Всемирная история
11 класс
Раздел:
Цивилизации: особенности развития.
Подраздел:
Исторические типы экономических систем: изменения и преемственность.
Тема урока:
Понятия «Экономика» и «Экономическая система».
Критерий оценивания:
Учащийся
- определяет понятия "экономика" и "экономическая система" для анализа особенностей экономического развития стран.
Цели обучения:
11.1.1.1 использовать понятия "экономика" и "экономическая система" для анализа особенностей экономического развития стран.
Термин «экономика»
в переводе с древнегреческого языка означает: oikos – «дом» и nomos – «закон», то есть, правила ведения хозяйства, а в экономических словарях определяется как «искусство управления хозяйством».
Современное значение понятия «экономика»:
1) производственная деятельность и обмен её результатами между людьми;
2) тенденции развития цен, производства, безработицы и т.д.;
3) использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, оборудование, знания) для производства продукции и распределения в обществе;
4) организация производства и потребления;
5) финансы, деньги, капитал.
Из истории экономической теории:
Древнегреческие мыслители Ксенофонт (430-354гг. до н.э.) и Аристотель (382-322гг.до н.э.) ввели в научный оборот понятие «экономика»;
В период капитализма появилось первое течение политэкономии – меркантилизм. Меркантилисты источником богатства считали торговлю, сферу обращения, а богатством – деньги. Физиократы -источником богатства называли труд. Именно в период капитализма экономическая теория оформилась как наука, когда в сфере торговли, появляется первоначальный капитал.
В 18 веке Адам Смит(1729-1790гг.) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал «невидимой рукой».
Из истории экономической теории:
Идеи Адама Смита развил Давид Рикардо (1772-1783гг.) в своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения», выявлено, что источником стоимости товара является труд рабочего.
Основываясь на трудах Адама Смита и Давида Рикардо, Карл Маркс (1818-1883гг) создал теорию прибавочной стоимости. По Марксу прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая неоплаченным трудом рабочего, сверх стоимости его рабочей силы и присваиваемая капиталистом. Маркс предлагал, уничтожив капитализм перейти к социализму, с общей собственностью на благо общества.
Экономическая система
это совокупность правил и законов, определяющих форму и содержание экономических отношений, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Три главных вопроса экономики
в экономической системе:
Что следует производить?
Как эту продукцию следует производить?
Для кого эту продукцию производить?
Основные признаки экономических систем:
формы собственности;
способы распределения ограниченных ресурсов;
способы регулирования экономики.
В любой экономической системе первоочередным является производство с использованием экономических ресурсов, а результаты хозяйственной деятельности, распределяются, обмениваются и потребляются.
Элементы экономических систем отличающих их друг от друга:
социально-экономические отношения;
организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
хозяйственный механизм;
система стимулов и мотивации участников;
экономические связи между предприятиями и организациями
1-задание. Ответьте на тестовые вопросы:
1) Какое утверждение не входит в понятие экономика:
Дескриптор: Учащийся
-определяет понятие экономика;
-знает экономическую теорию Карла Маркса;
-различает фундаментальные вопросы экономики, раскрывающие экономическую систему;
- отмечает автора, раскрывшего механизм свободного рынка;
- определяет понятие экономическая система
2 задание. Приведи в соответствие определения и термины
1 | "Ойкос", "номос" | А | создание продукта, товара, осуществление работ и услуг |
2 | Экономика | В | использование результатов производства. |
3 | Производство | С | - социально-экономические отношения; |
4 | Распределение | Д | наука о хозяйстве как о целом |
5 | Основные признаки экономических систем: | Е | дом, хозяйство; правило, закон |
6 | Потребление | F | разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. |
7 | Отличительные | H | - формы собственности; |
Дескриптор:
Учащийся
правильно определяет обозначение термина «экономика»;
правильно определяет науку экономика;
правильно определяет понятие производство;
правильно определяет понятие распределение;
правильно определяет основные признаки экономических систем;
правильно определяет отличительные элементы экономических систем
3- задание. Прочитайте документ. Ответьте на вопросы.1) О каких отношениях повествует данный документ?2) Какой период истории отражен в документе?3) Какие утверждения указывают о системности экономических отношений?
«….Дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Три соседствующие части не страдают от своей раздельности: услуги, оказываемые одной из них, служат условием труда для двух других; в свою очередь, каждая часть берет на себя заботу о целом. Так это тройственное сочленение остается единым., благодаря чему закон может торжествовать, а люди - вкушать – мир» (епископ Адальберон Ланский, ХI в.)»
Дескриптор: Учащийся
определяет отношения в обществе;
определяет исторический период отраженный в документе;
определяет системность экономических отношений.
Ответы:
1) социально-экономические отношения;
2) период феодализма, средневековый: ХI в.;
3) 2предложение в тексте указывает системность экономики:
«Три соседствующие части не страдают от своей раздельности: услуги, оказываемые одной из них, служат условием труда для двух других; в свою очередь, каждая часть берет на себя заботу о целом».
Заключение
Таким образом, понятие экономика помимо своего первоначального значения как искусство управления хозяйством, имеет множество определений. Экономическая система имеет свои характерные и отличительные друг от друга признаки.
Каждая экономическая система, функционировавшая в различные периоды истории человечества отвечает на 3 основных вопроса: Что производить; как производить и для кого?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.