Исследование.Для проведения исследования нужно выбрать подходящие инструменты: методы и методики. С их помощью проводится сбор материала и в дальнейшем проводится обработка этого материала:- Выбор методов и методик (или их создание) для исследования - Сбор материала (опрос, тестирование, эксперимент, наблюдение, описание собственного или др. опыта ) - Обработка материалов исследования
Выбор методов и методикМетод – это способ выполнения чего-либо (например, обследование или наблюдение)Методика – это форма реализации метода (например, тест-название-автор- в виде электронной формы или наблюдение-организованное таким-то образом- с такой-то документацией)
Основные методы исследования в ученических работах – это наблюдение, обследование, эксперимент, моделирование, интервью.Часто используется метод обследования (например – опрос, тестирование, анкетирование)
Методик существует очень много, они различаются и по содержанию и по форме. Обычно используют проверенные методики.Иногда их создают специально для данного исследования. Например, можно составить анкету и использовать форму-опросник в Google-документах. Там же происходит сбор и обработка данных, включая графики, что значительно экономит наше время и усилия.
Все примененные в проекте методики должны быть в наличии в виде приложения к проекту, у них должен быть автор и ссылка на источник. Это относится и к методике, созданной учеником, группой учеников или учителем.
Самое главное, необходимо ответить на вопрос: зачем, для чего автор хочет собрать информацию и соответствует ли это целям проекта.
Любой опросник должен в самом начале содержать пояснение , которое дает понять респондентам (т.е. опрашиваемым), в каких целях проводится опрос, кому он нужен и как будут использоваться ответы
Т.к. опросники составляются не для праздного любопытства, а ради дела, то их содержание всегда будет отражать компетентность автора в этом деле. Поэтому, если автор опросника недостаточно компетентен в данной теме, то лучше отказаться от его составления. Нельзя пускать на самотек сочинительство опросников детьми. Пункты опросника и тип ответов ученик обязательно обсуждает с руководителем проекта Руководитель может сам предложить ученику свой вариант опросника, который тот выполнит в электронном виде.
Определившись с темой, надо выделить подтемы, аспекты, разделы, которые надо осветить в определенном порядке.
Желательно определиться с объемом опросника. Слишком длинные опросники отпугивают респондентов. Чем длиннее опросник, тем сложнее таблицы и тем больше времени требуется на обработку и анализ результатов.
Нужно избегать тип ответа в виде свободного текста, он слишком сложен для обработки в ученическом исследовании.
При выборе типа ответов нужно иметь в виду, что категоричные “да” и “нет” не всегда устраивают респондентов.Ответы типа и “и да и нет” ничего не дают для результатов. Например, информативны ответы, где есть выбор из 4х вариантов “да - скорее, да - скорее, нет - нет. Удобна также система баллов.
Все ответы необходимо в дальнейшем переводить в числа. Например, нет- 0, скорее, нет - 1, скорее, да - 2, да - 3.
Если ученическое исследование претендует на научность, то нужно убедиться, что методика проверена и является валидной, т.е, она действительно измеряет заявленную характеристику. Например, популярные тесты, которые появляются в прессе или Интернете, нередко составлены любителями и не соответствуют научным требованиям. Тем не менее, хорошо, если ученики возьмут проверенную методику и дополнительно сделают небольшой по объему опрос или анкетирование по собственному опроснику или предложенному руководителем, если по данной теме нет подходящих методик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.