Краевое государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
Доклад
« Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в условиях реализации ФГОС ».
воспитатель Жорова.Н.А
п.Пограничный
Формирование здорового и безопасного образа жизни - это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Формирование здорового и безопасного образа жизни должно вносить вклад в достижение требований к личностным результатам;
-
Формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в окружающем
мире;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
- Формирование здорового и безопасного образа жизни построено на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу, как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
При выборе стратегии формирования здорового и безопасного образа жизни необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Наиболее
эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни у
обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная
деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние,
обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня,
двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание
основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования,
если это не
становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.
Формирование здорового и безопасного образа жизни должно проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. Формирование здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.
Целью формирования здорового и безопасного образа жизни является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи формирования здорового и
безопасного образа жизни:
- формирование представлений об основных
компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о
своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о
рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- формирование установок на использование
здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся
с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
- развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- развитие готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;
- формирование негативного отношения к
факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- формирование умений безопасного
поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- становление умений противостояния
вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка
безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья;
Основные направления и формы формирования здорового и безопасного образа жизни:
Системная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации может быть организована по следующим направлениям:
1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.
2.Формирование здорового образа жизни в урочной деятельности.
3.Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4.Работа с родителями (законными представителями).
5.Просветительская и методическая работа
со специалистами
общеобразовательной организации.
Безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:
- соответствие состояния и содержания
здания и помещений
общеобразовательной организации санитарным
и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям
охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение
помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного
зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на
количество обучающихся) и ква-
лифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи,
медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.
Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Инструментарий мониторинга: наблюдения; диагностические методики; комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник); ведение паспорта здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог); анализ данных медицинских осмотров; анализ данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты формирования
здорового и безопасного образа жизни
Важнейшие личностные результаты:
- потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- ценностное отношение к своему здоровью,
здоровью близких и
окружающих людей;
- установка на здоровый образ жизни и
реализация ее в реальном
поведении и поступках;
- стремление заботиться о своем здоровье;
- готовность следовать социальным
установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения
(в отношении к
природе и людям);
- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
-
овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе
с выполнением различных социальных ролей;
-
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
В нашей школе для достижения этих результатов проводится большая работа по формированию навыков ЗОЖ: ежедневно проводится утренняя гимнастика, проводятся индивидуальные беседы, работа с родителями, проводятся мероприятия по здоровому образу жизни, недели здоровья.
Моя работа по «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к вредным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Список литературы:
1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.
2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.