“ Современные методы и приемы как средство повышения качества образования по окружающему миру, литературному чтению”.
Оценка 4.8

“ Современные методы и приемы как средство повышения качества образования по окружающему миру, литературному чтению”.

Оценка 4.8
doc
25.02.2022
“ Современные методы и приемы как средство повышения качества образования по окружающему миру, литературному чтению”.
Выступление на педсовете.doc

МБОУ ВМР” Погореловкая основная школа”

Бойко Наталья Леонидовна – учитель начальных классов

Тема выступления “ Современные методы и приемы как средство повышения качества образования по окружающему миру, литературному чтению”.                                                                               

Для повышения качества образования необходимо использовать на уроках современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий, современные педагогические технологии, ИКТ, сети  Интернет. Понимание термина “ качество образования” одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования. Качество образования – это степень удовлетворенности различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений, навыков, но их  гражданственности, правового самосознания, способности адаптироваться, сомосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому основная цель обучения в начальных классах – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать, и использовать в своей практической деятельности огромные объемы информации. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять процессом, научить получать от учебы удовольствие.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности мл.шк-в, является технология развития критического мышления. Она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Я остановлюсь на тех приемах, которые использую на своих уроках окруж.мира, литер. чтения. Базовая модель этой технологии состоит из трех стадий:

1 стадия вызов: создание мотива к обучению, перед собой уч-к ставит вопрос, что я знаю? Приемы: кластер, корзина идей, загадки, мозговой штурм, верные и неверные утверждения.

2 стадия осмысление: содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа уч- ся с текстом. Приемы: инсерт( чтение с пометками), сводная таблица

3 стадия рефлексия: размышления, необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Приемы: кластер, синквейн, письмо учителю, эссе.

 

 

 

 

Окружающий мир.

Тема “ Почва и ее состав”.

1 этап вызова- вспоминается понятие “ почва”. По ответам уч-ся на вопрос

- Из чего состоит почва? Используется прием составления кластера:

Почва

бактерии

                                                                                                                 миниральные

                                                                                                                  вещества

 

                                                                                           камни

                          земля

                                                                соли

 

2 этап осмысление- содержание, идет проверка данных уч-ся ответов. По описанию учебника проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.

3 этап рефлексия- дети снова возвращаются к составленному класстеру и подводят итоги. Появляются новые веточки

 

 

Почва

бактерии

необходимы

                                                                                                                 миниральные

                                                                                                                  вещества

                                                                                           камни

                          земля

                                                                      соли

 

          

песок                    глина

                                                                                      миниральные соли 

 

 

 

                                      вода

                                              

                                                 воздух

 

Тема” Полезные ископаемые Вологодского края”

1 стадия вызов – загадки о полезных ископаемых.

Игра Верю не верю

На вопрос “ Что вы знаете по этой теме?” , учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме и заполняют таблицу первую и вторую часть. Заполнений третьего столбца происходит на стадии рефлексии в конце урока.

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Полезные ископаемые бывают  жидкие, твердые, газообразные , скоплением п.и. называют бассейном

и т.д

Какие п.и. находятся в Вологодском крае, их свойства, где используют, условные обозначения

 

 

2 стадия осмысление-содержание,  работа с текстом ( с пометками), с учебником.

V – уже знал

+ новое

Заполнение сводной таблицы:

 

Название

Основные свойства

Где используют

Глина

Глина состоит из мельчайших частичек. Она тягучая, мягкая, пластичная в сыром виде, в сухом- тверда, ломка.

Цвет- коричневая, красная.

При лепке посуды, кирпич

 

3 стадия рефлексия- заполнение таблицы ( 3 столбца)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Полезные ископаемые бывают  жидкие, твердые, газообразные , скоплением п.и. называют бассейном

и т.д

Какие п.и. находятся в Вологодском крае, их свойства, где используют, условные обозначения

Удивительные цветные глины находятся в Череповецком , Устюженском р-не, главным видом кирпичного сырья являются морские глины.

Для песочных скульптур используют влажный песок. Много песка в г.Харовске и п.Чагоды.

 

Метод Шесть шляп

1 белая: п.и. бывают твердые, жидкие, газообразные

2 желтая: для жизни человека и производства необходима добыча п.и.

3 черная: при добыче п.и. нарушается экологическое равновесие

4 красная: больше всего понравилось рассматривать п.и.

5 зеленая: местонахождение залежей многих п.и. человеку еще не известны

6 синяя: обобщение

 

Тема: Природные зоны. Пустыня.

1 стадия вызов- продолжите цепочку: жара, зной, песок…….( барханы, верблюд).

- О какой природной зоне будем говорить?

2 стадия осмысление. Чтение материала из учебника с инсертом.

Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.

(Коллективная работа с текстом учебника)

Исследовательская работа по группам

1 гр.: Ботаники

2 гр.: Зоологи

3 стадия рефлексия- синквейн

Пустыня

Знойная, песчаная

Укрывает, изнывает, печет

В пустыне мало воды

Жара

 

 

Лес

Красивый, щедрый

Кормит, защищает, дарит

Лес-наше богатство

Берегите!

 

Степь

Бескрайняя, безлесная

Цветет, радует, удивляет

Весна в степи удивительно красивая

Равнина

 

Литературное чтение.

Тема: Саша Черный “Дневник Фокса Микки”

1 стадия вызов- “Верите ли вы?”

1.Когда человек пристально всматривается в окружающий мир, то начинает фантазировать?

2. Что фантазировать могут все без исключения?

3.Что фантазерам все кажется одушевленным и живым?

2 стадия осмысление-происходит дискуссия. Прием “ Обучение сообща”. Перед вами фрагмент биографии Саши Черного. В паре выберите моменты, которые оказали на вас обоих наибольшее впечатление, выделите их цветом. Обоснуйте свой выбор.

Чтение отрывков. Заполнение таблицы инсерт, ставят знаки  v, +.

3 стадия рефлексия – кластер.( новое слово –повесть)

 

Литературные жанры

 

 

                                        

                                                                                                       стихотворение

Рассказ

 

                                                  ПОВЕСТЬ               

                                                                                             сказки

 

 

Тема: Л. Андреев “ Петька на даче”

1 стадия – вызов. Работа с текстом. Мозговой штурм.

Учитель раздает каждой группе тексты – части из произведенияи предлагает внимательно прочитать и выполнить задания к текстам:

1 группа :

Что вы узнали о Петьке?

- Как вы его себе представляете? Опишите.

- Почему он был похож на «маленького старичка»?

-  Почему Петька не знал, куда ему хочется?

- Как окружающие относились к Петьке?

- Сочувствует ли автор своему герою?

- Как вы назовете І часть?(Маленький старик)

2 группа:

- Как вел себя Петька в вагоне? Почему?

-  Какие чувства испытывает он во время поездки?

- Как изменился Петька?

- Как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры?

- Почему Петя забыл о парикмахерской?

- Как вел себя Петька на природе? Почему он боялся леса?

-Что полюбил Петька?

 

2 стадия осмысление- составление кластера.

Учитель предлагает составить кластер по тексту о внешности и внутреннем состоянии Петьки в парикмахерской, на даче, снова в парикмахерской:

 

 

 

1 группа:

 худенький                                                                                        Самый маленький

 

 

 


                                                                                                                хотелось спать

 

 

 


не жаловался

 

 

 

 


                                                            просил взять его отсюда

 

 

2 группа:

 

 

 


                                                                                                         прилип к окну

улыбался чему-то

 

 

 

 

 

 


все было ново и странно

                                                                                       вступил в полное  соглашение                                                                                           

                                                                                           с природой

 

                                     

                                        морщинки пропали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа:

                                                                                       не смотрел в окно

          не вертелся

 

                                                                                               глаза сонливые

     ручонки были сложены                                  

        на коленях                                                                      тихонький и  скромный                 

 

 

 

 

3 стадия рефлексия – Стратегия’ Горячий стул”.

Учитель дает задание каждой группе изобразить какого-нибудь героя из рассказа, “ герой “ должен сесть на стул возле доски, остальные ребята из других групп должны задать вопросы ему из повести, а он отвечает на вопросы ребят.

1 группа- изображает Петьку:

- Почему ты не жил с мамой? Почему она отдала тебя с 7 лет Осипу Абрамовичу?

- где бы ты хотел жить?

2 группа – изображает мать Петьки:

- Вам не жалко было сына?

- Почему вы своего ребенка отдали парикмахеру на работу?

 

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности уч-ся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Уч-ся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, дополнительных источников, готовят сообщения. Получают задания творческого характера: составить кроссворд, сочинить стихи, сказки, загадки. Дети принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах, пишут сказки, рассказы, создают проекты.

Промежуточный контроль показывает устойчивые результаты обучения: успеваемость – 100%. Качество – 57,1%.

Анализ результатов стартовой диагностики  по технике чтения показывает : кол-во слов прибавилось от 15 до 23.

 1 чет. - в.н. – 3 чел-ка

 2 чет –  в.н.- 4 чел-ка.

Понимание прочитанного:

краткий пересказ - 4 чел-ка

 подробный пересказ  -  5 чел-к

умение ставить вопросы к тексту – 4 (5 )чел-к

Диаграмма роста речевых умений в процессе использования данной технологии при обучении развитию речи:

1 чет – 2 чел-ка составляли синквейн

2 чет- 4 чел-ка составляют синквейн

 

 Заключение:

Я привела несколько приемов, которые можно применять на уроке. В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.

 Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.


МБОУ ВМР” Погореловкая основная школа”

МБОУ ВМР” Погореловкая основная школа”

Окружающий мир. Тема “ Почва и ее состав”

Окружающий мир. Тема “ Почва и ее состав”

На вопрос “ Что вы знаете по этой теме?” , учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме и заполняют таблицу первую и вторую…

На вопрос “ Что вы знаете по этой теме?” , учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме и заполняют таблицу первую и вторую…

Метод “ Шесть шляп ” 1 белая: п

Метод “ Шесть шляп ” 1 белая: п

Что фантазировать могут все без исключения? 3

Что фантазировать могут все без исключения? 3

Самый маленький хотелось спать не жаловался просил взять его отсюда 2 группа: прилип к окну улыбался чему-то все было ново и странно вступил в полное…

Самый маленький хотелось спать не жаловался просил взять его отсюда 2 группа: прилип к окну улыбался чему-то все было ново и странно вступил в полное…

Стратегия’ Горячий стул”. Учитель дает задание каждой группе изобразить какого-нибудь героя из рассказа, “ герой “ должен сесть на стул возле доски, остальные ребята из…

Стратегия’ Горячий стул”. Учитель дает задание каждой группе изобразить какого-нибудь героя из рассказа, “ герой “ должен сесть на стул возле доски, остальные ребята из…

Диаграмма роста речевых умений в процессе использования данной технологии при обучении развитию речи: 1 чет – 2 чел-ка составляли синквейн 2 чет- 4 чел-ка составляют…

Диаграмма роста речевых умений в процессе использования данной технологии при обучении развитию речи: 1 чет – 2 чел-ка составляли синквейн 2 чет- 4 чел-ка составляют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2022