизма»- диспут. - Август «Курская битва»- воспитательная беседа. - Август «Праздник, со слезами на глазах» - праздничное мероприятие ко Дню Победы. - Май «Молодая гвардия»- урок мужества ко Дню партизан и подпольщиков. - Июнь «Убитые за правду»- урок памяти ко Дню погибших журналистов. - Декабрь «Я умею, я могу!»- конкурсная программа. - Январь «Сталинград» - медиа - беседа. - Февраль «Знаем, помним, гордимся»- презентация о подвигах детей-героев В,О,В. - Январь «Ваш подвиг бессмертен»- патриотический час ко Дню памяти воинов -десантников 6-ой роты Псковской дивизии. - Март «Освобождение Ленинграда от блокады»- вечер памяти. - Январь «Память жива» - патриотический час ко Дню освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков. - Февраль
« Спасибо за Победу!» - праздник. – Май
«Наша память и боль – Афганистан» - патриотический час о воинах – интернационалистах. – Февраль
« Мы за Мир, мы против войны!» - патриотический час – Декабрь
« Славе не меркнуть, традициям жить!» - Урок Мужества о подвиге 28 панфиловцев. - Март
Блок 2. Гражданско – правовое воспитание.
«День Весны и Труда» - воспитательная беседа. – Май
«Праздник Весны» - КТД –конкурс рисунков и поделок. – Май
«Я – гражданин своей Республики» - диспут. – Май
«Один день в Армии» - конкурсно – игровая программа – Февраль
«Кто настоящий герой» - воспитательная беседа ко Дню героев Отечества - Декабрь
«Мечта становится былью» - воспитательный час ко Дню космонавтики. – Апрель.
«Чернобыль» - медиа- беседа. – Апрель
«Огнеборцы» - воспитательный час. – Апрель
«Охранять природу – значит охранять Родину!» - экологический спектакль. – Июль
«Чтобы не случилось беды» - беседа – диалог по профилактике правонарушений» – Октябрь
«Детство – территория закона!» - КТД - конкурс стенгазет. – Октябрь
« Я – русский и этим горжусь» - воспитательная беседа о русском народе и его истоках – Ноябрь
« Наша сила в единстве» - презентация ко Дню народного единства. – Ноябрь
«Дневник успеха» - диспут о выборе профессии. – Ноябрь
«Ярмарка профессий» - викторина о профессиях – Ноябрь
«Все работы хороши, но я выбираю эту!» - КТД – конкурс творческих работ . - Ноябрь
« Учусь на примерах» - написание сочинений – рассуждений. – Ноябрь
« Я и коллектив» - КТД – изготовление памяток о правилах коллектива. – Апрель
Блок 3. Духовно – нравственное воспитание.
«Хочешь быть счастливым – будь им!» - воспитательная беседа – диалог -Сентябрь
« Сила мудрого слова» - диспут - Март
«Рука помощи» - диспут. – Октябрь «От сердца к сердцу» - творческий час. КТД ( изготовление поделок родным и друзьям). – Октябрь. «Будь здоров, подросток» - урок здоровья. Презентация о вредных привычках. – Октябрь «О пользе ЗОЖ» - КТД ( коллаж) - Октябрь «Уроки доброты» - воспитательная беседа – диалог. – Ноябрь «Цветок добрых дел» - КТД ( творческая работа в группах) - Ноябрь «Наши братья меньшие» - диспут к Международному Дню защиты бездомных животных. – Август «Мы в ответе за тех, кого приручили» - КТД (чтение стихотворений) – Август «Стиль жизни – здоровье» - конкурсная программа – Август «Урок во имя жизни» - воспитательная беседа –диалог ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом. – Декабрь «Достоин звания Человек» - диспут – Март «Поступок – твое отражение» - воспитательный час. – Март « О моих поступках» КТД ( сочинение – рассуждение) – Март «Будь природе другом» - медиа-беседа – Март «Книга – духовная сокровищница» - час полезной информации – Февраль «Вместе против наркотиков» диспут – Февраль «Христианские праздники» - презентация – Январь «Мы знаем цену дружбе» - диспут – Январь «Говорят, под Новый Год…» - конкурсная программа – Январь
«Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!» командные соревнования. – Сентябрь.
Блок 4. Историко краеведческое воспитание.
«Луганщина – мой край родной» - презентация. – Май « Знаменитые люди моего края» - КТД – конкурс стенгазет. – Декабрь
«Луганск от А до Я» - познавательная игра. – Сентябрь
«Горжусь тобой – мой край родной» - презентация о памятных местах. – Сентябрь
«Этот лес помнит разное эхо»- по тропам войны на Луганщине» - презентация. - Август
«Знаменитые люди моего края» - КТД ( конкурс стенгазет) Экскурсии в музеи, посещение памятных и исторических мест, посещение мероприятий молодежной библиотеки, участие в Республиканских конкурсах. – согласно годового плана работы Центра.
Реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
· Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
· Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
·
Любовь к родному краю.
(охрана окружающей среды)
· Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию воспитанников Центра:
· цени и оберегай свое отечество;
· овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
· дорожи историей своего народа;
· свято относись к символике своей страны, Республики;
· береги красоту своего края.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.