« Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка
(на основе разработки рабочей программы к УМК «Немецкий язык» 5-9 классы) авторов И.Л. Бим, Л.В.Садомова)
Янцен Елена Александровна,
учитель МБОУ «Рождественская ООШ
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка в основной школе
1.1. Раскрытие сущности стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
1.2. Основные стратегии текстовой деятельности на уроках немецкого языка
Выводы
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы « Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
2.1. Технологическая карта урока
2.2. Методическое обоснование урока с элементами анализа.
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости её переработки - поставили теоретиков и практиков в области языкового образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Проблема обучению чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению в основной школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный» или « надпредметный» характер и умения чтения относится к универсальным учебным действиям
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения ,связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Согласно «Примерным программам» для средней школы целью обучения чтению является развитие его видов (изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового).
Анализ состояния данной проблемы на практике показал, что современные дети относительно мало читаю, особенно классическую художественную литературу. в последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации: телевидения ,компьютера, видео. «телевидение, кино и видеофильмы вытесняют литературное и смысловое чтение»- указывается в Примерных программах по учебным предметам.
При переходе в среднюю школу у учащихся недостаточно сформированы технические навыки письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья школьников (З.Н.Никитенко).
При обучении чтению важно учитывать, что современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучению чтению (Н.А.Горлова).
В ходе анализа законодательных документов, программ, учебных пособий по обучению чтению на русском и иностранных языках, научных трудов и диссертационных исследований, практики обучению иноязычному чтению были выявлены противоречия между:
-рассмотрением видов чтения в основной и старшей школе в качестве целей обучения чтению, с одной стороны, и отсутствием конкретного вида чтения как цели обучения чтению на родном и иностранном языке в начальной школе, с другой;
-невозможностью использовать традиционный аналитико-синтетический метод обучения чтению на русском языке (Д.Б. Эльконин ), при котором формируется сначала техническая, а затем содержательная сторона, с одной стороны, и необходимостью развивать у младших школьников смысловое восприятие и смысловую переработку текстовой информации в рамках единого подхода и метода обучению, с другой;
-спектром научных трудов и диссертационных исследований о моделях и механизмах чтения текстов студентами, учащимися основной и старшей школы, с одной стороны, и отсутствием психолингвической модели развития смыслового чтения текстовой информации, разработанной с учётом особенностей функционирования речевой деятельности младших школьников, с другой;
-наличием диссертационных исследований, раскрывающих методики обучения чтению (информативному, личностному, автономному и пр.) и формирования умений и стратегий чтения у студентов и старшеклассников, с одной стороны, и отсутствием диссертационных исследований по проблеме формирования стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников, с другой.
Объектом исследования выступает процесс обучения чтению на иностранном языке в основной школе.
Предметом исследования является методика формирования стратегий смыслового чтения текстовой информации на иностранном языке у школьников.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании эффективных средств формирования у школьников стратегий смыслового чтения текстовой информации на иностранном языке.
Для достижения намеченной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Исследовать степень изученности проблемы и обосновать необходимость рассмотрения смыслового чтения как цели обучения чтению, уточнить понятие «смысловое чтение», «стратегия смыслового чтения», «текстовая информация» применительно к школьникам.
2. Определить требования к отбору и конструированию текстовой информации для обучения иноязычному чтению школьников.
3. Разработать технологическую карту урока формирования стратегий смыслового чтения.
Глава 1. Стратегия смыслового чтения» на уроке иностранного языка
1.1. Понятие смыслового чтения. Место смыслового чтения в ФГОС .
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Место смыслового чтения в ФГОС
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.
· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.
Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».
Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.
Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.
Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.
Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.
Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.
В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.
Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.
Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.
К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.
Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
1.2. Основные стратегии текстовой деятельности на уроках немецкого языка
Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Но осмысление содержания текста возможно только на базе запаса определенных знаний при умении воспринимать значения употребляемых слов и текста в целом. Результатом этого является понимание и запоминание прочитанного.
Научиться мыслить в процессе чтения - важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий. Как часто школьник уверенно идет к доске и... после одной-двух фраз эту уверенность теряет. Он смущается и искренне утверждает, что читал заданное, и не один раз, а несколько. В том-то и беда, что читал пассивно, без активного осмысливания, без того, чтобы мысли, заложенные автором, перевести в смысл для себя, сделать их своим достоянием. Не надо уподобляться грибоедовскому герою, которому было все равно, что читать, потому что ему нравилось не то, о чем читал он, а само чтение, ведь из букв вечно выходило какое-нибудь слово, часто неизвестно что и значившее. Но мы-то читаем не ради чтения.
В новых ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.
Основываясь на термине А.А.Леонтьева, мы рассматриваем смысловое чтение как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых заданий, необходимых и достаточных для рецензии конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. Например, перед началом чтения книги A. Рааб “Ein Mann geht in die Welt”, учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем идет здесь речь.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое) скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
· они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, неиспользованных в тексте в таком виде;
· ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
· вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Кроме того, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. При работе с текстом книги “Ein Mann geht in die Welt”ученикам предлагаются отрывки из книги соединить с различными картинками, которые могли бы стать иллюстрациями книги.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей деятельности. После прочтения текста можно предложить учащимся или пройти викторину Quitz, или самим составить викторину по прочитанному.
На уроках немецкого языка ведется обучение следующим видам чтения:
· чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);
· чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);
· чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).
Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т.п., данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.
Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
С целью облегчения работы учащихся с текстом можно предложить следующую инструкцию, которая поможет облегчить понимание текста в целом:
1. Прочитайте заголовок и попытайтесь определить по нему основную мысль текста.
2. Бегло просмотрите текст и постарайтесь понять, о чем идет речь.
3. Найдите в тексте слова, сходные с русскими, которые вы можете понять без перевода.
4. Внимательно изучите до- или послетекстовые задания, которые помогли бы вам понять содержание.
5. Прочитайте весь текст, не обращая внимания на незнакомые слова и другие языковые трудности. Постарайтесь представить себе его общее содержание.
6. Обращайтесь к словарю только в том случае, когда незнакомое слово мешает вам понять общий смысл текста.
7. Мысленно представьте себе общее содержание прочитанного. Выделите для себя ту новую информацию, которую вы извлекли в процессе чтения.
В настоящее время существует огромное количество способов и приемов обучения различным видам чтения. Некоторые из существующих приёмов работы могут быть использованы для развития смыслового чтения:
· вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
· восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
· упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
· исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
· сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
· перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
· «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
· озаглавие – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
· составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
· множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
· конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
· деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
· составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
· предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
· викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
· логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
· заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
· верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Таким образом, предложенные приемы работы с текстом позволят решить задачи, стоящие перед учителем при обучении смысловому чтению.
Выводы:
1 Смысловое чтение следует рассматривать как цель обучения иноязычному чтению школьников, ориентированное на формирование стратегий смыслового чтения, представленные как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки личностно – смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей
2. Формирование стратегии смыслового чтения следует проводить на основе текстовой информации с учетом требований к ее отбору и конструированию
3. При формировании стратегий смыслового чтения необходимо опираться на психолингвистическую модель развития смыслового чтения (включающие следующие компоненты: фазы, механизмы, действия и операции, результат смыслового чтения) и типологию стратегий смыслового чтения .
4. При реализации технологии формирования стратегий смыслового чтения необходимо учитывать принципы, этапы, задачи и использовать классификацию заданий и упражнений.
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы « Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
2.1. Технологическая карта урока
Технологическая карта урока немецкого языка в рамках темы " Deutsche Schulen. Wie sind sie?" по УМК Бим И.Л.Немецкий язык 6 класс, 6 класс под редакцией Бим И. Л., Садомова Л.В
Тема |
Deutsche Schulen. Wie sind sie? |
||
Цель урока |
Расширение лексического материала и тренировка в употреблении новой лексики по теме. |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результаты (задачи урока) |
Предметные умения |
УУД |
|
Образовательные: Способствовать овладению новой лексикой по теме. Учить самостоятельной работе по семантизации лексики (с опорой на иллюстрации и контекст) Способствовать формированию умения строить монологическое и диалогическое высказывания. Развивающие: Развивать навыки чтения с полным пониманием. Развивать умение строить устное высказывание на основе первичного усвоения материала. Способствовать развитию логического мышления, языковой догадки, внимания, памяти. Воспитательные: Воспитывать культуру общения, положительное отношение к немецкому языку как средству общения, интерес и уважение к стране изучаемого языка.
|
Личностные: -формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные: -осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Познавательные: -построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; -освоение поискового и изучающего чтения; Коммуникативные: - формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -умение задавать вопросы; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
||
Основные понятия |
Die Wandtafel, die Stehetafel, die Wandzeitung, der Kassetenrekorder, das Erdgeschoss, die Eingangshalle, der Unterstufe/ der Oberstufe, die Aula |
||
Организация пространства |
|||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
предметы |
Индивидуальная, парная, групповая |
Бим И. Л. Немецкий язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь к учебнику, книга для учителя, звуковое приложение (СД), презентация. |
|
1. Содержательный аспект.
Данный урок немецкого языка проходит в рамках темы «Deutsche Schulen. Wie sind sie?». В рамках данного темати -ческого блока обучающиеся научатся: на уроках формируется правильное отношение к немецкому языку как средству общения, интерес и уважение к стране изучаемого языка.
Обучающиеся научатся находить в словаре нужные слова, выбирая правильное значение; составлять предложения из отдельных слов по теме; слушать текст с опорой на рисунок; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного; описывать рисунок, используя информацию из текста и новую лексику.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу. В течении всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность, осуществляется посредством проблемного вопроса, постановки и планирования учебных задач, работа в группе, самооценка и саморефлексия.
2. Место урока в системе уроков: Этот урок является первым уроком третьей темы учебника. На изучение темы отводится 14 часов
3. Форма /Тип урока. Урок «открытия» новых знаний, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирование затруднений, закрепление с проговариванием во внешней речи, включая систему знаний, рефлексия
4. Технологии, методы и приемы обучения. Стратегии смыслового чтения, коммуникативная технология, деятельностная технология, технология критического мышления, здоровьесберегающие технология
5.Формы организации деятельности учащихся
- фронтальная форма: Мотивация к учебной деятельности (Отвечают на вопросы учителя, составляют ассоциограмму по теме.)
Актуализация и пробное учебное действие (Смотрят слайды, формулируют тему урока, описывают школы)
Постановка учебной задачи (Рассматривают схему школы, отвечают на вопрос учителя с помощью схемы. Делают предположения, выделяют незнакомую лексику)
Открытие нового знания (Узнают новые лексические единицы, выписывая подчеркнутые незнакомые слова, самостоятельно записывая в словарь).
Рефлексия (Отвечают на вопросы учителя. Составляют синквейн. Записывают домашнее задание).
-индивидуальная: Самостоятельная работа (Выполняют задания на понимание прочитанного (текст с пропусками).
-групповая: Открытие нового знания (Работают в парах. Тренируют произношение слов хором, повторяют правила образования сложных слов, образуют новые сложные слова по теме, повторяют конструкцию с Dativ. Составляют описание расположение помещений в собственной школе.)
Первичное закрепление (Работают в парах, составляя мини-диалоги)
Включение в систему знаний (Работают в группах, составляют монологическое высказывание, включая новые лексические единицы)
6.. Технология проведения урока (этапы).
I. Мотивация к учебной деятельности (3-4 мин)
II. Актуализация и пробное учебное действие (3-4 мин)
III. Выявление места и причины затруднения (5-6 мин)
IV. Открытие нового знания (13-14 мин)
V. Первичное закрепление (5-6 мин)
VI. Самостоятельная работа (5-6 мин)
VII. Включение в систему знаний (7-8 мин)
VIII. Рефлексия и домашнее задание (3-4 мин)
7.Ход урока (с методическим обоснованием)
Этап урока, время |
Деятельность учителя Речь учителя |
Деятельность обучающихся
|
Формирование УУД |
Используемые ресурсы, приемы |
|
1. Мотивация к учебной деятельности (3-4 мин)
|
Приветствует и организует учащихся, мотивирует к учебной деятельности Guten Tag , liebe Freunde! Wie geht es euch? Seid ihr zur Stunde bereit? Heute machen wir eine Exkursion durch unsere Schule. Und auch besuchen wir verschiedene deutsche Schulen. Aber zuerst wiederholen wir die Wörter zum Thema „Die Schule“ Bitte, machen wir Assoziogramm. |
Отвечают на вопросы учителя, составляют ассоциограмму по теме. |
Л:развитие познавательных интересов и учебных мотивов Р:планирование своих действий в соответствии поставленной задачи и условиями ее реализации |
|
|
2. Актуализация и пробное учебное действие (3-4 мин)
|
Актуализирует знания учеников, необходимые для открытия нового знания. In Deutschland gibt es auch viele Schulen. Seht euch die Bilder an! Wie sind diese Schulen? ( gross und klein, alt und neu, modern und nicht modern, Stadt- und Dorfschulen). |
Смотрят слайды, описывают школы
|
К: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственных Р: планирование своих действий в соответствии поставленной задачи и условиями ее реализации П: строить логическое рассуждение |
|
|
3. Выявление места и причины затруднения 4. (5-6 мин) |
Организует работу с текстом, работу в парах, фонетическую отработку новых слов. Организует повторение грамматической конструкции, проверяет правильность выполнения упражнений. Организует устный опрос, поощряя использование новой лексики. Контролирует время на выполнение разных видов работы. Das ist das Schulgebäude. Lest die Schilder auf dem Bild, schreibt alle neuen Wörter heraus, nehmt das Wörterbuch zu Hilfe! Arbeitet zu zweit! Welche Wörter habt ihr geschrieben? Sprecht bitte richtig aus! Wiederholen wir zusammengesetzte Wörter ! Wo ist/ liegt, steht, hängt was? Wir wiederholen : wo? Was sehen wir also in diesem Gebäude? Und was können wir über unsere Schule erzählen? |
Узнают новые лексические единицы, выписывая подчеркнутые незнакомые слова, самостоятельно записывая в словарь. Работают в парах. Тренируют произношение слов хором, повторяют правила образования сложных слов, образуют новые сложные слова по теме, повторяют конструкцию с Dativ. Описывают школьное здание с опорой на рисунок (фронтально), затем работают в парах, составляя описание расположение помещений в собственной школе. (у.3,4,5) |
Л: освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь) П: Использование знаково символических средств для решения задач; осознанно и произвольное Построение речевого высказывания в устной форме. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: Построение понятных для партнера высказываний, учитывающих что он знает и видит, а что нет Р: Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой форме
|
|
|
5. Открытие нового знания (13-14 мин) |
Обеспечивает консультирование (ознакомительное чтение) Unsere deutschen Freunde lernen in verschiedenen Schulen. Was sagen sie darüber? Wie sind ihre Meinungen? Lest die Texte darüber! (поисковое чтение) Wessen Worte sind das? Wie geht es weiter?
|
Читают тексты образцы высказываний для выражения мнений о школе и его обоснования (у.8). Выполняют задания на понимание прочитанного (у.9,10 – текст с пропусками) |
П: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной лит-ры; структурирование знания К: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной Р: Оценка правильности выполнения действий Л: формирование картины мира |
|
|
6. Первичное закрепление (5-6 мин)
|
Организует и при необходимости корректирует работу в парах. Wir sind in dieser Schule fremd und suchen einen Raum. Wie fragen wir? Arbeitet zu zweit! Stellt Dialoge zusammen! Организует учащихся для выполнения физминутки Machen wir eine Turnpause! |
Работают в парах, составляя мини-диалоги, (у. 6,7)
Делают упражнения под музыку. |
К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи; контроль действий партнера Р: адекватное восприятие оценки учителя |
|
|
7. Самостоятельная работа (5-6 мин)
|
Организует самопроверку усвоения лексики, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха Glotti möchte wissen: Кönnt ihr das lesen und schreiben? |
Работа с лексикой Выполняют задание с пропуском букв в словах |
Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Л: позитивная моральная самооценка |
|
|
8. Включение в систему знаний (7-8 мин)
|
Организует работу по тренировке в употреблении лексики в различных сочетаниях для описания своей школы. Разбивает класс на группы, организует работу в группах (2-3 группы). Выслушивает мнения групп. Wir haben über deutsche Schulen gelesen. Und jetzt können wir über unsere Schule erzählen. Wir bilden drei Gruppen. |
Работают в группах, составляют монологическое высказывание, включая новые лексические единицы по карточке |
П: построение речевого высказывания в устной форме; формулирование проблемы К: контроль действий партнера Р: Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой форме
|
|
|
9. Рефлексия (3-4 мин)
|
Подводит итоги урока: Cоставление синквейна Die Schule Объясняет домашнее задание Sagt bitte,wie findet ihr unser heutiges Thema? Danke für die aktive Arbeit. Schreibt bitte die Hausaufgabe! |
Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. |
П: построение речевого высказывания в устной форме; создание способов решения проблем Р: Оценка правильности выполнения действий Л: формулирования границ собственного знания и «незнания», формулирования мотивов достижения и социального признания
|
|
|
8. Обоснование урока с позиций валеологических требований.
На уроке использованы различные виды деятельности. (8 видов за урок. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме - 10 минут).
В целях эффективности урока чередование видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) проводится через 10 минут.
Такие методы как, активные методы (ученики в роли экскурсовода); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки) способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке физминуткой
В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.
9. Приложения Презентация к уроку
10. Рефлексия конструирования урока (Конструрование ТК очень трудоёмкая работа. П ).
Заключение
Проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать вывод, что на уроках немецкого языка в 5-9 классах необходимо использовать стратегию смыслового чтения, которая способствует развитию УУД на уроках иностранного языка.
На уроках немецкого языка смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень любого вида чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на «вычитание» того смысла, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей, способностей, особенностей восприятия.
Обучение чтению должно быть максимально приближенно к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.
В настоящее время существуют различные способы и приемы обучения различным видам чтения на уроках немецкого языка. Некоторые из них позволяют решать задачи, стоящие перед учителем при обучении смысловому чтению.
В настоящее время учителю необходимо осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Овладение смысловым чтением как системой приемов работы с текстом поможет учащемуся реализовать свое право на самостоятельное общение с текстом.
Таким образом, усвоение работы с текстом имеет огромное значение в связи с реально существующими проблемами в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле как способности к осмыслению текстов различного содержания, формам и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Приобретенные компетенции позволяют школьнику самостоятельно проектировать собственное будущее, определять профессиональные и жизненые приоритеты, оперативно реагировать на возникающее жизненные ситуации брать на себя ответственность за решение возникающих проблем.
Список литературы:
1. Концепция государственного стандарта общего образования. Проект для обсуждения [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс].- Режим доступа. – URL: http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. – Режим доступа.- www.school 2100.ru
4. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим…читать: Уроки динамического чтения. – Л.: Лениздат, 1985.
5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке./2е- издание, исправленное М.: Просвещение, 198
6. Мишкова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://bsoh1961.ucoz.ru/smyslovoe_chtenie_tekst_mishkova_v.n..doc
7. Ткач Г.В. Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL://www.obrbratst.ru/upload/video 01/tk.pdt
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.