ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» 5 класс
|
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время
|
1. |
Оргмомент |
— Дети, вам тепло? (Да!) — В классе светло? (Да!) — Прозвенел уже звонок? (Да!) — Уже закончился урок? (Нет!) — Только начался урок? (Да!) — Хотите учиться? (Да!) — Значит можно всем садиться! Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию |
Готовят к уроку рабочее место |
1мин. |
2. |
Просмотр мультфильма |
Показ мультфильма со звуком и без звука - Скажите, ребята, есть ли разница, как смотреть мультфильм- со звуком или без него? |
|
3 мин |
3. |
Актуализация опорных знаний. |
Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Расскажите мне о фонетике. Тема урока «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» Какое слово вам незнакомо? Чем отличаются звуки от букв?
|
Ученики отвечают на вопросы Запись темы урока в тетрадях. Лингвистика – наука о языке
Буквы пишем, а звуки слышим |
3 мин |
4 |
Вступление |
Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. |
|
2 мин |
5 |
Введение в тему
|
Учитель: Я приглашаю вас в страну «Фонетика». Какие звуки вы знаете (работа с учебником) СТИХОТВОРЕНИЕ «Гласные и согласные звуки»
Каких звуков в языке мы употребляем больше – гласных или согласных?
ФИЗМИНУТКА |
Работа с учебником и в тетрадях
Работа со слайдами
|
7 мин |
6. |
Изучение нового материала. Орфоэпическая работа
|
Объясняет новый материал. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал звукам красивое имя - фонема.
|
Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н] |
3 мин |
7.
|
Работа со словами
|
. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались ? - Какие фонемы перепутали свои места? |
Ученица рассказывает стихотворение
О и И
|
4 мин. |
8. |
закрепление изученного материала |
Звуки (фонемы) – смыслоразличители. Забегая не в своё слово, они могут спокойно поменять
его смысл |
Работа с картинками в учебнике |
6 мин |
9. |
закрепление изученного материала |
Учитель предлагает поиграть с фонемами
Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран
Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы,
Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска.
|
записывают в тетради:
Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран
рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы,
зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска,
|
7 мин. |
10 |
Работа с эпиграфом (высказывание Н.В. Гоголя о языке):
|
«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?
|
Слушают и отвечают на вопрос учителя
|
2мин. |
11. |
Рефлексия |
- У вас на партах лежит «солнышко». Попробуйте правильно определить жителей страны «Фонетика» и вписать. Составить с любым словом предложение |
Работают с карточками, лежащими на партах |
1 мин. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.