: Лирика военных лет.
Оценка 4.7

: Лирика военных лет.

Оценка 4.7
docx
13.12.2019
: Лирика военных лет.
Тема Лирика военных лет (2).docx

15.03                                                           Урок №98                                                                  лит 11 кл.

                                                 Тема: Лирика военных лет.

Цели:познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет,показать роль поэзии в годы ВОВ и ее влияние на события военной поры, совершенствовать навыки выразительного чтения,навыки анализа стихотворения,развивать активность и самостоятельность мышления,воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.

Оборудование:проектор, персональный компьютер,видеокадры хроник военных лет,запись песен,

тексты стихотворений.

Оформление:плакат “Родина – мать зовет!”, плакат с датами,портреты поэтов военного периода.

Эпиграф к уроку

Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста,

помните!

Р.Рождественский. Реквием.

                                                                                Ход урока

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=134&clientid=22&zoneid=90&source=&block=0&capping=0&cb=777e55552f5efa88f4a7a02f226f4074

I.Оргмомент.

II.Мотивация учебной деятельности.Обращение к эпиграфу..

III.Тема и цели урока.

IV.Работа по теме урока.

1.Слово учителя. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию.

Наше поколение из курса истории знает о том, что « вся страна, весь многонациональный народ поднялся на защиту Отечества». Мы смотрим художественные, реже документальные фильмы о войне, читаем книги. Из всего этого у нас сложилось некоторое представление и о войне, и о событиях этого периода. Поэзия военных лет помогает подойти к этой проблеме с другой стороны.

Обратимся к поэзии 1941 – 1945гг. Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.

На этом уроке мы попытаемся открыть «правдивую летопись войны», попытаемся дать точную оценку этой эпохи, помочь понять и испытать чувство национальной гордости за свой народ, за свою страну. Стихотворения В.Лебедева_кумача, Симонова, Ахматовой, Луконина, Исаковского, Суркова – это живой материал, который поможет нам в этом.

2.1)Уч-ся. В памятное, тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы орудий, рёв танков со свастикой на броне, вой падающих бомб во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ нашей родины на великий исторический подвиг – защиту отечества. В строю сражающегося и кующего оружие победы народа нашла своё место и наша литература: прозаики, поэты, критики, драматурги. В самые трудные для нарда дни громко и слитно звучали голоса поэтов.

   2)уч-ся.Поэты уже с первых дней войны нашли своё место в строю сражающегося народа. С первых дней войны из Москвы, Ленинграда, из разных городов начали отправляться в Действующую армию поэты разных поколений: Тихонов, Безыменский, Твардовский, Прокофьев, Первомайский, Симонов, Долматовский, Луконин, Наровчатов и др.(Слайды с фото поэтов)

Жестокий опыт первых месяцев войны , когда русский солдат был вынужден отступать, показал народу всю правду и определил тональность поэзии.

 Лето и осень 41года… Стихи, написанные в этот период, несут на себе неизгладимую печать этого времени. В них звучит печальное чувство утраты земель, утраты городов, потери друзей.

3.Слово учителя. Образ Родины – главный в поэзии военных лет. Родина ведёт, даёт жизнь. Именно за неё идут на смерть солдаты. Об этом стихотворение Симонова «Родина». Родина – это не абстрактное понятие. И в эти годы человек как никогда ощутил это чувство – любовь к Родине. Чтобы полюбить с такой силой, с такой самоотверженностью страну, человек должен почувствовать ту маленькую часть земли

4.Чтение ст-я «Родина»

Ученик: Бросить оружие , отдать этот клочок земли, где берёзка метёт тонким прутиком песок, где луга утопают в росе, отдать дорогу, по которой ходили отец и дед, по которой ты бегал босоногим мальчишкой – значит отдать честь , совесть , мечту, любовь. И ради этого уходили на фронт восемнадцатилетние мальчишки и девчонки.

Нам давали под сорок-

Бывавшим в бою,

Нам давали и больше…

И люди не знали,

Что мы юность тогда начинали свою.

   Война вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках защищать жизнь, других она подняла в тылу на героический труд во имя победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести .В таких условиях от литературы – и поэзии, как ёе наиболее мобильного отряда,- время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

5.Прослушивание и анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» К. Симонова

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Какой главный образ возникает?(возникает образ России)

Какой предстает Россия?(Россия предстает старой, мудрой и уставшей от бесконечных испытаний. Возникает образ женщины, который ассоциируется с образом Родины. Родина здесь – это мать, скорбящая за своих детей).

-С каким произведением перекликается это стихотворение?( Вспоминается «Слово о полку Игореве». Русь горящая, томящаяся под игом врагов. И плач  Ярославны, в котором вся боль, все страдания и мольбы всех женщин – «как встарь повелось на великой Руси».)

Найдите строки, созвучные со «Словом…». Прокомментируйте.

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся.

- Из чего складывается ощущение Родины в стихотворении?

( опять возникает образ родины, как неотъемлемой части человека, его жизни)

Ты знаешь, наверное, всё-таки родина-

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Ощущение Родины складывается из реальных деталей, видимых, ощутимых и до ревности дорогих. Леса ,пажити, просёлки, вдовья слеза, изба под Борисовом – это всё, что зовём мы Родиной.

«Мы вас подождём!» -говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.)

-Как проявляется связь давно минувшего-исторического прошлого и трагического настоящего? Найдите слова, указывающие на это. (Даже лексика, употреблённая здесь указывает на этот факт.

Давайте прочитаем последние 6 строк

Я всё-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.    1941год

Учитель: Это стихотворение написано в 41 году. Посмотрите, насколько оно отражает время. Здесь всё точно, скупо, беспощадно, правдиво. И нет ни нытья, ни безнадёжности . Несмотря на пасмурный фон, стихотворение оптимистично. Солдатские жёны умеют не только провожать. Но и работать, и бороться, а самое главное – они умеют верить и ждать. И не случайно, сбрасывая с плеч шинель, солдат-победитель с уверенностью мог сказать словами того же Симонова : Просто ты умела ждать…

6.Уч-ся:чтение стихотворения «Жди меня»

«Когда в сорок четвёртом году приехал к нам на побывку мой раненый отец, у него, человека не сентиментального, довольно безразлично относящегося к стихам, старого кадрового военного, в кармане гимнастёрки на жёлтом, стёртом на сгибах листке, были торопливо переписанные эти знаменитые стихи Симонова»- вспоминает поэтесса Римма Казакова.

7.Учитель: Именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются , давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь. Стихотворение «Жди меня» и другие для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, были как бы заклятием от гибели. И не удивительно , что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Землянка», «В лесу прифронтовом », «Огонёк" были лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

8.Прослуш.песен. «Тёмная ночь» ,«Землянка», «В лесу прифронтовом »,

9.Упрямое чувство неистового противоборства, таящего в себе будущую энергию победы, звучит в тихих сосредоточенных строках «Клятвы» , написанной Ахматовой в июле 1941 года.

Это звучит, как клятва перед лицом прошлого, настоящего и будущего.

Вела и спасала вера, не только в преданность жен, но и в силу русского духа.

10.Уч-ся читает стихотворение «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем,

Навеки!

7.Уч-ся:Война безжалостна. Она уничтожает все. Но вот слово, оставшееся в чьей-то благодарной памяти и, нацарапанное на желтом листе, переписанное на слух, почитанное впервые во фронтовой землянке долговечно. Его сохранили, сберегли также, как и мир, как наши жизни, оно продолжает жить.

В стихах последних военных лет слышится уверенное, радостное биение сердца солдата.

Победоносный последний этап войны русский народ шел к победе. Уже в конце войны в поэзии возникают мотивы возвращения на родину, в отчий дом к семье. Что ожидает человека после войны?

Теперь, когда итог войны становится ясен, он (солдат ) , как никогда спешит домой к жене, к детям. Впереди была победа, долгожданная, выстраданная. Но война оставляла раны, не заживающие никогда. Возвращались солдаты, и не всегда их встречали, не всегда выбегали навстречу.

8.Запись песни на стихи. М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»

- Помимо горя, печали и тоски что еще звучит в этих строчках? ( сколько силы, несгибаемой воли, мужества в этом русском богатыре – солдате, который «три державы покорил», спас мир от фашизма, принесшего столько горя людям)

Учитель: Поэтическая летопись вбирает в себя боевые ритмы Твардовского, Исаковского, Друниной, Гудзенко, Бергольц, Ахматовой, Пастернака, Луконина, Агатова, Акуджавы, Рождественского, Суркова и многих других поэтов. Их поэзия выражает извечное стремление к миру, к ясному человеческому счастью.

9.Учитель: В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах.Эта радость со слезами на глазах.

V.Итог урока

Скажите, какова же роль в становлении Победы поэтов и поэзии?

Как связан эпиграф с материалом нашего урока?

VI. Д.з.: выучить стихотворение военных лет,

            прочит.с.193-194, 200-212,прочит.М. Шолохов «Судьба человека»,

(Шолохов «Наука ненависти» (1в.) А .Толстой «Русский характер»(2 в.)

 

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.

: Лирика военных лет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019