|
|
|||
|
|
|||
|
УТВЕРЖДАЮ
«____» ______________ 20____г.
|
|||
|
||||
ПЛАН
проведения ЛЕКЦИИ
по программе профессионального обучения
«Квалифицированный матрос»
для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии стребованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправкамиУчебная дисциплина «Шкиперское дело. Снабжение судна»
Тема 4.2. Такелажные цепи и уход за ними. Блоки, тали, их устройство и назначение. |
||||
|
||||
|
|
|
||
РАЗРАБОТЧИК |
Преподаватель Центра профессиональной подготовки |
|||
|
А. В. Щербина |
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
ВЕРСИЯ |
V.1 |
|||
ДАТА ВЫПУСКА |
|
|||
ДАТА ПЕЧАТИ |
|
|||
|
||||
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 4.2.)
|
||
Тема: |
Такелажные цепи и уход за ними. Блоки, тали, их устройство и назначение.
|
|
Учебные вопросы: |
1. Такелажные цепи и уход за ними. 2. Блоки, тали, их устройство и назначение. |
Учебные цели: |
|
|
|||
Время: |
|
||||
Место проведения занятия: |
Аудитория № 5309 |
Метод (форма) проведения: |
Лекционное занятие. |
Материальное обеспечение: |
оборудование аудитории № 5309 |
Требования безопасности и ограничения: |
|
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|
(5 мин) |
1. |
Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия: |
|
||||||||
|
- проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей. |
|||||||||
2. |
Напоминание изученного материала: |
|
||||||||
|
- напоминаю, какие компетенции (знания, умения и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии. |
|||||||||
3. |
Опрос обучаемых. |
|
||||||||
|
Основные вопросы контроля: |
|
||||||||
|
|
|||||||||
4. |
Доведение требований безопасности: |
|
||||||||
|
- довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории; - убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.
|
5. Доведение темы и учебной цели занятия:
- довожу тему занятия;
- довожу перечень компетентностей МК ПДНВ, формируемых в ходе занятия.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ |
|
(80 |
|
мин) |
№ |
Учебные вопросы |
Время |
Действия преподавателя |
Действия обучаемых |
||||
1.
2. |
1 Такелажные цепи и уход за ними.
2. Блоки, тали, их устройство и назначение.. |
|
Довожу до слушателей изучаемые на лекции вопросы и определенный планом лекции учебный материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции. По ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей. |
Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов, в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.
|
Конспект лекции.
Тема: Такелажные цепи и уход за ними. Блоки, тали, их устройство и назначение.
Вопрос 1. Такелажные цепи и уход за ними.
Такелажные цепи изготовляются из стали и в отличие от якорных не имеют распорок (контрафорсов). Поэтому они уступают по крепости якорным на 12—20%.
Рис. Такелажная цепь
Такелажные цепи применяются для оснастки шлюп-бакштагов, трубштагов, бортовых лееров, штурцепей. Они используются в механических талях и найтовных креплениях шлюпок. Каждая принимаемая на корабль такелажная цепь должна иметь сертификат, где указывается: номер цепи, результаты испытаний и допускаемая нагрузка (табл.). Согласно правилам технической эксплуатации цепь, звенья которой уменьшились в диаметре на 10% от первоначального диаметра, считается непригодной.
Т а б л и ц а
П р и м е ч а н и я:
1. Разрывное усилие цепей для толщины звеньев 2, 3 и 4 мм в ГОСТ не приводится, и применять их в качестве грузовых нельзя.
2. Пробная нагрузка такелажной цепи берется равной 1/2 разрывной; рабочая нагрузка при машинном приводе — 1/4 разрывной; рабочая нагрузка при ручном приводе — 1/3 разрывной.
Такелажные цепи изготовл. из круглой стали, диаметр которой является основным параметром — калибром, характеризующим размеры цепи.
Цепь – конструкция, состоящая из одинаковых звеньев, соединённых последовательно.
Звено в такой сети изготавливается из прутка, диаметр которого (d) еще называют калибром. Звенья цепи свариваются. Форма звена – овальная. Шаг цепи – номинал длины просвета цепи (p). Цепи круглозвенные подразделяют на короткозвенные, полудлиннозвенные и длиннозвенные.
Такелажные цепи разделяются на калиброванные и некалиброванные. В зависимости от калибра шаг длиннозвенной резьбы в 1,5 - 2,5 раза больше, чем шаг короткозвенной.
Калиброванная цепь имеет все звенья одного размера с очень незначительными отклонениями, поэтому применяется в грузоподъемных механизмах для работы на специальных барабанах-звездочках.
В размерах отдельных некалиброванных цепей допускаются значительно большие отклонения. Эти цепи могут использоваться для закрепления и подъема груза, в качестве стоячего и бегучего такелажа и в некоторых других случаях.
Такелажные цепи обладают хорошей прочностью и значительной долговечностью, но они имеют большую массу и очень малую эластичность. Кроме того, во время сильных морозов цепи рвутся от резких ударов.
В настоящее время такелажные цепи употребляются только в таких местах, где применение тросов по каким-либо причинам неудобно или нецелесообразно, например, в местах сильного нагрева снастей, постоянного воздействия морской воды (труб-штаги, ватерштаги и т. д.), для разных стопоров, крепления палубного груза и тяжеловесов. Однако такелажные цепи имеют существенные недостатки: они гораздо тяжелее равнопрочных им стальных тросов, боятся резких перегибов, трудно заметить при беглых наружных осмотрах появившиеся в цепи дефекты и т. д.
При приемке на судно цепи необходимо тщательно осмотреть. На звеньях цепи не должно быть трещин, расслоений и других дефектов. Поверхность цепи должна быть покрыта антикоррозионной смазкой и не иметь следов окалины. На судне цепи должны храниться в сухом помещении в подвешенном состоянии, но ни в коем случае не уложенными в бухту.
При работе с такелажными цепями необходимо иметь в виду следующее:
1. Цепи не обладают упругостью.
2. Новые цепи через некоторое время удлиняются на 3—4% за счет притирания звеньев.
3. Нельзя пропускать цепи через роульсы, шкивы, диаметр которых меньше 30 толщин звеньев цепи.
4. При низких температурах необходимо оберегать цепи от ударов, так как они могут легко лопнуть.
5. Во время эксплуатации цепи необходимо регулярно смазывать, для чего натянутые цепи на это время ослабить.
6. Перед очередным осмотром бывшие в употреблении цепи нужно обжигать для снятия старой смазки и краски.
7. Цепь, толщина звеньев которой уменьшилась более чем на 10%, к дальнейшему употреблению не пригодна.
Наибольшее распространение на судах имеют короткозвеньевые цепи. Длиннозвеньевые такелажные цепи употребляются только для основывания грузовых стопоров у топенантов судовых грузовых стрел.
Цепи необходимо предохранять от коррозии систематической смазкой, обращая особое внимание на места соприкосновения звеньев. Хранить их следует в подвешенном виде в сухих, проветриваемых помещениях. Цепь, сложенная в бухты, подвергается интенсивной коррозии.
Вопрос 2. Блоки, тали, их устройство и назначение.
Блоки используют как самостоятельное грузоподъемное устройство и как деталь большинства грузоподъемных машин для изменения направления тяги при подъеме и перемещении небольших тяжестей или при обтягивании снасти, а также для основывания талей. Блок состоит из деревянного, металлического или литого пластмассового корпуса, внутри которого на оси, называемой нагелем, насажены свободно один или несколько металлических шкивов.
Блоки бывают одно-, двух-, трех- и многошкивные.
Корпус блока имеет перегородки, которыми один шкив отделен от другого. Наружные поверхности крайних перегородок называются щеками.
Рис. Гордень.
Простейшим по конструкции является одношкивный блок. Трос, пропущенный через такой блок, закрепленный неподвижно, называется горденем (рис.). Гордень позволяет при подъеме и перемещении груза изменять направление тяги, но не дает выигрыша в силе, поэтому его используют для подъема небольших тяжестей. Одношкивные блоки с пропущенными через них фалами служат для подъема флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.
Деревянные и пластмассовые блоки применяют только при работе с растительными и синтетическими тросами. В большинстве судовых устройств используются металлические блоки.
Рис. Металлические блоки.
Двухшкивный металлический блок (рис. а) состоит из корпуса 3, двух стальных или чугунных шкивов 4, втулки 5 с канавкой для смазки или с подшипником, нагеля 6, оковки 7, крепежных болтов 1 и подвески 2.
Для оснастки блока трос должен быть пропущен между щеками блока и заложен в кип шкива. Оснастка простого блока неудобна, так как надо продевать трос с конца. Поэтому на судах применяют одношкивные блоки с откидной щекой — канифас-блоки (рис. б). Откидная щека позволяет заводить в такой блок середину троса.
Чтобы не допустить чрезмерного изгиба троса, проходящего через шкив блока, размеры блока должны соответствовать толщине троса. Диаметр шкива металлического блока должен быть не менее 10 — 15 диаметров стального троса, а деревянного — в 2 раза больше длины окружности растительного или синтетического троса.
Блоки надо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины, смазывать трущиеся части. При обнаружении трещин, значительного износа нагеля или шкива блок следует заменить. Блоки, не находящиеся в эксплуатации, нужно тщательно смазать и хранить в сухом помещении в подвешенном состоянии.
Долговечность троса во многом зависит от соотношения диаметров блоков или барабана и диаметра каната. В зависимости от назначения блоки подразделяются на грузовые и отводные. Первые используются для подъема и перемещения грузов, вторые — для изменения направления движения канатов.
На монтажных работах в зависимости от требуемой грузоподъемности применяют одно- или многороликовые блоки. Однороликовые блоки используют для подъема грузов массой до 10т, многороликовые — для подъема тяжелых грузов. Так, грузы массой 130 — 160 т поднимают семироликовыми блоками.
Блоки, как правило, изготовляют из стали с помощью литья, штамповки или сварки.
Для повышения долговечности каната используют блоки, футерованные алюминием, резиной или пластмассами, техническое освидетельствование блоков производят не реже одного раза в год. Каждый грузоподъемный блок должен иметь заводское клеймо, на котором указывается его грузоподъемность.
Тали (или иначе - тельферы) представляют собой грузоподъемные подвесные устройства, состоящие, как правило, из подвижного и неподвижного блоков, а также троса (так называемого лопаря).
Они выполняют следующую основную задачу: поднятие и перемещение разнообразных тяжелых грузов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Электрические тали широко применяются в производстве, в ходе строительных работ, а также в портах, на складах и т.п. Преимущество состоит в том, что их можно использовать для подъема и перемещения грузов даже при небольших грузопотоках, в ограниченных условиях, а также, что особенно важно, при отсутствии энергоснабжения.
В качестве самостоятельных грузоподъемных механизмов тали применяются на грузовых судах, а также на промышленных и металлургических предприятиях. Вместе с тем тали нередко функционируют и как составляющая других грузоподъемных устройств. Так, к примеру, на однобалочных мостовых кранах, на настенных консольных передвижных и стационарных настенных кранах, а кроме того, на монорельсовых грузовых тележках крепятся тали, которые выполняют функцию грузоподъемного механизма.
Существует несколько форм исполнения. Так, исполнение может быть взрывоопасным и обычным. В отличие от обычных, тали взрывоопасного исполнения имеют особую взрывонепроницаемую оболочку, позволяющую осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в нестандартных условиях: при возможной опасности взрыва, в условиях высоких температур, а также в ситуации взаимодействия с различными отравляющими веществами. Кроме того, взрывоопасное исполнение талей предполагает использование особых материалов, которые исключают возможность возникновение искр в ходе эксплуатации (при трении, механическом воздействии и т.п.) Зависит форма исполнения этих грузоподъемных механизмов и от климатических условий, для работы в которых предназначены тельферы.
Существует так называемое тропическое и умеренное исполнение талей. Широта теплового диапазона использования в разных климатических условиях составляет от минус сорока до плюс сорока градусов Цельсия. Для работы в колодцах, различных больших углублениях применяется ещё одна разновидность – механические рычажные тали. Они устроены таким образом, что человек, осуществляющий управление, находится сверху, там где таль прикрепляется к опоре. В зависимости от грузоподъемности, длины троса (или цепи), а также способа управления выделяется несколько видов.
По способу управления выделяются два наиболее распространенных вида талей:
-тали ручные цепные;
-тали электрические (цепные и канатные).
В ручных талях привод является ручным, тогда как в электроталях соответственно привод электрический. Ручной тельфер состоит из корпуса, в котором расположено устройство подъема груза, и крюковой подвески, к которой подвешивается груз. Предусмотрен также механизм тормоза, который препятствует нежелательному опусканию поднятого груза.
Электроталь имеет иное устройство. Помимо крюковой подвески, она включает лебедку с редуктором, электродвигатель, звездочку или барабан, а также тормоз. Электроталь приводится в действие дистанционно. Процесс подъема груза запускается вручную замкнутой цепью, выполняется он с помощью зубчатой либо червячной передачи.
Червячные ручные тали могут быть и передвижными, и стационарными. Очевидно, что по сравнению с ручными, электротали обладают целым рядом преимуществ, которые существенно увеличивают возможности одного работника по управлению крупными грузами большой массы (поднятие, кантование, перемещение), а также делают погрузочно-разгрузочные работы более удобными и производительными.
Во-первых, электротали не требуют мускульных сил работников.
Во-вторых, электроталь имеет по сравнению с ручной талью достаточно высокую скорость подъема и перемещения грузов в разных направлениях (горизонтальном и вертикальном).
В-третьих, электроталь позволяет оператору держать под контролем все действия с грузами, осуществляя дистанционное управление при помощи пульта или из кабины, осуществляющей перемещение одновременно с устройством.
В зависимости от выполняемых функций и своеобразия комплектации можно выделить ещё тали стационарные и передвижные. И те и другие могут быть как ручными, так и электрическими.
Стационарные служат для подъема грузов. Они крепятся стационарно, а также, в случае потребности горизонтального перемещения грузов, могут закрепляться на передвижной кошке.
Передвижные в свою очередь служат для перемещения груза по подвесному монорельсовому пути, помимо этого их можно крепить на однобалочный ручной кран в качестве механизма подъема.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ |
|
(5 |
|
мин.) |
1. |
Опрос по завершению лекционного занятия. |
|
||||||
|
Контрольные вопросы: |
|
||||||
|
|
|||||||
2. |
Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей. |
|||||||
3. |
Задание на самостоятельную подготовку: |
|
||||||
|
|
Преподаватель |
А. В. Щербина |
|
(Ф.И.О. , подпись) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.