|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Индивидуальные занятия
по математике с обучающимися с ОВЗ»
для 6 общеобразовательного класса
на 2024-2025 учебный год
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 35
Учитель: Плыгун Ирина Валерьевна
Челябинск
2024 год
Раздел 1.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются следующие:
· Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в нее.
· У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита зрительная память.
· Слабо развиты мыслительные операции.
· Для учащихся характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность.
· Учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность, необходим внешний контроль со стороны.
Направленность данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса математики 6 класса
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие
задачи:
· расширить кругозор обучающихся; повысить их адаптивные возможности,
благодаря улучшению социальной ориентировки;
· обогащать жизненный опыт детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и
продуктивной деятельности;
· систематизировать знания и представления, способствующие повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по
другим учебным дисциплинам;
· уточнять, расширять и активизировать лексический запас, развивать устную
монологическую речь;
· улучшать зрительное восприятие, зрительную и словесную память, активизировать
познавательную деятельность;
· активизировать умственную деятельность (навыки планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
· систематизировать знания и навыки в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Планируемые результаты коррекционной работы:
· повышение уровня общего развития учащихся;
· восполнение пробелов предшествующего обучения и развития;
· формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
· максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
· индивидуальная работа учащихся по формированию недостаточно освоенных умений и навыков;
· воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений.
Учащиеся продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Учитывая особенности детей, на занятиях исключаются громоздкие вычислительные операции, подбираются числа, которые являются составными и с помощью которых легко проводятся различные вычисления. Задачи предлагаются с наиболее доступным содержанием и простейшей формулировкой, уравнения решаются только с нахождением одного компонента, с несложным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- сравнивать числа и изображать их на числовой прямой;
- выполнять простейшие вычисления в уме, в несложных случаях делать прикидку и оценку результата;
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
Обыкновенные дроби |
5 |
2. |
Прямые на плоскости и в пространстве |
1 |
3. |
Десятичные дроби |
2 |
4. |
Действия с десятичными дробями |
5 |
5. |
Окружность |
2 |
6. |
Отношения и проценты |
3 |
7. |
Симметрия |
1 |
8. |
Буквы и формулы |
5 |
9. |
Целые числа |
2 |
10. |
Комбинаторика. Случайные события |
1 |
11. |
Рациональные числа |
4 |
12. |
Многоугольники и многогранники |
2 |
13. |
Повторение |
2 |
|
Итого: |
35 часов |
- решать задачи арифметическим способом;
- решать уравнения.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Тематическое планирование коррекционных занятий.
|
||||
№ п/п |
Темы занятий и попутно повторяемого материала
|
Направление коррекционной работы |
Содержание заданий |
Ожидаемый результат |
1. |
Обыкновенные дроби Арифметические действия над дробями.
|
Развитие математической речи - через объяснения своих действий. |
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. |
Обучающийся научится: преобразовывать, сравнивать, упорядочивать обыкновенные дроби; - выполнять вычисления с дробями |
2. |
Нахождение значений дробных выражений. Способы вычислений дробных выражений. |
Развитие умения действовать по алгоритму |
Учащиеся должны уметь находить значения таких выражений любым из предлагаемых в учебнике способов, при этом не следует увлекаться громоздкими заданиями. |
выполнять вычисления с дробями; - объяснять, что такое процент; - выражать проценты в дробях и дроби в процентах; - извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
|
3. |
Основные задачи на дроби. |
Развитие слухового и зрительного восприятия. |
С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся
|
В обязательные результаты включается задача на нахождение дроби числа. Именно это умение прежде всего необходимо для изучения процентов на последующих уроках. |
4. |
Проценты. Нахождение процента величины. Решение задач на проценты |
Развитие механической памяти и математической речи. |
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты. Важно выработать содержательное понимание у учащихся смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. |
выражать проценты в дробях и дроби в процентах; - извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
|
5. |
Применение понятия процента в практических ситуациях.
|
Развитие зрительной памяти и слухового восприятия. |
Круговые диаграммы дают представление учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. |
выражать проценты в дробях и дроби в процентах; - извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
|
6. |
Прямые на плоскости и в пространстве. Взаимное расположение фигур. Геометрические величины и измерения. |
Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. |
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерение и построение углов. Развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, Столбчатые и круговые диаграммы. чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. |
Создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых; научить находить; научить находить углы, образованные двумя пересекающимися прямыми |
7. |
Десятичные дроби Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей. |
Развитие памяти, внимания. Увеличение объема памяти.
|
При введении десятичных дробей важно добиться того, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умение читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
|
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
|
8. |
Обращение обыкновенной дроби в десятичную. Решение арифметических задач. |
Развитие логического мышления, внимания, увеличение объема памяти |
Продолжается решение текстовых задач арифметическим способом, рассматриваются новые виды задач на движение. |
Полезно отметить для учащихся мотивационную сторону введения десятичных дробей, объяснив, что оперировать с десятичными дробями (сравнивать их, складывать, вычитать и т. д.) легче, чем с обыкновенными. |
9. |
Действия с десятичными дробями Сложение, вычитание десятичных дробей. Решение арифметических задач. Округление десятичных дробей. |
Развитие памяти, внимания. Увеличение объема памяти. |
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
|
- читать, записывать, сравнивать десятичные дроби, выполнять сложение, вычитание, десятичных дробей;
|
10. |
Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Решение арифметических задач. Округление десятичных дробей.
|
Развитие мыслительной деятельности, внимания и памяти. |
Навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабатывать на несложных примерах. В то же время серьёзное внимание следует уделить упражнениям, направленным на формирование таких умений, как прикидка результата, определение цифры старшего разряда, проверка результата по последней цифре и т. д. Работа ориентирована на то, чтобы учащиеся поняли, в каких практических ситуациях округляют десятичные дроби, и научились выполнять округление десятичных дробей при ответе на содержательные вопросы. |
- формулировать понятие
«приближенные числа», «среднего арифметического нескольких чисел»;
|
11. |
Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Решение арифметических задач. Округление десятичных дробей. |
Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Развитие умения действовать по алгоритму |
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов.
|
- округлять десятичные дроби до заданного разряда, находить среднее арифметическое нескольких чисел. - переводить обыкновенную дробь в конечную или бесконечную десятичную дробь |
12. |
Различные задания на все действия с десятичными дробями |
Развитие умения находить аналогию. Развитие переключение внимания. |
На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. |
использовать в ходе решения текстовых задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин; |
13. |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Разные задачи на движение |
Развитие навыков самостоятельного анализа. |
Задачи на движение рекомендуется на данном этапе решить лишь частично, а к оставшимся можно вернуться при изучении следующих тем курса. |
решать математические задачи и задачи из смежных предметов; - выполнять несложные практические расчёты, - решать занимательные задачи |
14. |
Окружность Геометрические фигуры на плоскости. Взаимное расположение фигур. |
Развитие зрительной памяти и восприятия. |
Построение треугольника. Обсуждение вопроса о взаимном расположении двух окружностей целесообразно организовать так, чтобы учащиеся по ходу объяснения учителя выполняли соответствующие чертежи, а не рассматривали бы умозрительно рисунок, данный в учебнике, т.е. работа ученика с теоретической частью пункта и заключается в том, чтобы он сам изобразил все разобранные в нём конфигурации. |
- распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей; - изображать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
|
15. |
Геометрические фигуры в пространстве. |
Развитие образной памяти. Развитие пространственных представлений. |
Развитие пространственных представлений происходит при работе с моделью куба, в ходе которой используются изученные в теме понятия (поиск параллельных, пересекающихся, скрещивающихся рёбер куба; сопоставление длины диагонали грани и её стороны и т. д.). |
- распознавать цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать с помощью бумаги, пластилина, проволоки. |
16. |
Отношения и проценты Отношение. Деление в данном отношении.
|
Развитие распределения внимания. |
Понятие отношения вводится в ходе рассмотрения некоторых жизненных ситуаций. В результате изучения материала учащиеся должны научиться находить отношение двух величин, а также решать задачи на деление величины в данном отношении. |
- решать задачи на деление величины в данном отношении, |
17. |
Проценты. Основные задачи на проценты. |
Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. |
Продолжается развитие представлений учащихся о процентах. Теперь проценты рассматриваются в связи с десятичными дробями. Учащиеся должны научиться выражать процент десятичной дробью, переходить от десятичной дроби к процентам, решать задачи на вычисление процента от некоторой величины, а также выражать отношение двух величин в процентах. |
решать задачи на проценты, - выражать проценты десятичной дробью, переходить от десятичной дроби к процентам
|
18. |
Пропорции. Основное свойство пропорции.
|
Развитие зрительной памяти и восприятия. |
Большое место среди задач учебника продолжают занимать задачи на прикидку, на выработку «ощущения» процента как определённой доли величины, на применение знаний в практических ситуациях. |
решать задачи на прямую и обратную пропорциональность; |
19. |
Взаимное расположение фигур. Симметрия фигур |
Развитие основных мыслительных операций.
|
Полезно, чтобы учащиеся поэкспериментировали с различными центрально-симметричными фигурами. Например, можно начертить в тетради прямоугольник, провести его диагонали и убедиться, что точки их пересечения - центр симметрии прямоугольника. Среди фигур, с которыми экспериментируют учащиеся, должен быть и равносторонний треугольник. Путём перегибаний, учащиеся могут убедиться, что у него три оси симметрии. |
находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры; - распознавать симметричные фигуры относительно прямой, точки, плоскости. |
20. |
Числовое значение буквенного выражения. |
Развитие умения действовать по алгоритму. |
На элементарном уровне отрабатываются соответствующие практические умения. Опыт работы с буквенными выражениями является основой для изучения следующего фрагмента, в котором рассматривается вопрос о формулах. |
- использовать буквы при записи математических выражений и предложений; - применять буквы для обозначения чисел, записи общих утверждений; |
21. |
Способы записи алгоритмов: формулы. |
Развитие распределения внимания. Развитие умения находить аналогию. |
Учащиеся записывают в виде формул известные им правила вычисления некоторых величин (периметра и площади прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда и т. д.) |
- составлять буквенные выражения по условию задач; - вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
|
22. |
Применение букв для записи математических выражений и предложений. |
Развитие механической памяти и математической речи. |
Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. |
- составлять буквенные выражения по условию задач; - вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
|
23. |
Формулы. Вычисление по формулам. Основные формулы для вычисления площадей. |
Развитие мыслительной деятельности, внимания и памяти. |
выражать одни единицы длины, площади, объёма, массы, времени через другие |
- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
|
24. |
Решение уравнений. Составление уравнений по условиям задач |
Развитие зрительной памяти и восприятия. |
. Решаются уравнения на этом этапе изучения курса известным из начальной школы приёмом - на основе зависимости между компонентами действий. - решать уравнения и текстовые задачи с помощью уравнений; |
решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. |
25. |
Целые числа Целые числа. Сравнение целых чисел. Все действия с целыми числами. Свойства числовых равенств.
|
Развитие основных мыслительных операций. Развитие умения находить аналогию.
|
Особенностью принятого в учебнике подхода является широкая опора на жизненные ситуации: выигрыш — проигрыш, доход — расход и т. д. Роль формальных приёмов на этом этапе невелика. |
сравнивать целые числа; - выполнять действия с модулями целых чисел; - выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами; - применять законы сложения и умножения для целых чисел; - раскрывать скобки, заключать скобки, выполнять упрощение выражений; |
26. |
Представление данных, их числовые характеристики. Таблицы и диаграммы. |
Развитие умения видеть и устанавливать связи. |
Рассматриваются более сложные и разнообразные жизненные ситуации, в которых используются таблицы и диаграммы. Новым элементом является работа с круговыми диаграммами, рассматривается некоторый тип задач, для решений которых удобно использовать круги Эйлера. |
- строить и читать столбчатые диаграммы и простейшие графики, - представлять целые числа на координатной прямой |
27. |
Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. |
Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. |
Задания на изображение рациональных чисел точками на координатной прямой. |
- изображать рациональные числа на координатной оси; строить точки в декартовой системе координат, - сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
|
28. |
Сложение и вычитание рациональных чисел
|
Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. |
- - применять законы сложения и вычитания при выполнении действий с рациональными числами, решать математические задачи и задачи из смежных предметов |
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора, выполнять несложные практические расчёты.
|
29. |
Все действия с рациональными числами |
Развитие умения находить аналогию. Развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. |
- применять законы сложения и умножения при выполнении действий с рациональными числами, решать математические задачи и задачи из смежных предметов
|
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора.
|
30. |
Построение фигур по координатам
|
Развитие зрительной памяти и восприятия.
|
Основным результатом обучения при изучении данного пункта является приобретение умения определять координаты точки в прямоугольной системе координат на плоскости, а также отмечать точку по заданным координатам. |
решать занимательные задачи.
|
31. |
Геометрические фигуры на плоскости. Многоугольники. |
Развитие умения действовать по алгоритму Развитие пространственных представлений. |
- моделировать многоугольники и многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.; Главная идея здесь — рассматривать предметные модели круглых тел и сопоставлять их с соответствующими проекционными изображениями. Учащиеся должны иметь возможность промоделировать все ситуации, заданные в этом пункте. Они могут работать с готовыми моделями, вылепленными из пластилина или свёрнутыми из бумаги.
|
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (в том числе правильные многоугольники) - изображать геометрические фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов; вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь прямоугольника, квадрата; |
32. |
Использование метода перекраивания при нахождении площадей фигур |
Развитие зрительной памяти и восприятия. |
Задания этой темы предполагают знание многих фактов. В связи с этим особенно важным становится выбор из общей системы упражнений тех задач, которые адекватны возможностям учащихся. Необходимо сохранить практическую ориентацию при изучении теории и решении задач. |
познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости |
33. |
Геометрические фигуры в пространстве. Многогранники.
|
Развитие восприятия и пространственной ориентации - через распознавания фигур на рисунке и пространстве. |
Решение арифметических задач. Повторение. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Задачи по готовым чертежам. Развитие восприятия и пространственной ориентации - через распознавания фигур на рисунке и пространстве.
|
распознавать и строить разверстки куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, вычислять: объем прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы; |
34. |
Повторение Математический практикум по теме: Вычисления с рациональными числами». |
Развитие умения действовать по алгоритмам, изученным в течение учебного курса |
Закрепить вычислительные с использованием ИКТ |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
35. |
Повторение Математический практикум по теме: Вычисления с рациональными числами». |
Развитие умения действовать по алгоритмам, изученным в течение учебного курса |
Закрепить вычислительные с использованием ИКТ |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
|
|
|
Итого: 35 часов. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.