Исследовательская деятельность учителя истории по теме : «Роль проблемного обучения на уроках истории в раскрытии личностных качеств ребёнка в процессе творческой совместной деятельности по «открытию нового знания».
Отчёт работы за период с 01.09.2018- по 01.01.2019 г.г.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Ход реализации исследовательской деятельности:
1.На основании педагогических исследований определена актуальная тема исследовательской деятельности«Роль проблемного обучения на уроках истории в раскрытии личностных качеств ребёнка в процессе творческой совместной деятельности по «открытию нового знания».
2.С целью самообразования изучена педагогическая литература по вопросу проблемного изучения и дидактических методов, используемых в её реализации.
3.Пройдены курсы повышения квалификации «Преподавание истории и обществознания в основной школе с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», определяющие необходимость использования методов проблемного обучения в свете реформы модернизации образования.
4.Для реализации исследовательской деятельности выбраны учащиеся 5-9 классов.
5.Проведено первичное анкетирование с целью выявления начального уровня качества знаний и уровня мотивации обучения.
6.Составлен график системного мониторинга по отслеживанию изменений первичных показателей.
7.Комплектуется педагогическая копилка творческих заданий (проблемные ситуации, проблемные задачи, проблемные вопросы, проблемное изложение, эвристические беседы, исследовательские темы, алгоритмы и др.
8. Разработаны и проведены уроки с использованием метода проблемного обучения:
В 6-м классе по теме “Византийская империя” я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети “собирают”, записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Ястановлюсь организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (9 кл.) проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.
Пример. В 6 классе на уроке по теме “Куликовская битва” используются фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку: Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!
Н. Старшинов
Формулируется проблемный вопрос: “Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”. Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:
Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.
(На экран проецируются иллюстрации по теме урока: репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”, видеоизображения вооруженных русских воинов).
Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?
(На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы “Задонщина” - эпизоды боя).
Какую тактику использовал Дмитрий?
(Зачитать финал сражения из поэмы.)
Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?
Чем вы объясните успех русских?
Каково значение Куликовской битвы?
Учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, были готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Практическое использование методики проблемного обучения в курсе истории предполагаю заключить в несколько этапов:
1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным, но соответствующим логике науки;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответов.
3. Формы решения проблемных ситуаций:
- дискуссия;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:
- уровень развития учащихся;
- характер исторического материала;
- педагогические цели;
- творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;
- организация поисковой работы;
- стимуляция личной заинтересованности учащихся в разрешении проблемной ситуации;
- выявление причинно-следственных связей.
5. Создание блоков проблемных уроков.
6. Подготовка проблемных домашних заданий.
7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.