12
Оценка 4.8

12

Оценка 4.8
doc
психологическая работа
05.05.2020
12
12.doc

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ   СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

            Данная комплексная психолого-логопедическая диагностика позволяет определить факторы риска в развитии ребенка, сделать прогноз причин трудностей при его обучении  и выработать эффективные меры индивидуального воздействия на ученика. с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

             Следует отметить объективность информации об уровне развития различных психологических образований, которая обеспечивается научно обоснованным характером психодиагностических процедур.

  Целостный характер исследования дает  возможность получить картину актуального уровня психического развития ребенка и обозначить его зону ближайшего развития.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

  При отборе диагностического инструментария учитывалось:

Соответствие возрасту детей;

Соответствие целям диагностического обследования;

Минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе и легкость в обработке).

 

 

Изучаемый параметр

Методика

Источник

I. Двигательный блок

1 раздел – состояние общей моторики 

1.1.1. Статическая координация движений

1.1.2 Динамическая координация движений

2 раздел – состояние тонкой моторики

1.2.1  Кинестетический праксис

1.2.2. Динамический праксис

Нейропсихологическое обследование

 

II. Зрительно-пространственный блок

 

1 раздел - зрительное восприятие предметов и изображений

2.1.1. Зрительное восприятие предметов и изображений

2.1.2. Зрительный гнозис

2 раздел – состояние ориентировки в пространстве и пространственных представлений

2.2.1. Соматогнозиc

2.2.2. Ориентировка в окружающем пространстве

2.2.3. Ориентировка на листе бумаги

2..2..4. Зрительно-пространственный синтез, построение целостного образа

Нейропсихологическое обследование

 

III. Речевой блок – устная речь

 

СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

2. Исследование артикуляционной моторики.

3.Исследование звукопроизношения

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

СЕРИЯ 2. Исследование грамматического строя речи. 1. Повторение предложений

2.. Верификация предложений

3. Составление предложений из слов в начальной форме

4.  Добавление предлогов в предложение

5.  Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

СЕРИЯ 3 . Исследование словаря и словообразовательных навыков. 1. Называние детенышей животных

2. Образование прилагательных от существительных

а) Образование относительных прилагательных

б) Образование качественных прилагательныхв) Образование притяжательных прилагательных

СЕРИЯ 4.  Исследование  связной  речи.

1. Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок

Т.Фотекова, Т.Ахутина Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.

IV. Речевой блок – письменная  речь

 

СЕРИЯ 1. Исследуются навыки языкового анализа.

СЕРИЯ 2. Исследуются навыки письма.

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения.

Т.Фотекова, Т.Ахутина Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.

V. Мнестический блок

 

1 раздел - исследование слухоречевой  памяти 

1. Запоминание двух конкурирующих групп слов:

.2. Пересказ прослушанного текста:

2 раздел - исследование зрительной  памяти

Нейропсихологическое обследование

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

I. Двигательный блок

 

Серия 1 – состояние общей моторики 

1. Статическая координация движений:

Инструкция: “Сделай, как я!”

а) Поставить стопы на одну линию, руки вытянуты  вперед, закрыть глаза, удерживать позу в течение 5секунд.

б) Встать на левую (правую) ногу, руки вытянуты  вперед, закрыть глаза, удерживать позу в течение 5 секунд.

в) Встать на носочки, руки вытянуты  вперед, закрыть глаза, удерживать позу в течение 5 секунд.

г) Поставить стопы на одну линию, так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед (время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги)

Оценка:

При оценке теста учитывается схождение с места, попытка удержать равновесие руками, открывание глаз, время выполнения задания.

1 балл - правильное выполнение пробы, ребенок в течении положенного  времени удерживает статическую позу, не открывая глаз и не балансируя руками.

0,5  балла - ребенок в течении 3-4 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансировка руками.

0,25 балла - ребенок в течение 2 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и/или открывая глаза.

0 баллов - невозможность удержания статической позы.

Максимальная оценка —  4 балла

 

2.  Динамическая координация движений:

Инструкция: “Сделай, как я!”

а) Прыгать на правой и левой ноге поочередно (5 метров), поджав другую ногу.

б) Маршировать на месте. Движения производятся по схеме: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога.

в) Прыгать с места через веревку, протянутую на расстоянии от 30 см до 50 см. от пола (6 раз).

г) Выполнить подряд 6 плавных приседаний. Не касаться пятками пола, выполнять только на носочках.

Оценка:

При оценке теста учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений).

1 балл — точное и правильное выполнение, движения быстрые и координированные;
0,5 балла  — нарушение координации, медленный    темп выполнения движений;
0,25 балла —движения с напряжением, нарушение координации, наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений), при приседании становится на все ступню.

0  баллов— не выполнение.

Максимальная оценка —  4 балла.

 

Серия 2 – состояние тонкой моторики

1.  Кинестетический праксис:

Инструкция: “Сделай, как я!”

Движения выполняются поочередно правой и левой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол: а) соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх)

б) указательный и средний пальцы выдвинуть вперед – «зайчик» (кисть руки опущена,  остальные пальцы прижаты к ладони)

в) соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх)

г) указательный палец и мизинец выдвинуть вперед – «коза» (кисть руки опущена,  остальные пальцы прижаты к ладони).

Оценка: первые ошибки не фиксируются.

1 балл – движения выполняются правильно, последовательно, быстро, четко, поза удерживается не менее 5 сек.;

0,5 балла – поза выполнена после 3-4 попыток, удерживается с трудом, темп замедлен, может отмечаться "зеркальность" (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев, нарушение положения кисти руки);

0,25 балла – поза создается с большим трудом, с помощью другой руки, сразу распадается;

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальная оценка —  4 балла


2. Динамический праксис:

Инструкция: “Посмотри, как делаю я, и повторяй за мной!”

(По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия выполнения пробы). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку.)

а) Проба «Кулак – ребро – ладонь» ударять по столу правой,  левой рукой последовательно в трех положениях, вначале по образцу, затем самостоятельно.

б)  Проба «Ладонь – кулак – ребро (повторить 2 раза), затем:  ребро – ладонь – кулак.

в)  Последовательное касание стола  1-м и 2-м пальцем.

г)  Последовательное касание 2-м, 5-м пальцем.

Оценка: 1 балл – проба выполняется после 1-2 показов, правильное выполнение пробы в обычных и сенсибилизированных условиях;

            0,5 балла – правильное, но замедленное  выполнение пробы, навязчивое повторение одного и того же движения (персеверация) в сенсибилизированных условиях;

            0,25 балла  -  навязчивое повторение одного и того же движения (персеверация) в обычных и сенсибилизированных условиях;

            0 баллов – невыполнение задания.

Максимальная оценка —  4 балла

 

3.  Реципрокная координация движений:

Инструкция: “Делай, как я!” Показ: Положить перед собой на стол обе руки - одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки отрываются от стола. Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения - 1 минута.

Оценка: 4 балла - проба выполняется правильно, темп движений быстрый, движения плавные, амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменное.

            3 балла - в обычных условиях проба выполняется правильно, в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа движений, при сохранности плавности и размеренной амплитуды, изменение положения рук в пространстве.

            2 балла - в обычных условиях отмечается замедленность темпа, нарушение плавности - цепь отдельных изолированных движений, изменение положения рук в пространстве, в сенсибилизированных условиях - уподобление движения обеих рук.

            1 балл - невозможность выполнения пробы.

Максимальная оценка —  4 балла

4. «Графический диктант»

Материал состоит из 4 диктантов, один их них тренировочный. Детям раздаются листочки в клеточку с точками, указывающими начало каждого из диктантов. Тренировочный диктант не оценивается.

Инструкция для ребенка:  Начинаем рисовать узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:3 балла – безошибочное выполнение узора, линии без разрывов, острых углов и отклонений                                                                                       

      2 балла – замедленное выполнение, изменение размера элементов ,при выполнении задания были допущены  1-2 ошибки (разрывы, острые углы и отклонения);                                                           

      1 балла – инертное повторение одного из элементов, уподобление элементов рисунка, при выполнении задания были допущены более 2 ошибок (разрывы, острые углы и отклонения);                                                      

0 баллов – если нет правильно воспроизведенных узоров, множественные разрывы, острые углы и отклонения.

Максимальная оценка – 9 баллов

МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗА БЛОК  29 баллов


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

II. Зрительно-пространственный блок

Серия 1 - зрительное восприятие предметов и изображений

При ограниченности лексикона называние предмета может быть заменено любым другим способом, показывающим, что ребенок опознал предмет..

1. Зрительное восприятие предметов и изображений:

а) Восприятие предметных реалистических изображений - предлагается рассмотреть и назвать по 8 предметов, изображенных на двух альбомных страницах. Затем называются 2 (потом 3) предмета и ребенку предлагается найти их (и показать в том же порядке) среди 16 других изображений.

б) Восприятие зашумленных изображений - предлагается рассмотреть и назвать 6 перечеркнутых изображений предметов.

в) Восприятие фигур Поппельрейтера - предлагается рассмотреть и назвать 10  (2 по 5 предметов) наложенных друг на друга изображений.

г) Восприятие незавершенных изображений - предлагается рассмотреть и назвать 12 изображений.

д) Восприятие «Химер» - предлагается рассмотреть и назвать 8 изображений. В случае, если ребенок называет только одну часть рисунка, необходимо задать вопрос: "Все ли правильно нарисовано?".

Оценка: 1 балл - при выполнении проб изображения называются в порядке слева - направо, сверху - вниз (не отмечается тенденции к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны зашумленные, наложенные фигуры, "Химеры", 9-12 незавершенных изображений.

            0,5 балла - при выполнении проб не отмечается тенденция к инверсии вектора восприятия, правильно опознаны 5-6 зашумленных изображений, 7-9 фигур Поппельрейтера, 6-8 незавершенных изображений, 6-8 "Химер"

            0,25 балла - отмечается тенденция к инверсии вектора восприятия (часть рисунков называется справа - налево и/или снизу вверх, либо хаотично), правильно опознаны 3-4 зашумленных изображения, 4-6 фигур Поппельрейтера, 3-5 незавершенных изображений, 3-5 " Химер ".

            0 баллов - изменен вектор восприятия (рисунки называются справа - налево и/или сверху - вниз), правильно опознаны менее 3 зашумленных и незавершенных фигур, «Химер», 4-х наложенных фигур.

Максимальная оценка 5 баллов

 

2. Зрительный гнозис

Инструкция: Ребенку предъявляют 6 картинок, затем эти картинки смешиваются с другими, нужно найти среди них заданные.

а)“Запомни эти картинки, а теперь найди их среди других”.

Оценка: 1 балл – картинки находятся без затруднений;

            0,5 балла – находит картинки после стимулирующей помощи;

            0,25 балла – 1-2 ошибки, которые не исправляются;

            0 баллов – задание не выполнено.

б)  Запоминание символических фигур.

Инструкция: “Запомни эти фигуры” Через несколько заданий возвращаемся к данной пробе:”Вспомни и покажи те фигуры, которые ты видел ранее”.

Оценка:1 балл – задание выполнено;

            0,5 балла  - 1 ошибка корректируется самостоятельно;

            0,25 баллов – ошибка не исправляется;

            0 баллов – задание не выполнено.    Максимальная оценка 2 балла

 

Серия 2 – состояние ориентировки в пространстве и пространственных представлений

1. Соматогнозис: Инструкция: «Покажи то, что находится в собственном теле (вверху, внизу, справа, слева)»

Оценка:  4 балла  - ребенок правильно «делит» свое тело на верхнюю и нижнюю, правую - левую части (выше-ниже пояса, справа - слева от условной вертикальной линии по центру тела) и называет все части тела.

            3 балла - ребенок правильно «делит» свое тело на верхнюю и нижнюю части, опирается на помощь при «делении» своего тела на правую и левую части.

            2 балла - ребенок неправильно «делит» свое тело на части (чаще называется: из верхних частей тела - голова и ее части, из нижних - ноги, правых и левых - руки и ноги), не знает или путает названия отдельных частей тела (кисти, стопы, локти, колено, подбородок и т.д.).

            1 балл - ребенок дезориентирован в местонахождении частей своего тела, не знает их названия.

Максимальная оценка за серию 4  балла .


2. Ориентировка в окружающем пространстве:

Инструкция: «Назови то, что находится …»

а) Предлагается назвать предметы впереди, сзади, справа, слева от себя.

б) Предлагается совершить мысленный поворот на 45, 90, 135 и назвать  предметы впереди, сзади, справа, слева от себя.

Оценка: 3балла - правильное выполнение пробы.

            2 балла - при выполнении пробы требуется стимулирующая помощь.

            1 балл - при выполнении пробы ребенок затрудняется в определении правого-левого пространства либо выполнение   возможно лишь при реальном повороте. 

            0 баллов - ребенок дезориентирован  в определении верхне - нижнего, право-левого пространства.

Максимальная оценка за серию 6 баллов

 

3. Ориентировка на листе бумаги:

а) Предлагается назвать (показать)  какие картинки находятся на листе бумаги вверху, внизу, справа, слева.

б)  Предлагается назвать (показать) какие картинки расположены в верхнем левом углу, в правом нижнем углу листа бумаги.

Оценка:

1 балл - правильное выполнение пробы, в быстром темпе .

0,5 балла - правильно выполнена проба,  необходимо дополнительное время на сопоставление понятий верх - лево, низ-право, требуется помощь логопеда.

0, 25 балла - при выполнении пробы ребенок затрудняется в определении право-левого пространства, требуется развернутая помощь логопеда.

0 баллов - ребенок затрудняется в определении верхне - нижнего, право-левого пространства, выполнение проб невозможно.

Максимальная оценка за серию 2 балла

 

4. Зрительно-пространственный синтез, построение целостного образа:

 Копирование фигуры Тейлора ведущей рукой. Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок.

Оценка:

Оцениваются: стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная – с последовательным переходом от целого к частям, пофрагментарная – с поэлементным копированием частей рисунка с относительно выраженным вектором продвижения от одного края рисунка к другому, хаотичная – без последовательности действий), осознанное восприятие целостного перцептивного поля (рисунок воспроизводится целиком, а не левая или правая его половины), ошибки при копировании: координатные (поворот рисунка и/или отдельных его частей на 90, 180), структурно-топологические (разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей и целого относительно друг друга), метрические( неверная оценка расстояний, углов и пропорций).

4 балла - При копировании фигуры Тейлора отмечается воспроизведения рисунка с последовательным переходом от целого к частям, осознанным восприятием целостного перцептивного поля, правильными структурно-топологическими и координатными представлениями. Допустимы метрические ошибки.

3 балла - При копировании ребенок придерживается дедуктивной или пофрагментарной стратегии воспроизведения рисунка с осознанным восприятием целостного перцептивного поля, правильными координатными представлениями. Могут отмечаться структурно-топологические и метрические ошибки.

2 балла - При копировании ребенок придерживается пофрагментарной стратегии воспроизведения рисунка, отмечаются метрические, структурно-топологические,  координатные ошибки, может отмечаться нарушение осознанного восприятия целостного перцептивного поля.

1 балл - При копировании  имеет место хаотичная стратегия воспроизведения рисунка, нарушение осознанного восприятия целостного перцептивного поля, изобилие метрических, структурно-топологических, координатных ошибок, вплоть до невозможности опознания рисунка.

 Максимальная оценка за серию 4 балла

 

МАКСИМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗА БЛОК  23 балла


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

III. Речевой блок – устная речь

СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

            1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция для ребенка: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. (предъявление – воспроизведение, предъявление – воспроизведение)

ба-па —                                       па-ба-
са-ша —                                      ша-са-
жа-ша-ша —                              ша-жа-ша -
ла-ра-ра —                                 ра-ра-ла -
ца-са-ца -                                 са –ца- са -

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары  , который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член).  Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного воспроизведения добиваться не следует.

Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
            0,5 б. —первый член воспроизводиться правильно, а второй уподобляется первому (ба-па-ба-па).
            0, 25 б.  —неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.;
            0 б. —отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальная оценка —5 баллов.

 

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

-                   Губы  в  «улыбке;

-                   Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.

-                   Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.

-                   Упражнение «иголочка» узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт.

-              Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

            Органы артикуляции должны удерживаться в нужном положении 3-5 секунд. Последние 3 упражнения выполняются 4-5 раз. Во время выполнения обращаем внимание на объем движений, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, посинение артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1балл — точное и правильное выполнение;
0,5 б  — замедленное и напряженное выполнение;
0,25 б.  — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 — невыполнение.

Максимальная оценка —  5 баллов.


3.Исследование звукопроизношения

Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима —магазин
Цапля — овца — палец

Шуба — кошка — камыш

Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь

Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь

Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

 

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки(К,Г,Х,Й, дефект озвончения, смягчения). Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

Оценка: 3 балла  — нормативное произношение всех звуков группы в любой ситуации;
1,5 б.  — один или несколько звуков  произносятся правильно изолированно или отраженно, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (то есть недостаточно автоматизированы);
1 б.  — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 б.  — во всех речевых ситуациях  искажаются или заменяются либо несколько звуков группы, либо все звуки.

            О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.
Максимальная оценка — 15 баллов.

 

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция для ребенка: Повторяй за мной слова:

Помидоры,

Сквозняк,

Простокваша,

Термометр,

Регулировщик.

Оценки: 1 балл — четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;
            0,5 б.  — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
            0,25 б.  — нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова);
            0 — невоспроизведение.

Максимальная оценка — 5баллов.

Максимальная оценка за всю серию  — 30 баллов.


Серия 2. Исследование грамматического строя речи. 

1. Повторение предложений

            Инструкция: «Прослушай предложение, повтори его, ответить на вопросы (Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза) :

а) "Рыболов Федя удил рыбу на берегу реки."

- Как звали рыболова?

- Где он удил рыбу?

б) "Желтое жаркое солнышко забежало за огромную черную тучу."

- Что сделало солнышко?

- Какая туча?

 в) "Маленький пушистый цыпленок ловко перескочил через журчащий ручеек."

- Как перескочил цыпленок ручеек?

- Какой цыпленок?

            г) «В саду было много красных яблок. »

- Чего было много в саду?

- Какие были яблоки?

            д) «Дети катали из снега комки и делали снежную бабу»

- Что катали дети?

- Какую делали бабу?

Оценка:

            1 балл   – правильно повторена фраза, ребенок дал правильные ответы на все вопросы.

            0,5 балла - неточности при повторении фраз (пропуск членов предложения без искажения смысла и структуры предложения), ребенок дал правильные ответы на все вопросы.

            0,25 балла - при повторении фраз отмечаются пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено,  даются неверные ответы на вопросы по описанию предметов.

            0 баллов - невозможность повторения фраз, неверные ответы на вопросы.

Максимальная оценка — 5 баллов.

 

2.. Верификация предложений

            Инструкция для ребенка:  Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

Собака вышла в будку.                                                                      По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.                                                                   Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл - правильное выявление и исправление ошибки;
0,5 б.  — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов) ;
0,25 б.  — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 — ошибка не выявлена.

Максимальная оценка —  5 баллов.

 

3. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция для ребенка  Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети                                                                                  Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.                                                                Миша, собака, небольшая, дать, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.

Оценка: 1 балл  — правильное выполнение;
            0,5 б.  — неправильный порядок слов;
            0,25 б.  — пропуск, привнесение, замена  членов предложения, негрубые аграмматизмы, небольшие смысловые неточности;
            0 б.  — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимальная оценка —  5 баллов.


4.  Добавление предлогов в предложение

Инструкция для ребенка: сейчас я прочитаю тебе предложения, а ты попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай ... чашки.                                                                          Птенец выпал ... гнезда.
Щенок спрятался ... крыльцом.                                                                    Деревья шумят .... ветра.

Пес сидит ... конуры.

            В связи с трудностью этого задания можно использовать два вида помощи: 1-й стимулирующая «неверно, подумай еще!»; 2-ой – вопрос к пропущенному предлогу.

Оценка: 1 балл  — правильное выполнение;
            0,5 б.  — самокоррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 б.  — коррекция после второго вида помощи);
            0 б. — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальная оценка — 5 баллов.

 

5.  Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Инструкция для ребенка:  Подбери к слову пару, например: один -  дом , а если их много, то это — дома.

Один —жук,  а много это -  ...                                                                   Стул — ...
Колесо  — ...                                                                                                 Куклы — ...
Ухо — ...

 

Инструкция для ребенка:  Подбери к слову подходящие слова, например: один – дом, а много чего? —домов.

Один -  ключ, а много чего? — ...                                                        Стакан  — ...
Звезда — ...                                                                                          Окно — ...
Ухо — ...

Оценка: 1 балл — правильно образованная форма;
               0,5 балла  — самокоррекция после стимулирующей помощи;
               0,25 балла —неверная форма слова;
               0 —невыполнение .

Максимальная оценка — 10 баллов.
Максимальная оценка за всю серию – 30 баллов.


Серия  3 . Исследование словаря и словообразовательных навыков.

1. Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто

у козы,                                                собаки,
волка,                                                  курицы,
утки,                                                   свиньи,
лисы,                                                   коровы,
льва,                                                   лошади?

            Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом  5 в обоих случаях.

Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 10  баллов.

 

2. Образование прилагательных от существительных

а) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то

варенье из вишни — какое?                     Кисель из клюквы?
Варенье из яблок?                                    Салат из моркови?
Варенье из сливы?                                  Суп из грибов?
 Кукла из соломы?                                    Лист дуба?
Горка изо льда?                                       Лист осины?


 
Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («сливочное варенье »и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 10  баллов.

 

б) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если днем жара, то день – жаркий, а ...

Если днем мороз, то день какой?                                                                    Если дождь?
Если ветер?                                                                                                Если солнце?                                                                                                  Если  дождь?

Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («дождевой, ветряной »и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка —5 баллов.

 

в) Образование притяжательных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то

у волка какая?                                                                                                            У льва?
У медведя?                                                                                                         У кошки?
У лисы?

Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке

            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 5 баллов.
Максимальная оценка за всю серию — 30 баллов.


Серия 4.  Исследование  связной  речи.
1. Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок

Инструкция для ребенка Разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка производиться по трем критериям:

а) Критерий смысловой целостности:5 баллов—в рассказе верно передан смысл происходящего, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла —допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл —выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;
0 баллов  — отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико- грамматического оформления 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 б.  — рассказ оформлен грамматически правильно, но имеется стереотипность оформления, еденичные случаи поиска слов или неточное употребление;
1 балл — наблюдаются аграмматизмы стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 — рассказ не оформлен.

в) Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — при раскладывании картинок и при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов;
0 — задание недоступно даже при наличии помощи.

Максимальная оценка —15 баллов.

 

2. Пересказ текста

Инструкция для ребенка Послушай рассказ внимательно, запоминай  и приготовься  его пересказывать. Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

ГОРОШИНЫ.

            В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценки:

а) Критерий смысловой целостности текста

5 — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
2,5 балла —смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл —пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 — невозможность построения связного текста, неиспользование помощи в виде наводящих вопросов

б) Критерий самостоятельности выполнения .
 5 баллов—самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла —пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл —пересказ по вопросам;
0 —пересказ не доступен даже по вопросам.
в)  Критерий лексико-грамматического оформления.
 5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл — наблюдаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 —пересказ не доступен.

Максимальная оценка — 30 баллов.
Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120 баллов


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

IV. Речевой блок – письменная речь

Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов.

 

СЕРИЯ 1. Исследуются навыки языкового анализа.

Инструкция для ребенка Отвечай на мои вопросы.

1.Сколько слов в предложении: «Около дома росла береза»?    
2..Какое второе слово в этом предложении?
3. Сколько слогов в слове «рак»?
4. Сколько слогов в слове «машина»?
5. Какой третий слог в слове «машина»?

6. Сколько звуков в слове «рак»?
7. Сколько звуков в слове «шапка»?
8. Какой первый звук в слове «шапка»?
9. Какой третий звук в слове «школа»?
10. Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Оценки

3 — правильный ответ;
2 — самокоррекция;
1 — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.

            Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.
Максимальная оценка за серию — 30 баллов.

 

СЕРИЯ 2. Исследуются навыки письма.

Инструкция для учащихся 1-го класса Напиши, пожалуйста:

свое имя;
буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч;
слова: мама, стол, стул.

Оценивается письмо в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.

Оценки: 45 — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
            30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;
            15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;
            0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Инструкция для учащихся 2-го класса Я буду диктовать, а ты пиши.

            Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина.

Инструкция для учащихся 3-го класса Я буду диктовать, а ты пиши.

Диктант «ПТИЦЫ»

            Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

 

Оценки  во 2 классе:   45 — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или   

                                                 пропуском слова при письме под диктовку;
                        30 — допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического;
                        15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
                        0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Оценки  в 3 классе

45 — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускается до 3 погрешностей недисграфического характера;
15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки. 

Максимальная оценка  за серию 45  баллов.


СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения.

Инструкция для учащихся 1-го класса Прочитай слова:

Мак , Флаг, Нож,Голубика, Мяч, Цирк, Пила, Сток, Юг, Плащ, Юла, Крик, Курица,  Блеск, Дерево, Класс, Собака,  Ванна, Сапоги, Диван, Йод, Забор, Индюк

Оценка: Оценивание происходит по трем критериям. Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
1-й класс (начало обучения)

Критерий скорости чтения: 15 баллов — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 б. — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;
5 б. — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 б.— отсутствие навыка чтения.

Критерий способа чтения: 15 баллов— чтение целыми словами;
10 б. — послоговое чтение;
5 б.— побуквенное чтение;
0 б.— отсутствие навыка чтения.

Критерий правильности чтения: 15 баллов — допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 б. — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;
5 б.— до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;
0 б.— множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

 

Инструкция для учащихся 2-го и 3-го класса

Прочитай текст. (Для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, 1997.)

            Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2—3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.

Оценка: Оценивание происходит по трем критериям. Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
2-й класс

Критерий скорости чтения: 15 баллов — высокая скорость чтения, 60 и более слов в минуту;
10 б.— средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов;
5 б. — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 б. — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов.

Критерий правильности чтения: 15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 б. — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 б. — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;
0 б. — множественные ошибки на разных уровнях.

Критерий понимания смысла прочитанного: 15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;
10 б. — неполное понимание;
5 б. — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 б. — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

3-й класс
 Критерий скорости чтения: 15 — высокая скорость чтения, 90 и более слов в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов;
5 — низкая скорость чтения, 50—69 слов;
0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов.

Критерий правильности чтения: 15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 — до 6 ошибок без коррекции;
0 — множественные ошибки.

Критерий понимания смысла прочитанного: 15 — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
Максимальная оценка — 45 баллов.
Максимальная оценка за все задания, проверяющие состояние письменной речи, — 120 баллов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

V. Мнестический блок

Серия 1  - исследование слухоречевой  памяти  .

1. Запоминание двух конкурирующих групп слов:

Проба "2 группы по три слова".

Инструкция: «Я назову тебе слова, а ты постарайся запомнить их и повторить в таком же порядке, как я назову» (повторить за логопедом сначала 1-ую группу слов, затем 2-ую. ) Далее логопед просит ребенка назвать  слова из первой группы, затем из второй группы. Если ребенок не может развести слова по группам, можно предложить назвать слова в целом:

1 группа: дом, лес, кот;

2 группа: ночь, игла, пирог.

После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, арифметические действия и др., логопед просит повторить слова, которые были в первой и второй группах без их дополнительного предъявления.

Задание может воспроизводиться до 4 раз.

Оценка:

Нормативным считается полноценное воспроизведение непосредственно после называния логопедом слов с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении (после перерыва) считается нормативной если сделаны 2 ошибки.

            4 балла - непосредственное воспроизведение после 3-х предъявлений без ошибок, при отсроченном воспроизведении не более 2 негрубых ошибок (забыты 1-2 слова и/или произведены замены на слова близкие по значению или звучанию, перепутано расположение слов по группам).

            3 балла - непосредственное воспроизведение после 4-х предъявления, допущены 2-3  ошибки; при отсроченном воспроизведении не более 2-х ошибок.

            2 балла - непосредственное воспроизведение после 4-х предъявлений, более 3-х  ошибок, отмечаются персеверации (повторение одного и того же слова, замены слов далекими по значению и звучанию, перестановки 1 и 2 групп слов; при отсроченном воспроизведении - более 3-х ошибок.

            1 балл - невозможность непосредственного и отсроченного воспроизведения.

Максимальная оценка 4 балла

2.  Исследование зрительной  памяти

Включает  1  пробу "6 картинок". Перед ребенком выкладывается ряд из 6 картинок. Предлагается внимательно рассмотреть картинки, запомнить их. Затем эталон убирается и ребенок называет то, что запомнил. При необходимости допустимо предъявление картинки до 4-х раз. Через 20-25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок называет картинки по памяти без дополнительного предъявления эталона.

*Желательно при оценке этой пробы сопоставить ее с выполнением пересказа   прочитанного текста.

Оценка:

Нормативным является точное называние картинок  с третьего раза. Прочность зрительной памяти при отсроченном воспроизведении (после перерыва) считается нормативной если сделаны 2 ошибки.

4 балла - непосредственное воспроизведение после 3 предъявления без ошибок; отсроченное воспроизведение - не более 2-х негрубых ошибок (утрата порядка).

3 балла - непосредственное воспроизведение после 4 предъявления, допускается не более 2 негрубых ошибок; отсроченное воспроизведение - не более 2-х негрубых ошибок.

2 балла - непосредственное воспроизведение после 4 предъявления, допускается не более 2 негрубых и 2-х грубых ошибок (забывание картинок, замена картинок  другими); отсроченное воспроизведение - не более 2-х негрубых и 2-х грубых ошибок.

1 балл - невозможность выполнения пробы.

Максимальная оценка 4 балла

Максимальная оценка за серию 8 баллов

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (б)

III. Речевой блок – устная речь

СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня речи. (конец года)

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция для ребенка: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. (предъявление – воспроизведение, предъявление – воспроизведение)

би – ба – бо                 бо – ба – би

ма – на – на                 на – ма – на

ча – ща – ча                 ща – ща – ча

за – за – жа                   жа – за – за    

ла – ра – ла                   ра – ра - ла

            Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного воспроизведения добиваться не следует.

Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
            0,5 б. —первый член воспроизводиться правильно, а второй уподобляется первому (ба-па-ба-па).
            0, 25 б.  —неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.;
            0 б. —отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальная оценка —5баллов.

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

“лопатка”

“качели”

“иголочка”

“чашечка”

“улыбка”-“трубочка”

            Органы артикуляции должны удерживаться в нужном положении 3-5 секунд. Обращаем внимание на объем движений, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, посинение артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1балл — точное и правильное выполнение;
0,5 б  — замедленное и напряженное выполнение;
0,25 б.  — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 — невыполнение.

Максимальная оценка —  5 баллов.

 3.Исследование звукопроизношения

Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова.

Сын – каска – пес

Сила – василек – весь

Змей – возы

Зина – вазелин

Цыган – синица – певец

Шапка – мышка – камыш

Жук – ножи

Щетка – лещи – плащ

Часы – ночка – луч

Лак – молоток – стол

Люк – билет – мель

 

Рама – ворота – комар

Ремень – варенье – верь

            Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки(К,Г,Х,Й, дефект озвончения, смягчения). Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

Оценка: 3 балла  — нормативное произношение всех звуков группы в любой ситуации;
1,5 б.  — один или несколько звуков  произносятся правильно изолированно или отраженно, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (то есть недостаточно автоматизированы);
1 б.  — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 б.  — во всех речевых ситуациях  искажаются или заменяются либо несколько звуков группы, либо все звуки.

            О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.
Максимальная оценка — 15 баллов.


4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция для ребенка: Повторяй за мной слова:

Скакалка

Баскетбол

Перепорхнуть

Милиционер

Кинотеатр

Оценки: 1 балл — четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;
            0,5 б.  — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
            0,25 б.  — нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова);
            0 — невоспроизведение.

Максимальная оценка — 5баллов.

Максимальная оценка за всю серию  — 30 баллов.

 

Серия 2. Исследование грамматического строя речи.  (конец года)

 

1. Повторение предложений и ответы на вопросы

Инструкция для ребенка Повторяй за мной как можно точнее. Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза)

            а) Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.

- Что нашел медведь?

- Какая была яма?

            б) После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.

- Когда наступает осень?

- Почему становится холоднее?

            в) Андрей сказал,  что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо делать уроки.

- Куда собирался Андрей?

- Почему он не пошел в гости?

            г) В отдаленной части леса рядом с березовой рощей росла ель.

- Где росла ель?

- Какая роща?

            д) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

-Кто пасся на лугу?

- Где был луг?

 

Оценка:

            1 балл   – правильно повторена фраза, ребенок дал правильные ответы на все вопросы.

            0,5 балла - неточности при повторении фраз (пропуск членов предложения без искажения смысла и структуры предложения), ребенок дал правильные ответы на все вопросы.

            0,25 балла - при повторении фраз отмечаются пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено,  даются неверные ответы на вопросы по описанию предметов.

            0 баллов - невозможность повторения фраз, неверные ответы на вопросы.

Максимальная оценка — 5 баллов.

 


2.. Верификация предложений

А) Инструкция для ребенка:  Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

 

Зима пришла, потому что река замерзла.

Мама довольна сыну.

Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.

Все старики когда-то будут молодыми.

Подъезжая к станции у мужчины слетела  шляпа.

 

Оценка: 1 балл - правильное выявление и исправление ошибки;
0,5 б.  — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов) ;
0,25 б.  — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 — ошибка не выявлена.

Максимальная оценка —  5 баллов.

 

3. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция для ребенка : «Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.»

 

Миша, косить, трава, кролики, для.

Сын, купить, шар, красный, мама.

Солнце, земля, освещаться.

Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.

Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

 

Оценка: 1 балл  — правильное выполнение;
0,5 б.  — неправильный порядок слов;
0,25 б.  — пропуск, привнесение, замена  членов предложения, негрубые аграмматизмы, небольшие смысловые неточности;
0 б.  — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимальная оценка —  5 баллов.

 

4.  Добавление предлогов в предложение

Инструкция для ребенка: сейчас я прочитаю тебе предложения, а ты попробуй вставить пропущенное слово.

 

Лодка плывет…озеру.

Чайка летит … водой.

Молодая трава выглядывает … снега.

… конуры сидит пес.

Большая толпа собралась … театром

            В связи с трудностью этого задания можно использовать два вида помощи: 1-й стимулирующая «неверно, подумай еще!»; 2-ой – вопрос к пропущенному предлогу.

 

Оценка: 1 балл  — правильное выполнение;
0,5 б.  — самокоррекция после стимулирующей помощи;
0,25 б.  — коррекция после второго вида помощи);
0 б. — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальная оценка — 5 баллов.


5.  Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

 

Инструкция для ребенка:  Подбери к слову пару, например: один -  дом , а если их много, то это — дома.

 

Стол – столы

Пень -...

Лоб - ...

Зеркало -...

Лента -...

Платье - ...

 

Инструкция для ребенка:  Подбери к слову подходящие слова, например: один – дом, а много чего? —домов.

Один гриб – много …

Лист -...

Лоб -...

Зеркало -...

Кофта  -...

Дерево  -...

 

Оценка: 1 балл — правильно образованная форма;
               0,5 болла  — самокоррекция после стимулирующей помощи;
               0,25 балла —неверная форма слова;
               0 —невыполнение .

Максимальная оценка — 10 баллов.
Максимальная оценка за всю серию – 30 баллов.

 

Серия  3 . Исследование словаря и словообразовательных навыков. (конец года)

 

1. Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто у ...

У зайца - ...                  У индюка

У слона                        У белки

У свиньи                      У коровы

У овцы                         У ежа

У тигра                       У медведя

            Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 10  баллов.

 

2. Образование прилагательных от существительных

а) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то

Шляпка из фетра –

Горка из дерева –

Варенье из клубники –

Варенье из черники –

 

Сок из сливы –

Салат из свеклы –

Суп из гороха –

Лист клена –

Шишка ели -

Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («сливочное варенье »и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 10  баллов.


б) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если днем жара, то день – жаркий, а ...

Если мороз?

Если холод?

Если ветер?

За хитрость называют хитрым, а за жадность - ...?

За трусость?

Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («дождевой, ветряной »и т.д.),
            0 - невыполнение.

Максимальная оценка —5 баллов.

 

в) Образование притяжательных прилагательных

Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то

У зайца?

У белки?

У верблюда?

Клюв у птицы?

Гнездо у орла?

 

            Оценка: 1 балл — правильная форма;
            0,5  — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
            0,25 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке

            0 - невыполнение.

Максимальная оценка — 5 баллов.
Максимальная оценка за всю серию — 30 баллов.

 

Серия 4.  Исследование  связной  речи. (конец года)

1. Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок

Инструкция для ребенка Разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка производиться по трем критериям:

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов—в рассказе верно передан смысл происходящего, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла —допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл —выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;
0 баллов  — отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико- грамматического оформления
 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 б.  — рассказ оформлен грамматически правильно, но имеется стереотипность оформления, еденичные случаи поиска слов или неточное употребление;
1 балл — наблюдаются аграмматизмы стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 — рассказ не оформлен.

в) Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — при раскладывании картинок и при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов;
0 — задание недоступно даже при наличии помощи.

Максимальная оценка —15 баллов.


2..  Пересказ текста

Инструкция для ребенка Послушай рассказ внимательно, запоминай  и приготовься  его пересказывать. Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

Галка и голуби

Галка услышала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.

Оценки:

 а) Критерий смысловой целостности текста 5 — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
2,5 балла —смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл —пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 — невозможность построения связного текста, неиспользование помощи в виде наводящих вопросов

б) Критерий самостоятельности выполнения . 5 баллов—самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла —пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл —пересказ по вопросам;
0 —пересказ не доступен даже по вопросам.
в)  Критерий лексико-грамматического оформления. 5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл — наблюдаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 —пересказ не доступен.

Максимальная оценка — 30 баллов.
Наибольшее количество баллов Зв всю методику равно 120 баллов


ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

            Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов.

 

СЕРИЯ 1. Исследуются навыки языкового анализа.

(конец года)

 

Инструкция для ребенка

Отвечай на мои вопросы.
1.Сколько слов в предложении: «На поляне рос высокий дуб».?     
2..Какое второе слово в этом предложении?
3. Сколько слогов в слове «Зубы»?
4. Сколько слогов в слове «ученик»?
5. Какой третий слог в слове «машина»?
6. Сколько звуков в слове «Арка»?
7. Сколько звуков в слове «Грачи»?
8. Какой первый звук в слове «страна»?
9. Какой третий звук в слове «графин»?
10. Какой звук после «п» в слове «парта»?

Оценки

3 — правильный ответ;
2 — самокоррекция;
1 — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.

            Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.
Максимальная оценка за серию — 30 баллов.

 

СЕРИЯ 2. Исследуются навыки письма. (конец года)

 

Инструкция для учащихся 1-го класса Напиши, пожалуйста:

Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка, Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов)

Оценки: 45 — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
            30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;
            15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;
            0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

 

Инструкция для учащихся 2-го класса Я буду диктовать, а ты пиши.

            Любимый театр.

   В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли мед­ведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки вязли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова)

 

Инструкция для учащихся 3-го класса

Летний дождик.

   Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

     Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова)

Оценки:

2-й класс

45 — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

            3-й класс

45 — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускается до 3 погрешностей недисграфического характера;
15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

 

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения. (конец года)

 

Инструкция для учащихся 1-го класса  Прочитай текст:

 

На реке.

            Пришла теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубили лебеди. 30 слов.

Вопрос: Чему радовались птицы?

Оценка: Оценивание происходит по трем критериям. Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
1-й класс (начало обучения)

Критерий скорости чтения:

15 баллов — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 б. — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;
5 б. — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 б.— отсутствие навыка чтения.

Критерий способа чтения:

15 баллов— чтение целыми словами;
10 б. — послоговое чтение;
5 б.— побуквенное чтение;
0 б.— отсутствие навыка чтения.

Критерий правильности чтения:

15 баллов — допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 б. — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;
5 б.— до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;
0 б.— множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

 

Инструкция для учащихся 2-го и 3-го класса

Прочитай текст.

Встреча со змеей.

Я вышел на полянку. Над пестрыми цветами кружились пчелы, мухи, жучки.

Устав, я лег на душистую траву. Мое внима­ние привлек зеленый кузнечик. Он сидел на тра­винке и звонко стрекотал.

Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то его спугнуло. Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фо­нариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея. Она грелась на солнышке.

"Так вот кого испугался кузнечик!" От этой нео­жиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук... Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала быстро разворачивать длинное чешуйча­тое тело. Сплюснутая головка медленно за­качалась в воздухе. В раскрытой пасти были вид­ны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали. Я попятился... Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве,

(А. Дорохов) 118 слов.

 

Вопрос:

1.       Какие чувства испытывает человек при встрече со змеей?

2.       Как надо себя вести в этой ситуации.

 

Оценка: Оценивание происходит по трем критериям. Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
2-й класс

Критерий скорости чтения: 15 баллов — высокая скорость чтения, 60 и более слов в минуту;
10 б.— средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов;
5 б. — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 б. — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов.

 

Критерий правильности чтения:

15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 б. — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 б. — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;
0 б. — множественные ошибки на разных уровнях.

 

Критерий понимания смысла прочитанного:

15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;
10 б. — неполное понимание;
5 б. — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 б. — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

 
3-й класс
Критерий скорости чтения:
15 — высокая скорость чтения, 90 и более слов в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов;
5 — низкая скорость чтения, 50—69 слов;
0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов.

 

Критерий правильности чтения:

15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 — до 6 ошибок без коррекции;
0 — множественные ошибки.

Критерий понимания смысла прочитанного:

 15 — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
Максимальная оценка — 45 баллов.
Максимальная оценка за все задания, проверяющие состояние письменной речи, — 120 баллов.


Обработка и анализ результатов обследования

Выделяются 5 уровней сформированности высших психических функций и процессов у младших школьников:

5 уровень - высокие показатели состояния ВПФ и процессов (100 – 85 % успешности) - ребенок не нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий.

4 уровень - показатели выше среднего (84 – 75 % успешности) - ребенок не нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий, однако педагогу могут быть даны рекомендации по развивающей работе.

3 уровень - средние показатели (74 – 63 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде групповых занятий, педагогу даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.

2 уровень - показатели ниже средних (62 – 50 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде групповых и индивидуальных занятий, педагогу даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.

1 уровень - низкие показатели(менее 50 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде индивидуальных занятий, рекомендуется тщательное наблюдение и повторное комплексное обследование с целью уточнения диагноза.

 

При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую серию проб блока. Сформированность той или иной психической функции (процесса) можно оценить вычислив %  успешности ее выполнения: (сумма набранных баллов х 100) : на максимальное количество баллов.

            Предположим, что в первом блоке (двигательном) ребенок показал следующие результаты выполнения серий проб: I раздел 1 серия - статическая координация движений – 1 балл, I раздел 2 серия - динамическая координация движений - 2 балла, II раздел 1 серия - кинестетический праксис – 3 балла, II раздел 2 серия -динамический праксис – 2 балла, II раздел 3 серия - реципрокная координация движений – 1 балл. Произведем подсчет: 1 балл +2 балла+3 балла +2 балла +1 балл = 9 баллов. Разделим 9 баллов на количество серий в блоке – 5 серий. 9 баллов : 5 серий =1,8 (средний балл). Полученный результат – 1,8 балла – соотнесем с приведенными выше данными по уровням. Он соответствует 1 уровню (низкие показатели) развития высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи..

Далее проводится сравнительный анализ состояния ВПФ и процессов внутри самого блока. Вспомним оценки по разделам и сериям проб:

Раздел

Серия

Оценка

I

Общая моторика

1 серия. Статическая координация  движений

1,25

2 серия. Динамическая координация движений

0,75

Сумма баллов, % успешности

2 балла

(2 х 100):4 = 50%

II

Тонкая     

  моторика

1 серия. Кинестетический праксис

1

2 серия. Динамический праксис

1,25

3 серия. Реципрокная координация движений

2

4 серия «Графический диктант»

1

Сумма баллов, % успешности

5,25 балла

(5,25 х 100):21 = 25%

I блок

Сумма баллов, % успешности

7,25 балла

(7,25 х 100):29 = 25%

 

Отметим, что у данного ребенка более выражены нарушения общей моторики. Еще более дифференцированный анализ указывает нам на преимущественные нарушения статики и реципрокной координации движений.

            При сравнительно  более высоких показателях по другим блокам можно сделать заключение о первоочередной необходимости для такого ребенка двигательной коррекции, дополнительных спортивных занятий и т.д.

            На основе данных обследования для каждого ребенка может быть сделан персональный профиль развития высших психических функций и процессов, что существенно поможет при составлении индивидуальных планов коррекционной работы.

 


Аанализ результатов обследования ( Я делала по Фотековой)

 

 

Выделяются 4 уровня сформированности высших психических функций и процессов у младших школьников:

 

4 уровень - высокие показатели состояния ВПФ и процессов (100 – 80 % успешности) - ребенок не нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий, однако педагогу могут быть даны рекомендации по развивающей работе.

 

3 уровень - средние показатели (79,9 – 65 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде групповых занятий, педагогу даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.

 

2 уровень - показатели ниже средних (64,9 - 45 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде групповых и индивидуальных занятий, педагогу даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.

 

1 уровень - низкие показатели (менее 44,95 % успешности) - ребенок нуждается в проведении специальных логопедических коррекционных мероприятий в виде индивидуальных занятий, рекомендуется тщательное наблюдение и повторное комплексное обследование с целью уточнения диагноза.

 


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

III . Речевой блок – устная речь

III . Речевой блок – устная речь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Двигательный блок

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Двигательный блок

Динамический праксис: Инструкция : “Посмотри, как делаю я, и повторяй за мной!” (

Динамический праксис: Инструкция : “Посмотри, как делаю я, и повторяй за мной!” (

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 II . Зрительно-пространственный блок

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 II . Зрительно-пространственный блок

Ориентировка в окружающем пространстве:

Ориентировка в окружающем пространстве:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 III . Речевой блок – устная речь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 III . Речевой блок – устная речь

Исследование звукопроизношения

Исследование звукопроизношения

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Добавление предлогов в предложение

Добавление предлогов в предложение

Серия 3 . Исследование словаря и словообразовательных навыков

Серия 3 . Исследование словаря и словообразовательных навыков

Серия 4. Исследование связной речи

Серия 4. Исследование связной речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 IV . Речевой блок – письменная речь

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 IV . Речевой блок – письменная речь

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 V . Мнестический блок

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 V . Мнестический блок

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (б) III. Речевой блок – устная речь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (б) III. Речевой блок – устная речь

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Верификация предложений А) Инструкция для ребенка :

Верификация предложений А) Инструкция для ребенка :

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Образование качественных прилагательных

Образование качественных прилагательных

Пересказ текста Инструкция для ребенка

Пересказ текста Инструкция для ребенка

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения

СЕРИЯ 3. Исследуются навыки чтения

Оценка: О ценивание происходит по трем критериям

Оценка: О ценивание происходит по трем критериям

Обработка и анализ результатов обследования

Обработка и анализ результатов обследования

Отметим, что у данного ребенка более выражены нарушения общей моторики

Отметим, что у данного ребенка более выражены нарушения общей моторики

Аанализ результатов обследования (

Аанализ результатов обследования (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020