· Конспект урока "М.Ю. Лермонтов.
· Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку
· Тагирова Марина Наримановна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Эпиграф:
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»
Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока
Слайды 1, 2
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Слайды 3, 4, 5
Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в
Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери
Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива,
внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями
Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой.
Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги
и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка
грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на
кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел
немецким и французским языками и подготовился для поступления
Слайд 6
в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Слайд 7
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против
бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов был
вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.
Слайд 8
где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд 9
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
Слайд 10
Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."
Слайд 11
Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.
Слайд 12
Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
Слайды 12 - 13
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.
Слайд 14
1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и
повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г.
Белинским.
Слайд 15
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами,
продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла
Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой.
И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались
ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное
предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило
огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в
действующую армию.
Слайды 16
Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный
офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император
разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.
Слайд 17
В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Слайд 18
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.
Слайд 19
"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.
Слайд 20
1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека –
грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного,
язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими
страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
Слайд 21
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
4. Основные положения лекции:
Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
Таким образом, основные темы и мотивы лирики
Лермонтова - это:
Запись в тетрадь:
5. Итог урока.
В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в
России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными
проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и
жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика
поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у
раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской
литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в
стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать
у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды
песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и
заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой
Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки
поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и
подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников,
например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в
продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством
освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для
него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью
отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой
божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому
предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя
слушателей среди земных тварей или небесных звезд.
6. Домашнее задание.
1) Сообщение на тему "Молитва как жанр религиозной
литературы". В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы,
указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован
ритуальный смысл молитв.
2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы
поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту
тему.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.