" Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи"
Оценка 4.7

" Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
02.04.2023
" Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи"
технологическая карта урока " Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи"
Войнич Т.А..doc

                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи»  5 класс                

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

 

 

1.

Оргмомент

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию

Готовят  к уроку рабочее место

1мин.

2.

Просмотр мультфильма

Показ мультфильма со звуком и без звука

- Скажите, ребята, есть ли разница, как смотреть мультфильм- со звуком или без него?

 

3 мин

3.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Расскажите мне о фонетике.

Тема урока «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи»

Какое слово вам незнакомо?

Чем отличаются звуки от букв?

 

Ученики отвечают на вопросы

Запись темы урока в тетрадях.

Лингвистика – наука о языке

 

Буквы  пишем, а звуки слышим

3 мин

4

Вступление

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.

 

2 мин

5

Введение в тему

 

Учитель:

Я приглашаю вас  в страну «Фонетика». 

 Какие звуки вы знаете

(работа с учебником)

СТИХОТВОРЕНИЕ «Гласные и согласные звуки»

 

 

Каких звуков в языке мы употребляем больше – гласных или согласных?

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником и в тетрадях

 

 

 

 

 

Работа со слайдами

 

7 мин

6.

Изучение нового материала.

Орфоэпическая работа

 

 

 

 

  Объясняет новый материал.

Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал  звукам красивое имя - фонема.

 

Учащиеся записывают    слова, а затем вслух проговаривают  несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н]

 

 

3 мин

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 . А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

 КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Учитель ставит вопрос:

-Какие буквы здесь перепутались ?

- Какие фонемы перепутали свои места?

Ученица рассказывает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О и И

 

 

4 мин.

8.

закрепление изученного материала

Звуки (фонемы) – смыслоразличители.

Забегая не в своё слово, они могут спокойно поменять его смысл
Что произошло? Почему получилась такая путаница?  Исправьте

Работа с картинками

в учебнике

6 мин

9.

закрепление изученного материала

Учитель предлагает поиграть с фонемами

 

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

 

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы,

 

 

 

 Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

 Зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска. 

 

записывают в тетради:

 

Всласть-власть,

Краска-каска,

Склон-слон,

Полк-пол,

Тепло-тело,

Беда-еда,

Экран-кран

 

 

рубка-трубка,

дар-удар,

стол-столб,

клад- склад, уклад,оклад,

лапа- лампа,

шар-шарф,

усы-бусы,

 

зубы-дубы,

киска-миска,

галка-палка,

орел-осел,

норка-корка,

клин-блин,

тоска-доска,

 

 

7 мин.

10

Работа с эпиграфом (высказывание Н.В. Гоголя о языке):

 

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и от­тенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

 

Слушают и  отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

2мин.

11.

Рефлексия

- У вас на партах лежит «солнышко». Попробуйте правильно определить жителей страны «Фонетика»

 и вписать. Составить с любым словом предложение

Работают с карточками, лежащими на партах

1 мин.

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Фонетика как раздел лингвистики

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Фонетика как раздел лингвистики

ФИЗМИНУТКА Работа с учебником и в тетрадях

ФИЗМИНУТКА Работа с учебником и в тетрадях

Работа со словами

Работа со словами

Работа с эпиграфом (высказывание

Работа с эпиграфом (высказывание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023