« Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми».

  • doc
  • 24.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми.doc

« Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми».

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. И одна из форм работы это игра.

Многие дети, когда приходят в детский сад, школу, то не умеют общаться и сотрудничать. И задача педагогов - помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах, группах.

Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, является организация деятельности в малых группах в игровой форме.

Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.

В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.

И учить ребенка налаживать контакты с окружающими, нужно, как можно раньше.

И сегодня мы с вами познакомимся с технологией тимбилдинга. Вы знаете, что такое Тимбилдинг? Ваши варианты ответов.

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.  Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра, направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.

Чем хорош тимбилдинг?

Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее они выполняют задания.

1. «Не буди дракона»

В этой игре дети – жители деревни, которую долгое время терроризирует огнедышащий дракон. Единственный способ избавиться от него – выстроиться по росту в ряд. Но делать это дети должны молча, чтобы не разбудить дракона. Как только они выстроятся, они должны вместе выкрикнуть«Прочь!». Тогда дракон наконец-то исчезнет и перестанет терроризировать жителей деревни.

2. «Верёвочка»

Цель: выявить лидера группы, закрепить названия геометрических фигур, порядковый счет.

Необходимо встать в круг и взяться обеими руками за веревку, которая находится внутри круга. Ваша задача построить геометрические фигуры, не отпуская руки. Участие принимают все участники команды.

Возможны варианты решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам (практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры)

Вопросы для обсуждения:

Какие геометрические фигуры мы с вами повторили?

Что еще математического мы с вами можем закрепить в этой игре? (счет- посчитать количество углов, сторон)

В какой возрастной группе можно использовать эту игру?

3. «Обруч»

Из инвентаря нужен будет только обруч. Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обручи, не расцепляя рук.

Сплочение группы – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет воспитателя чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Тимбилдинг –позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение коллектива.

Тимбилдинг служит для выработки:

Командного духа,

Доверия между детьми,

Сплоченности коллектива.

Вывод: кроме формирования коммуникативных навыков, эти упражнения ненавязчиво развивают физическое здоровье детей: координацию движений, выносливость, гибкость, ловкость.

     Таким образом, игры вносят огромный вклад в развитие личности ребенка, во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Поэтому, играйте вместе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ГУСЕНИЦА»

Коллеги, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.

 «Олимпийское чувство локтя»

Встать в круг, взяться за руки и, не размыкая рук, всем повернуться спиной к центру круга.

Тимбилдинг служит для выработки

Командного духа,

Доверия между детьми,

Сплоченности коллектива

Вывод: кроме формирования коммуникативных навыков, эти упражнения ненавязчиво развивают физическое здоровье детей: координацию движений, выносливость, гибкость, ловкость.

Таким образом, игры вносят огромный вклад в развитие личности ребенка, во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Поэтому, играйте вместе с детьми.

 

Игра «Конкурс хвастунов»

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам  нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!

Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе!  Так приятно  похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.

От уровня коммуникабельности зависит и успешность профессиональной деятельности, соответствие занимаемой должности, взаимоотношения с детьми и коллегами.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. И одна из форм работы это игра.

Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

И сегодня мы с вами познакомимся с технологией тимбилдинга. Вы знаете, что такое Тимбилдинг?

Так что же такое Тимбилдинг? В переводе с английского означает «построение команды — термин, обычно используемый в контексте бизнеса для создания и повышения эффективности работы команды.

Командообразование - длительный процесс, который зависит от многих факторов. На всё психолог повлиять не может. Однако донести, как важно быть вместе, а заодно показать перспективу и преимущества командной работы способен.

История тимбилдинга: Первый Тимбилдинг появился в Америке в 50-х годах 20 века. Сотрудники переодевались в костюмы исторических персонажей и выполняли различные коллективные задания. Так Тимбилдинг стал не просто методом проведения совместного досуга, но и эффективным способом выработки «командного духа», так как в ходе разыгрывания сценок или выполнения заданий сотрудники находили новые точки соприкосновения и лучше друг друга узнавали, что помогало им в совместной трудовой деятельности.

В России и странах СНГ Тимбилдинг появился уже в конце 20 века. Сейчас понятие «тимбилдинг» всё больше расширяется, добавляются новые варианты сплочения коллектива, вырабатываются новые тактики. Даже проведение корпоративных праздников часто сопровождается различными играми, нацеленными на создание духа единства.

Зачем Тимбилдинг детям? Он способствует формированию коллектива, дети через игры и игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и усилия всей команды для достижения общей цели.

В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.

Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Для этого нужна система.

Детский Тимбилдинг - это целенаправленно задания в игровой форме, которые признаны сплотить детский коллектив, научить ребёнка разговаривать и договариваться между собой.

Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в группе, созданию комфортной образовательной среды, является связующим звеном в цепи взаимоотношений и не носит эпизодный характер. Кроме формирования коммуникативных навыков, Тимбилдингспособствует развитию физических качеств: координация, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота.

А также способствует воспитанию толерантности - готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе уважения, согласия, и стремление к сотрудничеству.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Приглашаю вас поучаствовать и апробировать технологию тимбилдинга на практике.

1. Не буди дракона.

В этой игре дети – жители деревни, которую долгое время терроризирует огнедышащий дракон. Единственный способ избавиться от него – выстроиться по росту в ряд. Но делать это дети должны молча, чтобы не разбудить дракона. Как только они выстроятся,они должны вместе выкрикнуть«Прочь!». Тогда дракон наконец-то исчезнет и перестанет терроризировать жителей деревни.

2. «Верёвочка»

Цель: выявить лидера группы, закрепить названия геометрических фигур, порядковый счет.

Уважаемые коллеги, вот веревка. Вам необходимо встать в круг и взяться обеими руками за веревку, которая находится внутри круга. Ваша задача построить геометрические фигуры, не отпуская руки. Участие принимают все участники команды.

Возможны варианты решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам (практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры)

Вопросы для обсуждения:

Какие геометрические фигуры мы с вами повторили?

Что еще математического мы с вами можем закрепить в этой игре? (счет- посчитать количество углов, сторон)

В какой возрастной группе можно использовать эту игру?

3. Обруч

Из инвентаря нужен будет только обруч. Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обручи, не расцепляя рук.

В завершение хотелось бы резюмировать. Сплочение группы – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет воспитателя чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Тимбилдинг –позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение коллектива.

Уважаемые коллеги хочу пожелать вам удачи!

Улыбайтесь! Освещая всех улыбками!

Ошибайтесь! Веселее жить с ошибками.

Не пугайтесь! В жизни всякое случается.

Не сдавайтесь! Всё не сразу получается.

Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – командообразование. Это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, повысить эффективность его работы:

 

Детский тимбилдинг.

Приемы teambuilding (с англ. "создание команды") направлены на развитие коммуникативных навыков и построение коллективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, сплочение, раскрепощение коллектива и укрепление внутренних связей. Они могут использоваться как в детской среде, так и в среде взрослых.

Одним детям умение общаться дано от природы, они отлично взаимодей-ствуют с окружающими, не стесняются, открыто высказывают свое мнение, пусть даже ошибочное, но и им порой требуется некий вектор, чтобы общение носило более созидательный, конструктивный характер.Но есть и другая категория детей, для которых каждый день в коллективе вызывает определенный стресс, заставляя ребенка замыкаться на себе и своем внутреннем мире, когда ребенок стесняется попросить помощи и когда все свои проблемы он пытается решить в одиночку. Большинство игр для детей основываются на элементах состязания. Для ребенка победа становится очень важной, проигрывать он не умеет, и поражение воспринимается им как настоящая трагедия. Поэтому неудивительно, что такие игры часто приводят к ссорам между детьми. К тому же, частые поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку. Но есть игры, которые могут подружить детей, научить работать в команде и стремиться к успеху вместе.

Объединяющие игры покажут ребенку, что есть в жизни что-то, чего он не сможет сделать в одиночку, а вот вместе с друзьями ему это будет по силам. Это вовсе не означает, что он не самостоятелен, но когда он один, силы его ограничены. Играя в объединяющие игры, дети учатся строить дружеские отношения, считаться с мнением друг друга, использовать преимущества каждого для достижения успеха в общем деле. («Цепь», «Сороконожка», «Передай улыбку», «Путаница», «Звериное пианино», квест –игры и др.)

Детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе каких- то побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело.

Существует ряд эффективных командообразующих программ, рассчитанных на разный возраст. Виды программ тимбилдинга различаются по характеру

деятельности, по теме, по использованию целевого оборудования, по составу участников, по месту проведения. Использование детского тимбилдинга помогает детям стать терпимее друг к другу, чаще играть вместе, меньше ссориться. Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Какие же игровые подходы можно использовать для формирования коммуникативных УУД?

При знакомстве детей друг с другом использую:

Приём «Паутинка»

Все садятся  в круг. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из детей, а он должен его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. На что похоже наше переплетение?

(сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.)

Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».

Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.