Тема: «Читательская грамотность-базовый навык функциональной грамотности»
“Неграмотным
человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
В своей педагогической деятельности учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.;
- не могут делать выводы на основе прочитанного.
Все понимают, что чтение является не только предметным результатом, но и ядром функциональной грамотности. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Каждый учитель на протяжении все своей профессиональной жизни собирает эффективные приемы формирования читательской грамотности.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.
Приёмы формирования читательской грамотности:
1). «Тексты подают сигналы»
2). Разворачиваем предложение в рассказ и наоборот.
3). «Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
4). Включи читательское воображение. (Творческий пересказ, рассказ от лица башмака, диалог кочанов капусты..)
5). Прием диалога с текстом.
Отмечая важность всех перечисленных приемов понимания, которые использует «идеальный читатель», остановимся на «диалоге с текстом», так как владение этим приемом помогает сделать первичное восприятие текста максимально активным.
Рассмотрим, как на примере стихотворения Новеллы Матвеевой описывают диалог с текстом.
Какой-то странный тихий звук
Раздался в тишине.
Сразу же возникает вопрос: что это за звук? Это наверняка не звук проезжающей машины, не завывание ветра, не лай собак, не стук молотка – такие звуки странными не назовешь. Но что же это все-таки может быть? Здесь предположений возникает так много, что область поиска практически неограниченна. Поэтому мы начинаем ждать ответа из текста.
Одной струной запела вдруг
Гитара на стене.
Ответ получен, но тут же возникает следующий вопрос: почему вдруг она запела? Может быть, содрогнулась стена? Но это случается при каких-то стихийных бедствиях. Однако спокойная интонация стихотворения исключает возможность такого предположения. Или кто-то невидимый прикоснулся к ее струнам? Возникает новое ожидание.
Стоит глубокий час ночной,
И я включаю свет.
Начинает действовать рассказчик, вместе с которым мы удивились странному звуку: он хочет узнать, почему зазвучала струна. Ждем ответа на вопрос и мы.
Струна дрожит сама собой,
А музыканта нет.
Наверное, музыкант успел спрятаться.
И только муха на стене
Блуждает наугад.
Вот, значит, кто «играл» на гитаре! Но неужели, если муха дотронется до струны, гитара откликнется? Этого не может быть.
У мухи есть на лапках клей.
Вот в чем дело! Муха прилипла и пыталась оторваться. Возникает очередное ожидание: теперь мы почти уверены, что догадались, но хорошо бы в этом убедиться.
Ну как ей не сыграть,
Когда иначе лапку ей
От струн не отодрать.
Да, мы были правы.
6). Разгадай секрет картины.
Так выстроился диалог с текстом у читателя, который не знал названия текста – «Муха-музыкант». Очевидно, что ход диалога во многом изменился бы, если бы текст начинался с названия. Поэтому «идеальный читатель» никогда не минует «входную дверь текста» – его заголовок.
Для читателя художественного текста особенно важно умение заполнять текстовые «скважины» – пропуски информации, смысловые «дырки». В этом ему помогают имеющийся опыт и развитое читательское воображение.
В качестве примера приведем стихотворение В.А. Жуковского «Замок на берегу моря», в котором очевиден смысловой пробел.
«Ты видел ли замок на бреге морском?
Играют, сияют над ним облака;
Лазурное море прекрасно кругом». –
«Я замок тот видел на бреге морском:
Сияла над ним одиноко луна;
Над морем клубился холодный туман». –
«Шумели ль, плескали ль морские валы?
С их шумом, с их плеском сливался ли глас
Веселого пенья, торжественных струн?» –
«Был ветер спокоен; молчала волна,
Мне слышалась в замке печальная песнь;
Я плакал от жалобных звуков ее». –
«Царя и царицу ты видел ли там?
Ты видел ли с ними их милую дочь,
Младую, как утро весеннего дня?» –
«Царя и царицу я видел… Вдвоем
Безгласны, печальны сидели они;
И милой их дочери не было там».
1). Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». (А. Н. Толстой.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.