ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
( выступление на педагогическом совете)
Подготовила :
Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
2020 г.
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения. Одним из таких учреждений является наша Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно - отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью
( интелектуальными нарушениями):
дать обучающимся знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
подготовить детей к адаптации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков, я использую следующие современные образовательные технологии:
I.Коррекционно-развивающие технологии.
Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает практика, грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.
На каждом своём уроке веду коррекционно-развивающую работу. Излагаемый мною учебный материал на уроках письма, чтения и развития речи, стараюсь, чтобы был доступным, достоверным. Материал связываю с жизнью, при этом опираюсь на прошлый опыт обучающихся.
II . Технология разноуровневого обучения.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике, дает мне как педагогу возможность развивать индивидуальные способности детей.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при
изучении сложных тем или разделов по письму и развитию речи.
Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контрольно - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Также применяю и при изучении новой темы. Объясняю материал от
сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения обучающимися материала на уроке.
III . Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.
Создание уроков–презентаций даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Контроль и самопроверку знаний по изученным темам, закрепляю с помощью электронных кроссвордов, которые позволяют проверить правильность ответов.
В рамках реализации Федерального гранта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» с 9 по 20 декабря 2019 года прошла дистанционное обучение (Казанский федеральный университет) по теме: «Информационно-коммуникационные, технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях
реализации профессионального стандарта «Педагог».
Обучение направлено было на формирование цифровых компетенций педагогов, использование цифровых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации профессионального
стандарта «Педагог».
Интересный материал, по моему мнению, в образовательной программе был представлен по КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ.
Образовательный квест – интегрированная технология,
объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.
В основе концепции данной технологии лежит идея организации самостоятельной деятельности обучающихся с целью их личностного развития в команде при решении главной проблемы квеста (центрального задания), выполнении дополнительных заданий и продвижения по сюжету с использованием навигаторов, подсказок, информационных ресурсов сети
Интернет.
IV. Технология нравственного воспитания
Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у детей гуманной позиции по отношению к окружающим его людям.
На уроках, классных часах стараюсь воспитывать правильное отношение обучающихся к сверстникам. Применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся.
V. Здоровьесберегающие технологии
На уроках письма, чтения и развития использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить обучающемся возможность сохранения здоровья.
На уроках устно обсуждаем новый материал, стараемся анализировать таблицы, схемы, использую тематические презентации, т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности детей. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у обучающихся мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, рефлексию, слежу за соблюдением правильной осанки.
Стараюсь поддерживать спокойную деловую обстановку в классе во время занятий, а также на переменах.
Последовательно и целенаправленно провожу воспитательную работу. На классных часах продолжаю работу по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания.
VI. Игровые технологии
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Упражнения игрового характера на уроках письма и развития речи обогащают детей новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра, урок-сказка, урок – путешествие «Путешествие по стране Знаний).
Также на своих уроках применяю разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагаю найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках чтения и развития речи в игре «Доскажи словечко» дети самостоятельно придумывают подходящие слова. В игре «Найди пару» обучающиеся находят подходящую пару.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Заключение
Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки , коррекции психических процессов , совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе, а также использование современных педагогических технологий способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.
Источники.
1.Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие / В.И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
2.Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В.П. Беспалько. -- М.: Высшая школа, 1970. -- 300 с.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.с.336
4.Коменский Я А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М, 1955. С. 472
5.Кукушкина В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие / В.С. Кукушкина. - Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - 336 с.
6.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
7.Танутров, Т. Система Базарного: поиск ради здоровья // Народное образование. М.: 1990.- № 5. С.48.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.