Муниципальное
казенное учреждение Отдел образования
администрации города Армянска Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского и юношеского творчества»
города Армянска Республики Крым
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор
МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска
протокол от «___»___20___г. № ____ _____________ Э.В.Петренко
приказ «___»_____20____г. № ___
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТЕСТОПЛАСТИКА»
кружка художественной направленности «Мастерилка»
Направленность:художественная Тип программы: общеразвивающая
Уровень: базовый Возраст обучающихся; 7-12лет
Срок реализации программы; 14 часов
Составитель:Семенова Татьяна Владимировна –
Должность: педагог дополнительного образования
г. Армянск - 2020г.
Рецензент:____________________ _______________________Ф.И.О.
( должность_ ( подпись)
« »__________20_____г
Согласовано____________________ ______________ Ф.И.О.
(заведуюший отделом ) ( подпись)
« »__________20_____г
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик
программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа"Тестопластика". разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещенияs Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; нормативных локальных актов; Устава образовательной организации
s
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Изготовление работ из солёного теста способствует формированию художественной культуры обучающихся как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. У обучающихся развивается наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания, формируется творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию обучаемых.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины - панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
При разработке краткосрочной общеразвивающей программы «Тестопластика » учитывался опыт работы педагогов дополнительного образования:
- «Когда мы творим чудеса», авторская программа педагога дополнительного образования Киселёвой А.А. МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Томск , 2012 год;
- «Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства», авторская программа Лебедик Л.В., сборник авторских образовательных программ «Радуга творчества», часть 2, г. Тула, 2010 год;
- «Тестопластика», автор - составитель Дюкина Ф.К., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Балезино, Удмуртская республика, 2013 год.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:
Федеральный уровень
1. Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Региональный уровень
7. Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года
8. Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.
Локальные акты
9. Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим программам, утвержденным приказом «ЦДЮТ» города Армянска от 12.01.2015г. №07
Направленность программы.
Является по содержанию:
- художественно-эстетической;
- по функциональному предназначению — учебно-познавательной,общекультурной;
- по форме организации — индивидуально ориентированной,студийной, прикладной, досуговой;
по времени реализации — 14 недель
Программа способствует развитию уверенности в своих силах, формированию самооценки, готовности к творческому самовыражению в любой сфере трудовой деятельности.
Актуальность
Актуальность: соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, оно эластично, его легко обрабатывать, оно не пачкает рук, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Именно поэтому его можно широко использовать в работе с детьми, с целью развития мелкой моторики посредством отработки разных приемов лепки.
Новизна, отличительные особенности программы
Педагогическая целесообразность Предлагаемая программа по работе с соленым тестом разовьет у детей интерес к изучению народных промыслов, поможет каждому ребенку овладеть способами работы с данным материалом, умениями применять полученные знания на практике и в дальнейшей жизни. А изготовленные поделки принесут радость себе и окружающим.
Цель Научить лепке из тестопластики (соленого теста,холодного фарфора,бумажной глины)
и развить художественные способности, воображение.
Задачи: создать эмоциональный фон для возникновения у детей желания освоить лепку из соленого теста, обучать приемам лепки из эластичного материала, развивать художественное видение и творческую фантазию, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Задачи программы.
Образовательные:
формирование представлений о народных промыслах;
ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста фигурок животных, людей, игрушек, создание композиции;
овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов;
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения изделия;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
приобщать детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
воспитывать личность творца;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться поставленных творческих целей.
Задачи:
- знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
- формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа «Соленое тесто» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-прикладным творчеством и лепкой из солёного теста. Занятия проходят во внеурочное время в 1-4 классах (начальная школа)1 раз в неделю, всего 34 занятия. Возраст обучающихся с 7 до 11 лет, в группе от 5 до 15 человек.
Формы организации деятельности:
Режим занятий
Предполагаемый результат: заинтересованность детей этим видом прикладного творчества; активизация творческой деятельности; использование детьми полученных знаний и навыков при возникновении желания сделать подарок близким.
Ожидаемые результаты.
Ученик научится называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться уважительно относится к труду людей,
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
· процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Формы подведения итогов
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
Постоянно действующая выставка.
Творческие конкурсы.
Отчетная выставка.
Выпуск газет .
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
· предварительного: проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
· текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
· итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
· уровень воспитанности обучающихся;
· микроклимат в детском объединении;
· взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
Мотивацию к образовательной
Учебно-теметический план
1. Введение.Техника безопасности на занятиях - 1 час.
2. Соленое тесто. Приемы работы – 1 час.
3. Лепка фигурок животных и людей – 2 часа.
4. Способы изготовления изделий с мелкими орнаментальными деталями – 2 часа.
5. Способы изготовления изделий с использованием дополнительного материала – 2 часа.
6. Создание композиции – 4 часа.
7. Итоговое занятие. Подготовка выставки – 1 час.
Всего: 13 часов.
Название занятия |
Кол-во часов |
Характеристика КОП (деятельность детей) |
«Вначале была лепешка...» |
1 ч. (теория) |
Приобретают знания о древней истории теста и возникновении декоративного направления - тестопластики; рассматривают готовые изделия из соленого теста. |
«Катаем, плющим, давим» |
1 ч. (теория, практика) |
Отрабатывают приемы лепки на отдельных деталях с использованием подручного материала и декоративных деталей. |
«Красота из соли и муки» |
1 ч. (практика) |
Учатся составлять небольшие композиции, соблюдая правила «золотого сечения»; выбирают тему для панно или магнита, выполняют практическую работу по лепке. |
«Окончательное оформление поделки» |
1 ч. (практика) |
Раскрашивают изделие, оформляют изделие на фоне или приклеивают магнит. Любуются готовой работой. |
Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. |
Способы создания простых деталей. |
Фигурки и игрушки. |
Лепка по замыслу. |
Секреты лепки из солёного теста. |
Человечки и животные. |
Растения и животные. |
Техника изготовления сказочных героев. |
Сочетание разных материалов |
Изготовление объёмных картин. |
Содержание
Учебно-тематическое планирование |
||||||
1-й год обучения |
||||||
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата проведения |
|||
п/п |
||||||
Теория (мин) |
Практика (мин) |
Кол-во часов |
||||
1. |
Знакомство с инструментами и |
20 |
25 |
1 |
||
приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и приспособлениями. |
||||||
2. |
Способы создания простых деталей «Солнце» и «Месяц» |
15 |
30 |
1 |
||
3. |
Вазы: «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». |
15 |
30 |
1 |
||
4. |
Цветы и листья «Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Колокольчики» |
40 |
140 |
4 |
||
5. |
Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Лес» |
30 |
105 |
3 |
||
6. |
Лесные красавицы- ёлки: «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» |
30 |
105 |
3 |
||
7. |
Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек |
20 |
70 |
1 |
||
8. |
Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурцы», «Капуста», «Яблоки», «Сливы» |
20 |
70 |
2 |
||
9. |
Грибы «Мухомор», «Лисички», Панно «Грибная корзинка» |
40 |
140 |
4 |
||
10. |
Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудесные рыбки» |
30 |
105 |
3 |
||
11. |
Игрушки и картинки «Паровоз», «Матрёшка», «Кукла», «Машинка» |
40 |
140 |
4 |
||
12. |
Лепка по замыслу |
40 |
140 |
4 |
||
13. |
Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов |
10 |
35 |
1 |
||
14. |
Подготовка изделий к выставке |
45 |
1 |
|||
15. |
Оформление выставки |
5 |
40 |
3 |
Итого: 36 занятий
Содержание деятельности 1 год обучения
1.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.
2. Способы создания простых деталей. Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску,конус. Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки.
3. Фигурки и игрушки. Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар . Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
4. Лепка по замыслу. Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
5. Виртуальная экскурсия в музей. Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов, основанных на лепке.
6. Подготовка изделий к выставке Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
7. Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Учебно-тематическое планирование.
2 год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата проведения |
|||
п/ п |
||||||
Теория (мин) |
Практика (мин) |
Кол-во часов |
||||
1. |
Секреты лепки сложных элементов. |
30 |
60 |
2 |
||
Декор изделий. Сборка и склеивание. |
||||||
2. |
«Фрукты на тарелке» |
20 |
70 |
2 |
||
3. |
«Корзинка с грибами» |
20 |
70 |
2 |
||
4. |
«Декоративная пластина» |
10 |
35 |
1 |
||
5. |
«Человечки-спейсики» |
40 |
140 |
4 |
||
6. |
«Змея на ветке» |
30 |
105 |
3 |
||
7. |
«Птичий двор» |
30 |
105 |
3 |
||
8. |
«Елочка» |
10 |
35 |
1 |
||
9. |
«Сказочные герои на Новогоднем празднике» |
50 |
175 |
5 |
||
10. |
«Снеговик» |
10 |
35 |
1 |
||
11. |
«Пряничный домик» |
40 |
140 |
4 |
||
12. |
«Подарок маме» |
20 |
70 |
2 |
||
13. |
«Персонаж любимой сказки» |
30 |
105 |
2 |
||
14. |
Виртуальная экскурсия в музей |
45 |
1 |
|||
народных промыслов |
||||||
15. |
Подготовка изделий к выставке. |
10 |
80 |
3 |
||
Оформление выставки |
Итого: 36 занятий
Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения
Содержание деятельности 2 год обучения
1.Секреты лепки из солёного теста. Познакомить детей с правилами составления узоров . Декор изделий. на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания. Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
2. Человечки и животные. Закрепить умение лепить фигуру человека в движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Учить лепить из исходной формы – широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение.
3. Растения и животные. Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику. Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки. Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом. Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игр. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.
4. Виртуальная экскурсия в музей. Расширять знания детей о различных видах народных промыслов, промыслов основанных на лепке.
5. Подготовка изделий к выставке. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Учебно-тематическое планирование
3-й год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата |
|||||
п/п |
||||||||
Теория |
Пр.-ка |
Кол- |
||||||
(мин) |
(мин) |
во |
проведения |
|||||
часов |
||||||||
1. |
Вводное занятие. Экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдений в природе, беседа на тему осени. Дидактические игры |
30 |
60 |
2 |
||||
2. |
Мелкие сувениры: «Броши с застёжкой» |
20 |
70 |
2 |
||||
3. |
Кулоны «Нежный ангел», «Воздушная бабочка» |
20 |
70 |
2 |
||||
4. |
Кулоны «Золотой петушок», «Кот забияка» |
10 |
35 |
1 |
||||
5. |
Брелоки «Пчелка», «Золотая рыбка» |
40 |
140 |
4 |
||||
6. |
Техника изготовления колокольчиков. Колокольчики – персонажи из сказки. |
30 |
105 |
3 |
||||
7. |
Техника изготовления подсвечников. Презентация. Изготовление подсвечников новогодней тематики. |
30 |
105 |
3 |
||||
8. |
Использование природных материалов в оформлении подсвечников. |
10 |
35 |
1 |
||||
9. |
Техника изготовления рамок для фотографий. |
50 |
175 |
5 |
||||
10. |
Техника оформления рамок для фотографий и рисунков. |
10 |
35 |
1 |
||||
11. |
Изготовление объёмных картин. |
40 |
140 |
4 |
||||
12. |
Изготовление картины «Подарок для папы». |
20 |
70 |
2 |
||||
13. |
Изготовление поделки «Весенний букет для мамы». |
30 |
105 |
2 |
||||
14. |
Экскурсия в ВЫСТОВОЧНЫЙ ЗАЛ «РАДУГА» |
45 |
1 |
|||||
15. |
Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки |
10 |
80 |
3 |
||||
Итого: 36 занятий.
Содержание деятельности 3 год обучения
1. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство со свойствами природных материалов. Дидактические игры. . Изготовление с помощью шаблонов разных листьев простейших форм, декорирование с помощью штампиков и декоративных форм. Знакомство с инструментами и техникой безопасности.Простейшие сувенирные медали. Выполнение эскизов. Понятия: эскиз, круг, овал, угол, рельеф, штамп, кисть, рабочая доска, стена, обжиг, окрашивание, цветное соленое тесто, белое тесто, орнамент. Изготовление мелких сувениров. Познакомить с базовой формой кулона. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать заготовки из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали.
2. Техника изготовления сказочных героев. Учить лепить из круглой формы, при помощи большого колокольчиков. Колокольчики – пальца форму колокольчика. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой. Чувство
формы и пропорции. Знакомство с персонажами сказок. Лепка героев сказки.
3. Сочетание разных материалов. Знакомство с многообразием техник лепки декоративных подсвечников. Учить изготавливать основу соразмерно
Теме. Развивать умения изготавливать изделие по шаблону и декорировать его. Использование природных матеориалов. Учить сочетать между собой различные заготовки из природных материалов. Подбирать декор согласно цвета и формы изделия. Техника изготовления рамок для фотографий. Использовать и закреплять уже знакомые формы работы с тестом и природным материалом. Обжиг. Раскрашивание гуашью, лакировка.
4. Изготовление объёмных картин. Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «примазыванием». Просмотр иллюстраций, чтение художественных книг, знакомство с художниками-мультипликаторами. Особенности характера и фигуры героев. Выполнение
эскиза на бумаге карандашом, акварелью. Подготовка фона акварелью, смешивание красок на палитре. Лепка героев сказок с использованием природного материала, обыгрывание сюжетов. Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
5. Экскурсия в ВЫСТОВОЧНЫЙ ЗАЛ «РАДУГА». Познакомить с различными видами промыслов, основанных на лепке.
6. Подготовка изделий к выставке. Определение уровня образовательных
Оформление выставки. Выставка детских работ.
Учебно-тематическое планирование
4-й год обучения
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата |
|||
п/п |
||||||
Теория |
Пр.-ка |
Кол- |
||||
(мин) |
(мин) |
во |
проведения |
|||
часов |
||||||
1. |
Вводное занятие. |
30 |
60 |
2 |
||
2. |
Знакомство с натюрмортом. Изготовление объёмного натюрмотрта |
90 |
90 |
4 |
||
3. |
«Всё для кухни». Изготовление и украшение предметов кухонного интерьера. |
90 |
360 |
10 |
||
4. |
Техника изготовления разных сердечек. |
30 |
60 |
2 |
||
5. |
«Домашние сюрпризы» - изготовление полезных изделий для дома. |
90 |
360 |
10 |
||
6. |
Знакомство с технологией изготовления ваз и кашпо. |
30 |
105 |
3 |
||
7. |
Изготовление кашпо «Морское чудо». |
30 |
105 |
3 |
||
8. |
Украшение кашпо природным материалом. |
10 |
35 |
1 |
||
9. |
Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки |
10 |
35 |
1 |
||
Итого: 36 занятий
Содержание деятельности 4 год обучения
1.Знакомство с новыми формами декоративно-прикладного искусства России: Гжель, Жостово, Дымка, украинская малевка, и стран ближнего
зарубежья. Свойства материалов (камень, глина, дерево, тесто). Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Изготовление
простейших декоративных пластин. Продолжать обучение пользованию стекой, формочками, скалкой. Знакомство с натюрмортом. Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «примазыванием». Просмотр
иллюстраций, чтение художественных книг, знакомство с натюрмортами известных художников. Особенности составления композиции из фруктов, цветов и предметов. Выполнение эскиза на бумаге карандашом, акварелью. Подготовка фона акварелью, смешивание красок на палитре.
2. Предметы для украшения интерьера. Познакомить с базовой формой и многообразием украшений для предметов кухонного интерьера. Учить декорировать предметы кухонного интерьера. Обучать умению подбирать основу для будущей декорации изделия, используя технику «тесто на тесто», «тесто на ткань», или «тесто на дерево». Техника изготовления витых форм.
Учить вырезать сердечки из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали . Учить «укутывать» слоем слоёного теста форму изготовление полезных изделий , превращая её во что угодно – бочонок, или горшочек мёда, конфетницу. Лепить фигурку, которая
будет держать эту коробку. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Знакомство с технологией изготовления ваз и кашпо. Познакомить с многообразием ваз и кашпо, просмотр иллюстраций и готовых изделий. Учить лепить вазу с
секретом, маскируя и сглаживая стыки, оформляя её лепными картинками, или узорами. Выполнение эскиза кашпо на бумаге карандашом,
акварелью. Изготовление кашпо и орнамента рисунка из ракушек и морских камешков, а так же стекляруса. Украшение кашпо природным материалом.
Учить сочетать между собой различные заготовки и природный материал.
3. Подготовка изделий к выставке. Определение уровня образовательных результатов. Оформление выставки. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение
По окончании второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
· виды декоративно-прикладного искусства;
· основные инструменты и правила техники безопасности при работе с ними;
· сведения о материалах в изделиях;
· различные приемы работы с бумагой, природным материалом, цветными нитками, тканью, пластиковыми бутылками;
· технологию изготовления поделок;
· следовать устным инструкциям;
· навыки культуры труда.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
· правильно организовать свое рабочее место;
· создавать художественные композиции, изделия;
· правильно пользоваться основными инструментами для рукоделия, выполнять правила техники безопасности;
· следовать устным инструкциям и работать по технологическим картам;
· работать в коллективе.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
· внимание, сосредоточенность, пространственное воображение, мышление;
· усидчивость;
· аккуратность;
· бережливость;
· дисциплинированность.
Оборудование:
1. учебный класс;
2. шкаф для хранения материалов и инвентаря;
3. полки для выставки детских работ.
Дидактическое обеспечение:
1. технологические карты сборки изделий;
2. образцы изделий;
3. тематическая литература;
4. интернет сайты по прикладному творчеству.
Инструменты и приспособления:
1. посуда для приготовления теста;
2. доска для лепки;
3. формочки или трафареты для вырезания теста;
4. стеки, скалка, зубочистки;
5. кисти для красок, клея, баночка с водой;
6. кисточки для клея и красок;
7. влажная тряпочка для вытирания рук.
Сведения о помещении
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы , схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Литература
1. Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010.
2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
3. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
4. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
6. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.