МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка» г. Смоленска
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« Поликультурное образование детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Крюкова А.В
Актуальность
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привело наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей. Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в работе с детьми. Знакомство с родным краем, с его достопримечательностями, приобщение воспитанников к культурному наследию, национальной и мировой культуре, формирование таких ценностных ориентиров, как права человека, уважение человеческого достоинства, забота и сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, стали основными направлениями в работе с детьми.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, нравственно-патриотический. Разработан для детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Формировать представления о национальной принадлежности;
- Расширять представления об истории семьи, ее традициях и обычаях.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать творческие способности у детей;
- Консультировать родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей;
- Развивать речевые и исполнительные способности;
- Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре , обычаям, традициям;
- воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и родного края, уважение к взрослым и сверстникам.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, родители
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, познавательный, нравственно-патриотический.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Словесные: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.
Наглядные: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.
Практические игры: ( подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, музыкальные, игровые ситуации, экскурсии, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.
В своей работе по поликультурному воспитанию использую информационно-коммуникационные технологии. С помощью которых мне удается подобрать иллюстративный материал к занятиям, а также дополнительный познавательный материал, создать презентацию в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1 ЭТАП
Информационно - накопительный
Сентябрь – октябрь
2 этап – основной
Перспективный план реализации проекта
( 2021- 2022г.)
Задачи |
№ п∕п |
Тема |
Участники проекта |
месяц |
НОЯБРЬ |
||
Формировать у детей понятие семьи Углубить знания родителей о важности поликультурного воспитания детей Учить рисовать членов семьи, развивать творческое воображение |
1. 2. 3. |
Беседа «Маленькая сестра – это моя семья» Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье» Выставка детских рисунков «Моя семья» |
Дети, воспитатель Воспитатели, родители |
ДЕКАБРЬ |
|
||
Расширять знания родителей о толерантности Познакомить с элементами русской вышивки (национальные костюмы) Дать представление о различных национальных семейных блюдах Привлечь родителей к участию в выставке |
1. 2. 3. 4. |
Провести беседу «Поговорим о толерантности» Д/и «Знакомство с куклой в русском национальном костюме » Беседа «Любимое блюдо моей семьи» Выставка поделок и рисунков «Зимушка хрустальная» |
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель Дети |
ЯНВАРЬ |
|
||
Развивать активность детей, их творческие способности Познакомить детей с народными праздниками русского народа, его обрядом Учить отображать в рисунках сюжеты сказок. Развивать творческие способности |
1. 2. 3. |
Подготовка и показ кукольного спектакля «Сказки Бабушки-забавушки» Знакомство с народным зимним праздником «Рождество» или «Новый год» Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых» |
Дети, воспитатели, родители |
ФЕВРАЛЬ |
|
||
Заложить у детей основы поликультурного воспитания Углубить знания детей о семье, учить обыгрывать сценки в с/р игре Воспитывать любовь и уважение к близким, гордость за своих пап Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки |
1. 2. 3. 4. |
Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари) Сюжетно-ролевая игра «Семья» Свободное общение «Папа – мой лучший друг» Фотовыставка «Наш папа – защитник отечества» |
Дети, воспитатели родители |
МАРТ |
|
||
Показать важность семьи в поликультурном воспитании дошкольников Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки Воспитывать любовь и уважение к близким |
1. 2. 3. 4. |
Консультация для педагогов «Цели и приоритеты поликультурного воспитания в семье» Фотовыставка «Моя мама» Беседа «Мамины помощники» Знакомство с куклой в белорусском национальном костюме |
Дети, воспитатели, родители |
АПРЕЛЬ |
|
||
Знакомство с весенними народными праздниками «Масленница», «Пасха» Помочь детям усвоить семейные обычаи, традиции Познакомить с элементами русского костюма |
1. 2. 3. 4. |
Беседа «Весенние народные праздники» Свободное общение «Один день из жизни семьи» Знакомство с куклой в русском костюме Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем» |
Дети, воспитатели |
МАЙ |
|
||
Пополнить знания детей о семье, ее традициях Привлечь родителей к участию в экскурсии Закрепить знания детей об элементах национальной одежды Подвести итоги, показать лучшие номера, подготовленные в рамках проекта по поликультурному воспитанию |
1. 2. 3. 4. |
Беседа «Моя семья – мое богатство» Д/и «Одень куклу в национальный костюм» Развлечение «Наша дружная семья» |
Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
3 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта будет:
1.В группе создана специальная развивающая среда для познавательной активности ребенка
2. Организованы фотовыставки, выставки, семейные газеты, способствующие сплочению семьи.
Доведена информация для родителей и педагогов влияющее на повышение их культурного уровня
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Считаю, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности ( доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами : воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
Предполагаемые результаты реализации проекта
Дети должны знать:
- свою национальную принадлежность;
- особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей;
-своё генеалогическое древо;
- люди каких национальностей живут в России;
- национальные праздники и их значение;
- элементы национального русского костюма;
- предметы домашнего обихода на Руси;
Дети должны уметь:
- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
- рассказывать о народных и семейных праздниках и традициях;
- использовать песенки, потешки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.