План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности.
Учитель: Вольф Зоя Михайловна, МОУ «СОШ» с. Корткерос
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Формирование УУД:
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).
Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи.
Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД
|
||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу. |
Приветствие учащихся. |
Личн.
|
||
2.Актуализация знаний
|
Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке. Вещи люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются … (предметы). Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Села, города, планеты – Это тоже все …(предметы). Ах, какие все слова восхитительные, Называются они …(существительные). (Слайд) ? – Так о чем будем говорить на уроке?
Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
|
Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.
Записываем тему урока: Имя существительное. Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д. |
Познав. |
||
3. Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта решения учебных задач. |
У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать? Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок. ? – Дальше что мы должны сделать? Что нам поможет очень ёмко, зрительно представить имя существительное как часть речи?). Предлагайте, как будем работать. План: 1.Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных. 2.Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении. 3.Составить опорную схему (кластер) по теме. (на доске вывешивается план работы и начало схемы: имя существительное) |
Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.
Предполагаемый ответ: составить план работы.
Предполагаемый ответ: Повторить признаки имени существительного. Закрепить умение определять эти признаки у существительных. Составить опорную схему по теме. |
Регул. |
||
5.Реализация построенного проекта. |
1 задание: ? - Назовите существительные в прочитанном мною стихотворении. ? – По каким признакам вы определили, что это существительные? ? – Чем мы дополним схему?
2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах). Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов. 1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха. 2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей. 3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва. (1 пара с каждого ряда отвечает).
3. Работа с текстом. Задание: Прочитать текст. Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землёй. Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки. ? – О чем текст? (Тема текста) ? – Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста? Задание (по рядам): 1 ряд – найти существительные в 1 – 2 предложениях, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются.
2 ряд – найти существительные в 3-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются. 3 ряд – найти существительные в 4-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются. Вывод: ? – как определяли падеж существительных? ? – Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имен существительных? Приведите примеры.
? – Чем отличаются существительные первых двух предложений?
|
Вопросы Кто? Что? Обозначают предмет. Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.
1 ряд: существительные одушевленные – неодушевленные. (дополняем схему) 2 ряд: собственные - нарицательные (дополняем схему) 3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).
О сосновом лесе. В сосновом лесу.
Предполагаемый ответ: 1 ряд: тишь(им.п., подлежащее), в лесу (п.п., второстеп. чл.), смолой(тв.п., втор. чл.), землёй(тв.п., втор. чл.). Склоняются по падежам. Являются главным и второстепенным членами предложения. Дополняют схему.
главными и второстепенными членами (дополняют схему). Аналогично: 2 ряд – великанами, сосны, среди леса. 3 ряд – хвоей, сосенки.
Категорию числа. Дополняем схему. Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе. (только 1 главный член) |
Познав.
Познав.
Познав |
||
6.Первичное закрепление во внешней речи. |
Рассказать об имени существительном по опорной схеме. |
1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д. |
|
||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Выполнить морфологический разбор имени существительного (одного по выбору). Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К.Г.Паустовский). Оценить свою работу. |
Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. Самооценка.
|
|
||
8.Включение в систему знаний и повторение. |
? – Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?
? – Чем интересно это стихотворение? Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени. Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А.Фет. (Слайд) ? – Чем интересно это стихотворение? |
В проверочных работах, на предстоящем экзамене и т.д.
Большинство слов – имена существительные (14).
|
|
||
9.Рефлексия деятельности.
|
Рефлексия знаний: Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задает свой вопрос)
|
Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.
|
|
||
10.Итог урока.
|
? – Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)
|
1 – 2 учащихся оценивают свою деятельность на уроке. |
|
||
11. Домашнее задание. |
Домашнее задание: Приготовиться рассказать об имени существительном. Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных. Творческое задание (по желанию): Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.