Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми
отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях (сложности выявления и диагностики);
низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие);
враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету;
ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.
Негативные проявления адаптации одаренных детей
Неприязнь к школе.
Протестные формы поведения.
Перфекционизм (стремление к совершенству).
Переживание неудовлетворенности.
Конфликтность.
Повышенная чувствительность и уязвимость.
Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых.
Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание).
Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)
учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой):
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми(критерии американской программы “Astor”)
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Элемент готовности педагога к работе с одаренными | Основные показатели готовности |
Мотивационная | Принятие детей данной категории. |
Научно-исследовательская | Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. |
Методическая | Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). |
Коммуникативная | Коммуникативная компетентность. |
Личностная | Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция. |
Психологическая диагностика готовности к работе с одаренными детьми:
Опросник “Психологический портрет учителя” (Г.В.Резапкина);
Оценка готовности и адаптированности личности кпедагогической деятельности (В. Симонов);
Опросник оценки творческого потенциала (Н.Ф. Вишнякова);
Диагностический комплекс для определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (Е.М. Крюкова, Е.Г. Белова):
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Анкета "Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе"
Методика диагностики мотивационной среды в ОУ
Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного и воспитательного процесса“.
Профессиональные компетентности учителя, работающего с одаренными детьми (по Н. В. Кузьминой):
глобальные личностные характеристики –
система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы:
специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся;
психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;
дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;
аутопсихологическая компетентность, как основа рефлексии педагогической деятельности.
Литература
Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. - http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-9.htm.
Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
Толмачева А.А. Информационные технологии в обучении исключительных детей: опыт США [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. - Курск, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.