МБОУ ВМР” Погореловкая основная школа”
Бойко Наталья Леонидовна – учитель начальных классов
Тема выступления “ Современные методы и приемы как средство повышения качества образования по окружающему миру, литературному чтению”.
Для повышения качества образования необходимо использовать на уроках современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий, современные педагогические технологии, ИКТ, сети Интернет. Понимание термина “ качество образования” одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования. Качество образования – это степень удовлетворенности различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы.
В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений, навыков, но их гражданственности, правового самосознания, способности адаптироваться, сомосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому основная цель обучения в начальных классах – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать, и использовать в своей практической деятельности огромные объемы информации. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять процессом, научить получать от учебы удовольствие.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности мл.шк-в, является технология развития критического мышления. Она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
Я остановлюсь на тех приемах, которые использую на своих уроках окруж.мира, литер. чтения. Базовая модель этой технологии состоит из трех стадий:
1 стадия вызов: создание мотива к обучению, перед собой уч-к ставит вопрос, что я знаю? Приемы: кластер, корзина идей, загадки, мозговой штурм, верные и неверные утверждения.
2 стадия осмысление: содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа уч- ся с текстом. Приемы: инсерт( чтение с пометками), сводная таблица
3 стадия рефлексия: размышления, необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Приемы: кластер, синквейн, письмо учителю, эссе.
Окружающий мир.
Тема “ Почва и ее состав”.
1 этап вызова- вспоминается понятие “ почва”. По ответам уч-ся на вопрос
- Из чего состоит почва? Используется прием составления кластера:
Почва
бактерии
миниральные
вещества
камни
земля
соли
2 этап осмысление- содержание, идет проверка данных уч-ся ответов. По описанию учебника проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
3 этап рефлексия- дети снова возвращаются к составленному класстеру и подводят итоги. Появляются новые веточки
Почва
бактерии
необходимы
миниральные
вещества
камни
земля
соли
песок глина
миниральные соли
вода
воздух
Тема” Полезные ископаемые Вологодского края”
1 стадия вызов – загадки о полезных ископаемых.
Игра “ Верю не верю”
На вопрос “ Что вы знаете по этой теме?” , учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме и заполняют таблицу первую и вторую часть. Заполнений третьего столбца происходит на стадии рефлексии в конце урока.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Полезные ископаемые бывают жидкие, твердые, газообразные , скоплением п.и. называют бассейном и т.д |
Какие п.и. находятся в Вологодском крае, их свойства, где используют, условные обозначения |
|
2 стадия осмысление-содержание, работа с текстом ( с пометками), с учебником.
V – уже знал
+ новое
Заполнение сводной таблицы:
Название |
Основные свойства |
Где используют |
Глина |
Глина состоит из мельчайших частичек. Она тягучая, мягкая, пластичная в сыром виде, в сухом- тверда, ломка. Цвет- коричневая, красная. |
При лепке посуды, кирпич |
3 стадия рефлексия- заполнение таблицы ( 3 столбца)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Полезные ископаемые бывают жидкие, твердые, газообразные , скоплением п.и. называют бассейном и т.д |
Какие п.и. находятся в Вологодском крае, их свойства, где используют, условные обозначения |
Удивительные цветные глины находятся в Череповецком , Устюженском р-не, главным видом кирпичного сырья являются морские глины. Для песочных скульптур используют влажный песок. Много песка в г.Харовске и п.Чагоды. |
Метод “ Шесть шляп”
1 белая: п.и. бывают твердые, жидкие, газообразные
2 желтая: для жизни человека и производства необходима добыча п.и.
3 черная: при добыче п.и. нарушается экологическое равновесие
4 красная: больше всего понравилось рассматривать п.и.
5 зеленая: местонахождение залежей многих п.и. человеку еще не известны
6 синяя: обобщение
Тема: “Природные зоны. Пустыня”.
1 стадия вызов- продолжите цепочку: жара, зной, песок…….( барханы, верблюд).
- О какой природной зоне будем говорить?
2 стадия осмысление. Чтение материала из учебника с инсертом.
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.
(Коллективная работа с текстом учебника)
Исследовательская работа по группам
1 гр.: Ботаники
2 гр.: Зоологи
3 стадия рефлексия- синквейн
Пустыня
Знойная, песчаная
Укрывает, изнывает, печет
В пустыне мало воды
Жара
Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес-наше богатство
Берегите!
Степь
Бескрайняя, безлесная
Цветет, радует, удивляет
Весна в степи удивительно красивая
Равнина
Литературное чтение.
Тема: Саша Черный “Дневник Фокса Микки”
1 стадия вызов- “Верите ли вы?”
1.Когда человек пристально всматривается в окружающий мир, то начинает фантазировать?
2. Что фантазировать могут все без исключения?
3.Что фантазерам все кажется одушевленным и живым?
2 стадия осмысление-происходит дискуссия. Прием “ Обучение сообща”. Перед вами фрагмент биографии Саши Черного. В паре выберите моменты, которые оказали на вас обоих наибольшее впечатление, выделите их цветом. Обоснуйте свой выбор.
Чтение отрывков. Заполнение таблицы инсерт, ставят знаки v, +.
3 стадия рефлексия – кластер.( новое слово –повесть)
Литературные жанры
стихотворение
Рассказ
ПОВЕСТЬ
сказки
Тема: Л. Андреев “ Петька на даче”
1 стадия – вызов. Работа с текстом. Мозговой штурм.
Учитель раздает каждой группе тексты – части из произведенияи предлагает внимательно прочитать и выполнить задания к текстам:
1 группа :
- Что вы узнали о Петьке?
- Как вы его себе представляете? Опишите.
- Почему он был похож на «маленького старичка»?
- Почему Петька не знал, куда ему хочется?
- Как окружающие относились к Петьке?
- Сочувствует ли автор своему герою?
- Как вы назовете І часть?(Маленький старик)
2 группа:
- Как вел себя Петька в вагоне? Почему?
- Какие чувства испытывает он во время поездки?
- Как изменился Петька?
- Как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры?
- Почему Петя забыл о парикмахерской?
- Как вел себя Петька на природе? Почему он боялся леса?
-Что полюбил Петька?
2 стадия осмысление- составление кластера.
Учитель предлагает составить кластер по тексту о внешности и внутреннем состоянии Петьки в парикмахерской, на даче, снова в парикмахерской:
1 группа:
худенький Самый маленький
хотелось спать
не жаловался
просил взять его отсюда
2 группа:
прилип к окну
улыбался чему-то
все было ново и странно
вступил в полное соглашение
с природой
морщинки пропали
3 группа:
не смотрел в окно
не вертелся
глаза сонливые
ручонки были сложены
на коленях тихонький и скромный
3 стадия рефлексия – Стратегия’ Горячий стул”.
Учитель дает задание каждой группе изобразить какого-нибудь героя из рассказа, “ герой “ должен сесть на стул возле доски, остальные ребята из других групп должны задать вопросы ему из повести, а он отвечает на вопросы ребят.
1 группа- изображает Петьку:
- Почему ты не жил с мамой? Почему она отдала тебя с 7 лет Осипу Абрамовичу?
- где бы ты хотел жить?
2 группа – изображает мать Петьки:
- Вам не жалко было сына?
- Почему вы своего ребенка отдали парикмахеру на работу?
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности уч-ся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Уч-ся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, дополнительных источников, готовят сообщения. Получают задания творческого характера: составить кроссворд, сочинить стихи, сказки, загадки. Дети принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах, пишут сказки, рассказы, создают проекты.
Промежуточный контроль показывает устойчивые результаты обучения: успеваемость – 100%. Качество – 57,1%.
Анализ результатов стартовой диагностики по технике чтения показывает : кол-во слов прибавилось от 15 до 23.
1 чет. - в.н. – 3 чел-ка
2 чет – в.н.- 4 чел-ка.
Понимание прочитанного:
краткий пересказ - 4 чел-ка
подробный пересказ - 5 чел-к
умение ставить вопросы к тексту – 4 (5 )чел-к
Диаграмма роста речевых умений в процессе использования данной технологии при обучении развитию речи:
1 чет – 2 чел-ка составляли синквейн
2 чет- 4 чел-ка составляют синквейн
Заключение:
Я привела несколько приемов, которые можно применять на уроке. В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.