План урока7
Раздел долгосрочного плана: |
Школа: |
||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||
Класс: 10 |
Присутствующие: |
отсутствующие: |
|||
Тема урока |
Работа электрического поля точечных зарядов. Потенциал. |
||||
Вид урока |
Урок изучения нового материала |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.4.1.4 -рассчитывать потенциали работу электрического поля точечных зарядов; |
||||
Целиурока |
Учащиеся будут:знать формулу работы по перемещению заряда в электрическом поле Большинство смогут:рассчитывать работу по перемещению заряженной частицы в однородном поле Некоторые смогут: определяет напряженность через градиент потенциала, анализировать изменение потенциальной энергии с работой, решать задачи высокого уровня на определение работы и потенциала электрического поля. |
||||
Критерииоценивания |
-объясняет, почему электрическое поле потенциально -знает формулы работы электрического поля -применяет формулы работы для решения расчетных задач, находит потенциал в точке электрического поля, определяет напряженность через градиент потенциала; -анализирует изменение потенциальной энергии с работой. |
||||
Языковыецели |
Учащиеся могут использовать термины устного и письменного объяснения поведения заряженных частиц в электрическом поле Предметная лексика и терминология: Суперпозиция, электрическое поле, равнодействующее поле, вектор, плотность силовых линий Серия полезных фраз для диалога/письма Поле сильнее, если... Поле слабее, если... Принцип суперпозиции означает… Напряженность электрического поля означает… |
||||
Привитиеценностей |
Учащиеся достигают целей обучения и получают определенный объем знаний, развивают навыки сотрудничества, умение критически мыслить, уважение к идеям окружающих. |
||||
Реализация ГГ |
Показать вклад ученых разных стран в процесс создания устройств, использующих электростатическое поле. |
||||
Межпредметныесвязи |
Осуществляется через применение знаний по химии о строении вещества, через применение математических методов при решении графических и расчетных задач |
||||
Навыкииспользования ИКТ |
Применение видео-клипов и презентации для лучшего понимания электрических процессов |
||||
Предварительныезнания
|
7 класс: мощность и энергия. 8 класс: заряд; кулон; закон Кулона; представление электрического поля в виде силовых линий. 9 класс: закон всемирного тяготения Ньютона; понятие напряженности гравитационного поля. |
||||
Ходурока |
|||||
Этапыурока |
Запланированнаядеятельностьнауроке |
Ресурсы |
|||
Начало 2 мин 4 мин
1 мин |
Организационный момент. Проверка изучения домашнего задания. «Физический диктант» Стартер урока. Демонстрация 1.Сожмите пружину двумя мячами (например, теннисными), неплотно прикрепленными к ее концам. Сожмите их близко друг к другу, а затем отпустите систему - пружина будет разжиматься, а мячи должны отлететь. Спросите учащихся: 1. Как определить потенциальную энергию сжатия пружины? 2. Как определить кинетическую энергию движения мячей? Демонстрация 2. Перенесите мячикна одну и ту же высоту по разным траекториям и спросите учащихся, зависит ли работа силы тяжести от формы траектории?
Поставьте проблему перед учащимися в виде вопросов. Дайте возможность высказаться желающим: Представьте, что вместо мячей находятся электрические заряды 1.Как определится потенциальная энергия , когда заряды находятся близко друг к другу. 2. Что произойдет, если заряды удалить на большее расстояние?Почему движение заряда в однородном электростатическом поле аналогично движению тела в гравитационном поле? 2. Почему электростатическое поле потенциально? 3. Чему равна потенциальная энергия двух зарядов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга?
Тема и цели урока. Сформулируйте задачи урока вместе с учащимися. |
Приложение 1
|
|||
6-20мин
21-24 мин
25-26 мин
26-32 мин
33-42 мин |
(I) Изучение нового материала. Короткая лекция учителя с обсуждением. Мы с вами выяснили, что при перемещении тела между двумя точками в гравитационном поле работа силы тяжести не зависит от формы траектории его движения. Так же, нам известно, что силы гравитационного и электрического взаимодействия имеют одинаковую зависимость от расстояния, и векторы сил направлены вдоль прямой, соединяющей точечные тела. (Попросите учащихся назвать формулы гравитационной силы и силы Кулона) Вычислим работу поля при перемещении положительного заряда qиз точки 1, находящейся на расстоянии d1от «-» пластины, в точку 2, расположенную на расстоянии d2 от нее. Работа поля положительна и равна: A = F ( d1 - d2) = qE ( d1 - d2 ) = - ( qEd2 – qEd1 ) По аналогии с гравитационным полем, при перемещении заряда в электростатическом поле из одной точки в другую, работа сил электрического поля не зависит от формы траектории. При перемещении вдоль частей ступенек, перпендикулярных напряженности поля E, работа не совершается При перемещении вдоль частей ступенек, параллельных E, совершается работа , равная работе по перемещению заряда из точки 1 в точку 2 на расстояние Δd вдоль силовой линии Отметить, что если работа не зависит от формы траектории, то она равна разности потенциальных энергий в конце и в начале траекторий, взятой с противоположным знаком, т.е. A = – (Wp2 – Wp1 ) = – ΔWp
Ранее мы получили формулу: A = – (qEd2 – qEd1 ) Очевидно, что потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом
поле равна: Wp = qEd = Важные зависимости • Если A> 0, тоΔWp< 0 – потенциальная энергия заряженного тела уменьшается, а кинетическая энергия возрастает; • Если A< 0, тоΔWp> 0 – потенциальная энергия возрастает, а кинетическая энергия уменьшается; • Если А = 0, тоΔWp= 0 – потенциальная энергия не изменяется и кинетическая энергия постоянна. • На замкнутой траектории работа поля равна нулю Просмотр отрывка из видеоролика о том, что такое электростатическое поле в 3Д анимации. Представлено взаимодействие зарядов. По окончании просмотра, учащиеся в течение 1 минуты пишут обзор – упражнение «Одноминутное письмо». Задача – не отрывая ручки от листа писать все мысли, какие приходят в голову по поводу ролика, в том числе эмоции. Первичное закрепление знаний.Учащиеся работают в парах. Устно отвечают на вопросы, один слушает и оценивает ответ, второй отвечает. Критерии оценивания – 2 балла если ответ полный и верный, 1 балл – если ответ верный, но не полный или в ответе сделаны неточности, 0 баллов – ответ не верный.
1. Что понимают под работой электрического поля? 2. Как понимать выражение «Электрическое поле потенциально»? 3. Какие поля называются потенциальными? 4. Как связано изменение потенциальной энергии с работой? 5. Чему равна потенциальная энергия заряженной частицы в однородном поле? 6. От чего зависит работа по перемещению заряда по замкнутому контуру?
Индивидуальная работа. Тест Проверка, разбор ошибок |
Презентация
Презентация
https://www.youtube.com/watch?v=-Rb9guSEeVE
Приложение3 Взаимооценивание
Приложение 4
|
|||
Конец 42-45 min |
Рефлексия. Насколько понятен материал урока? Достаточно ли труден? |
|
|||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники
безопасности |
|
Дифференциацияв подборе заданий разного уровня, в ожидаемом результате от конкретного ученика. Все учащиеся смогут: Объяснить, как определить работу по перемещению заряда в электростатическом поле, будут знать и называть формулы для определения работы и энергии электростатического поля Большинство учащихся будут: Решать задачи в субъективно новой ситуации, оценивать отдельные новые факты и явления. Некоторые учащиеся смогут: проявлять творческие способности при анализе и оценке потенциала электрических полей, смогут правильно объяснить возможные методы решения.
|
(1) Обсуждение результатов демонстрации (2)Индивидуальная работа – изучение темы урока, выполнение онлайн – симуляций |
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности– общие
|
|
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||
|
|||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
|||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.