Память–это,психическийпознавательный,процессзапечатления,сохранения,последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Это связано с тем, что память является«сквозным»процессом,обеспечивающим,преемственностьпсихических процессов и объединяющим все познавательные процессы в единое целое.Переработка в памяти какой-либо информации включает несколько процессов:
1. Запоминание определяет полноту и точность воспроизведения материала,прочность и длительность его сохранения. Запоминание может носить непроизвольный характер, т.е. совершаться помимо нашей воли. Однако гораздо большее значение для человека имеет произвольное форма запоминание, при которой усвоение информации стимулируется волевыми усилиями.Существует два способа запоминания информации. При механическом запоминании образуются соответствующие материалу механические ассоциации. К такому способу человек обращается, когда материал непонятен, или если отсутствует желание его усвоить. Второе, смысловое запоминание, опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека. При запоминании большого объема материала необходимо проводить смысловую группировку, разделив его на части, а также установить логические связи между частями.2. Сохранение – процесс удержания информации в памяти. Материал лучше сохраняется в памяти в том случае, когда запоминанию сопутствовали эмоциональная окраска, заинтересованность и стремление как можно лучше и прочнее удержать материал в памяти. Выделяют два вида сохранения:динамическое и статическое. При динамическом сохранении хранящийся в памяти материал изменяется мало, при статическом сохранении материал подвергается определенной переработке, которая происходит под влиянием новой информации,непрерывно поступающей от органов чувств. Менее существенная информация может исчезать, заменяться другими деталями, может изменяться последовательность материала, степень его обобщения.
3. Процесс сохранения информации в памяти связан с процессом забывания –невозможностью восстановить ранее воспринятый материал. Забывание может проявляться в потере второстепенных деталей, схематизации материала,отбрасывании отдельных частей информации и пр. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его воспроизведения, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
4. Узнавание – процесс сличения воспринимаемого объекта и того представления, которое сформировалось у человека ранее. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признаки объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания — это полное узнавание, при котором человек безошибочно относит объект к определенной категории. Полное узнавание не вызывает у человека никаких сомнений в знании объекта восприятия.
5. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание полученной ранее информации. Выделяют два вида воспроизведения- непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воспроизведение является непреднамеренным и может происходить неожиданно для человека. Произвольное воспроизведение — это активный волевой процесс припоминания: человек имеетцель вспомнить материал и для этого применяет волевые усилия. Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологическихмеханизмах памяти пока нет. В настоящее время большинство исследователейсчитают, что постоянное хранение информации связано с химическими илиструктурными изменениями в мозге. Запоминание осуществляется посредствомэлектрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозгедолжны влиять на электрическую активность и наоборот. Так, согласно однойиз теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызываетхимические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит кзапоминанию информации.
4.1. Классификация видов памяти
Существует несколько классификаций видов памяти, основанием для которыхявляются различные критерии.
По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют:
- Сенсорную память;
Кратковременную память;
Оперативную память;
Долговременную память.
Сенсорная память — это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Этасистема удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемуюорганамичувств. Длительность сохранения информации при этомочень невелика – 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии сценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут липривлечены высшие отделы мозга к обработке поступивших сигналов. Если этойпоследующей обработки материала не происходит, то менее чем за одну секундуследы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами. Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточнуюсоставляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживаетнепосредственно осуществляемые человеком операции. Например, когда мывыполняем какое-либо сложное арифметическое действие, то осуществляем егопо частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточныерезультаты до тех пор, пока имеем с ними дело.
Дальнейший этап переработки информации осуществляется в кратковременнойпамяти. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся оченькратким сохранением воспринимаемой информации, как правило, не больше 20сек. После этого она или стирается, или переводится в долговременнуюпамять. Объем кратковременной памяти индивидуален, он характеризуетприродную память человека, связанную со способностью механически запоминатьвоспринимаемую информацию. В среднем в кратковременной памяти сохраняется 7единиц информации. Благодаря кратковременной памяти быстро перерабатываетсязначительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциальнополезная.
Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течениедлительного срока. Емкость долговременной памяти практически безгранична.Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостьючеловеческого мозга: он состоит из 10 млрд. нейронов, каждый из которыхспособен удерживать существенное количество информации.
По характеру психической активности выделяют:
Двигательную память;
Эмоциональную память;
Образную память;
Словесно-логическую память.
Двигательная или моторная память – запоминание, сохранение ивоспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой дляформирования различных практических и трудовых навыков, а также навыковходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на чувства, заключающаяся в способностизапоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памятичувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либоудерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, атакже на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том,что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений, однакоэти представления могут расходиться со своим оригиналом, а с течениемвремени эти различия могут существенно углубляться. Это связано сособенностями самих представлений и образной памяти как таковой. К такимособенностям относят бледность, фрагментарность и неустойчивостьпредставлений.
Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью илогикой. Этот вид памяти позволяет быстро и точно запомнить смысл событий,логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.Словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличии отдвигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формахсвойственны и животным. Словесно-логическая память, опираясь на развитиедругих видов памяти, становится ведущей у человека, и от уровня ее развитиязависит развитие всех других видов па
мяти.По характеру целей деятельности выделяют:
Непроизвольную память;
Произвольную память.
Непроизвольная память – это память, когда запоминание и воспроизведениеосуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля состороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнитьили припомнить. При произвольной памяти присутствует специальнаямнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия.
4.2. Основные характеристики памяти
К основным характеристикам памяти относятся: объем, быстротавоспроизведения, точность воспроизведения, длительность сохранения,готовность к использованию сохраненной информации.
Объем – это характеристика памяти, которая раскрывает возможностизапоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памятииспользуют количество запомненных единиц информации. Объем кратковременнойпамяти составляет от 5 до 9 единиц информации.
Быстрота воспроизведения – это способность человека использовать впрактической деятельности имеющуюся у него информацию. При этом одни людидостаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие могутиспытывать серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию,необходимую для решения даже знакомой задачи.
Точность воспроизведения – это способность точно сохранять и точновоспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения впамяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и привоспроизведении этой информации человек может допускать ошибки.
Длительность – отражает способность человека удерживать определенное времянеобходимую информацию.
Готовность воспроизвести сохраненную информацию – это способность человекавоспроизвести нужную информацию в необходимой ситуации.
4.3. Факторы, влияющие на запоминание
Как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий:
1. Осмысленность запоминания. Успех запоминания зависит от того, в какойстепени материал осмысливается человеком. При механическом запоминаниимыслительная переработка информации не осуществляется. Осмысленноезапоминание основано на понимании внутренних логических связей междучастями материала. Осмысленное запоминание значительно продуктивнеемеханического. Механическое запоминание требует многих повторений;механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ковремени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньшеусилий и времени, и является более
действенным.Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов —выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной частик следующим частям — это логическая последовательность основныхмыслей текста. Основные мысли текста составляют его план. Воспроизведениепроисходит по плану. Другим приемом осмысления материала являетсясравнение, т.е. нахождение сходства и различия между изучаемым материалом иуже известным. Осмыслению материала помогает также его конкретизация,пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторныхработ и т.п.
2. Повторение при запоминании. Прочность запоминания во многом зависит отповторения. Однако, чтобы повторение было эффективным, она должно бытьразнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим:придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицуи т.д. Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связейизучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делаетсяболее полным. Повторение должно быть активным -проговаривание материалавслух должно сопровождаться осмыслением материала. Как только повторениеприобретает пассивный характер, заучивание становится непродуктивным. 3. Характер запоминания. В психологии памяти описаны 3 способазапоминания: целостный, частичный и комбинированный. При целостномспособе материал (стихотворение и др.) читается от начала до концанесколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делитсяна части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированныйспособ представляет собой сочетание целостного и частичного способов.Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затемтрудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весьтекст читается целиком. Из указанных способов наиболее целесообразнымявляется комбинированный способ. Он требует осмысления материала иобеспечивает равномерное запоминание.
4. Характер материала. Продуктивность запоминания зависит и от характераматериала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного;логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненныепредложения.
5. Систематизация материала. Приведенный в систему материал легчезапоминается и дольше хранится в памяти. Систематизация может протекать вразных направлениях: путем группирования объектов запоминания по одномукакому-либо признаку (например, по цвету, величине, форме предметов); путемобъединения материала в хронологическом следовании событий; и т.п.
6. Прочность запоминания зависит от важности для человеказапоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, отмотивации и пр. Например, если какое-то событие повторяется много раз, тооно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление(привычность материала). То, что сохраняется в памяти, всегда связано сситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памятивсегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Рольмотивации проявляется в том, что мы всегда легче запоминаем то, что хотимвыучить, чем то, что для нас неинтересно. Например, увлекаясь футболом,можно знать имена всех футболистов сборной, но не быть способным запомнить и трех имен знаменитых психологов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.