10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
информатика
10 кл
22.02.2018
Рабочая программа разработана для учащихся старшего звена 10 класса. Планируется развить готовность к повышению своего образовательного уровня, интерес к информатики, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности. Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание курса и календарно-тематическое планирование.
Кружкок Программирование для 10 классов.doc
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИЦЕЙИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ»
Рабочая программа
дополнительного образования
кружок «Программирование»
10 классы.
Срок реализации: 1 учебный год.
Составитель:
Бузов П.Г Пояснительная записка
В школьном курсе информатики вопросы программирования
рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это выделяется
недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие
учащимися основ современного программирования.
Образовательная
программа «Программирование» направлена на устранение данного пробела.
Это особенно актуально в новом информационном обществе, где пользователей
очень часто не устраивают возможности программ и им хочется адаптировать
приложения для своих конкретных потребностей.
Знания, полученные при изучении образовательной программы
«Программирование», учащиеся могут использовать для самостоятельного
написания программ. Кроме этого в процессе обучения у учащихся
формируются навыки программирования, представление о профессии
программиста, механизм работы и устройство операционной системы Windows.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы
«Программирование»,
являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области объектноориентированного
программирования, а также помогут учащимся в дальнейшем обучении в вузах
и в профессиональной деятельности.
Информатика в настоящее время одна из фундаментальных отраслей
научного знания, формирующая системноинформационный подход к анализу
окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства
получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации,
стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область
практической деятельности человека,
связанная с использованием
информационных технологий. В современных условиях образовательная деятельность в области
информационнокоммуникационных технологий является чрезвычайно
востребованной. Поэтому разработано достаточное число образовательных
программ в данном направлении. Информатика отличается от большинства
технических дисциплин своей практической направленностью и чрезвычайной
изменчивостью предмета изучения, связанной с динамичным развитием
аппаратных и программных средств. Эта изменчивость предмета влечет за
собой постоянное обновление образовательных программ.
В связи с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно
коммуникационных технологий возрос интерес к программированию.
Бытует мнение, что пользователю компьютера достаточно освоить
некоторые популярные программы, такие как Windows, Word, Excel, Access, а
программирование изучать необязательно, так как создание действительно
сложных и качественных продуктов под силу только могучим компьютерным
фирмам (Microsoft, 1С). Это конечно так, но чтобы лучше понимать компьютер,
необходимо знать, как он мыслит, а программирование как раз и позволяет
пользователю этому научиться. Это не только полезно для зарядки ума, но и
очень интересное занятие.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что в
настоящее время одной из задач современного образования является содействие
воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и
образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся
предлагается освоить основы программирования, которые позволят создавать
приложения и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении.
Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут найти своё место
в современном информационном мире.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные
компетенции, также продиктована современными условиями информационного
общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт
деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать
профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые
перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со
временем.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных
образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия,
соревнования);
методах контроля и управления образовательным процессом
(тестирование, анализ результатов соревнований и др.);
средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть
оборудовано следующим образом: компьютер с установленным
Из дидактического
необходимым программным обеспечением.
обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений,
индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и
обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания,
игровые задания.
В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы. Целью данной программы является создание условий для
посредством вовлечения их в
интеллектуального досуга детей,
образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий, а
именно
знакомство учащихся с современными технологиями
программирования и создание условий, при которых они смогут применить
эти технологии при моделировании широкого спектра обучающих задач
школьного курса.
Задачи курса:
Обучающие:
познакомить с назначениями и функциями программирования;
пропедевтика навыков программирования;
изучить основные принципы программирования;
сформировать практические навыки работы с интегрированной средой
программирования Turbo Pascal;
научить свободно ориентироваться в среде Turbo Pascal при создании
программ;
освоить специальную терминологию.
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение планировать и предугадывать
возможные нестандартные ситуации, возникающие в процессе создания
программ;
развивать творческое мышление, воображение школьников;
развивать навыки компьютерной грамотности;
формировать новый тип мышления – операционный, который направлен
на выбор оптимальных решений; формировать умения поиска,
сбора,
анализа,
организации
представления, передачи информации в открытом информационном
обществе и всей окружающей реальности;
развивать ассоциативную возможность мышления;
сформировать системный подход (рассмотрение сложных объектов в
виде набора более простых составляющих частей и связей между ними);
формировать умения проектирования на основе информационного
моделирования объектов и процессов;
формировать умения решать принципиально новые задачи,
порожденные привнесенным информатикой новым информационным
подходом к анализу окружающей деятельности.
Воспитательные:
воспитание культуры программирования;
воспитание усидчивости, целеустремленности, умения добиваться
поставленных задач;
формирование умения планировать свою деятельность, критически
оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои
ошибки;
вооружение учащихся правильным методологическим подходом к
познавательной и практической деятельности;
выделение и раскрытие роли информационных технологий и
компьютеров в развитии современного общества;
привитие навыков сознательного и рационального использования
компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
формирование эмоциональноценностного отношения к миру, к себе;
воспитание у учащихся стремления к овладению техникой визуального
программирования;
воспитание трудолюбия,
инициативности и настойчивости в
преодолении трудностей. Отличительной
особенностью
данной
дополнительной
образовательной программы от уже существующих образовательных
программа разработана как
программ является тот факт,
самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом
что,
общего среднего образования. Вместе с тем она пронизывает содержание
многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной
обобщающего, методологического плана. Образовательная программа
«Программирование» является расширением предмета «Основы
программирования».
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий:
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога
и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами
компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под
управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные
задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
теоретические занятия;
учебноисследовательские проекты;
свободное творчество.
В результате изучения программирования учащиеся должны
знать
структуру программы на языке Паскаль
понятие величины математические функции и операции языка
типы данных
операторы и их синтаксис
правила написания процедур и функций на языке паскаль; их различия
понятие одномерного и двумерного массива
алгоритмы поиска и сортировки
уметь
«читать» готовую программу
записывать математические выражения на языке паскаль
описывать словесно работу операторов
разрабатывать программы, требующие вложения одного и более
операторов
выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.
формировать процедуры и функции. правильно строить обращения к
процедурам и функциям.
описывать, заполнять и выводить массивы
Адресность программы:
возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 911
классы,
сроки реализации программы (продолжительность образовательного
процесса, этапы): 34 академических часа,
формы и режим занятий: 1 академический час, 1 раз/нед: суббота
15:4016:20,
наполняемость группы: группа до 12 человек,
предварительный состав группы:
1. Бойченко Александр, 9А кл.
2. Шатунов Максим, 9А кл.
3. Бурлачко Анастасия, 9Б кл.
4. Иванова Анна, 9Б кл.
5. Киселев Даниил, 9Б кл.
6. Юртайкина Оксана, 9Б кл.
7. Алексанян Георгий, 10А кл.
8. Королева Анастасия, 10А кл.
9. Беляков Савелий, 10Б кл. 10.Нурмухамедова Камилла, 10Б кл.
11.Бадада Илья, 11 кл.
12.Мальцев Данила, 11 кл.
Содержание учебного предмета
1. Алгоритм и его формальные исполнители
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального
компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы
разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование
интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей.
Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических
моделей. Исследование геометрических моделей.
Компьютерный практикум
2. Линейный алгоритм.
Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи
арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование..
Компьютерный практикум
3. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая
структура «выбор»
Организация ветвлений в программах.
Основные понятия
математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного
перехода.
Компьютерный практикум
4. Алгоритмическая структура «цикл»
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы
организации циклов. Вложенные циклы
5. Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal
Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов
строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных
функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является
принципиально важным для структурноориентированного языка высокого
уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными
и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами
переменными и параметрамизначениями, и в каких ситуациях целесообразно
использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями.
Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается
рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные
алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции.
Правильно строить обращения к процедурам и функциям
6. Структура программы. Основные операторы
Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль.
Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов.
Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.
Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации,
требующие вложения одного и более основных операторов.
7. Логические выражения и отношения
Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция,
операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин
структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как
множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав
арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в
Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах,
операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических
выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.
8. Описание и использование массивов
Как формально определять в программе типы «массив», «строка»,
«множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные
указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов.
При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться
структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из
перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных
(типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки
линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах,
массивах записей
9. Типы данных
Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие
ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти
типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого
типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа.
Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок: программирование
Класс: 911
Учитель: Недвига С.И.
Дата
Примечание
проведения
План Факт
№
1
Глава, параграф, страницы
Техника безопасности. Алгоритм и его формальные
исполнители.
2 Линейный алгоритм.
3 Алгоритмическая структура «ветвление»
4 Алгоритмическая структура «выбор»
5 Алгоритмическая структура «цикл»
6 Базовые понятия языка программирования Turbo
Pascal
Типы данных
7
8 Структура программы
9
Ввод данных
Вывод данных
10 Операторы присваивания
11 Арифметические выражения Арифметические операции.
Операторы DIV MOD.
12
13 Арифметические процедуры и функции.
Типы в арифметических выражениях
Функции TRUNC и ROUND.
Преобразование типов. Переполнение.
14
15 Возведение в степень.
Полезные формулы.
16 Безусловный переход. Оператор GOTO.
17 Оператор вызова процедуры Пустой оператор.
Составной оператор.
Логические выражения и отношения. Приоритет
операций
18
Вложенные циклы.
19 Условный оператор IF.
20 Оператор CASE
21 Оператор REPEAT
22 Оператор WHILE
23 Оператор FOR.
24 Описание и использование массивов
25 Заполнение массива данными
26 Вывод массива
27 Действия с одномерными и двумерными массивами.
28 Перестановка элементов в массиве
29 Сортировка массива
30 Типы данных CHAR и STRING
31 Операции сцепления
32 Операции отношения
33 Урок повторения и обобщения
34 Итоговое занятие
Список литературы
1. Абрамов, В.Г.; Трифонов, Н.П. и др. Введение в язык Паскаль; Наука, 2013.
320 c.
2. Абрамов, В.Г.; Трифонов, Н.П.; Трифонова, Г.Н. Введение в язык паскаль;
М.: Наука, 2014. 320 c.
3. Брудно, А.Л.; Каплан, Л.И. Олимпиады по программированию для школьников; М.: Наука, 2014. 498 c.
4. Дедков, А.Ф. Абстрактные типы данных в языке Паскаль; М.: Наука, 2015.
200 c.
5. Епанешников, А.М.; Епанешников, В.А. Программирование в среде Turbo
Pascal 7.0; М.: ДИАЛОГМИФИ; Издание 4е, испр., 2013. 367 c.
6. Есаян, А.Р. Информатика; М.: Просвещение, 2015. 288 c.
7. Культин, Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах; БХВ, 2013. 256 c.
8. Поддубная, Л.М.; Шаньгин, В.Ф. Мне нравится Паскаль; М.: Радио и
связь, 2015. 160 c.
9. Семашко, Г.Л.; Салтыков, А.И. Программирование на языке Паскаль; М.:
Наука, 2014. 128 c.
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
10 класс Рабочая программа по факультативу программирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.