Методические указания к уроку
тема "Прямая пропорциональная зависимость. Обратная пропорциональная зависимость "
Цели обучения 6.1.1.2 понимать, какие величины являются прямо пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;
6.1.1.3 понимать, какие величины являются обратно пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;
6.5.1.1 распознавать и решать задачи, в которых величины связаны прямой и обратной пропорциональностями
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Беседа.
Вызов
В качестве проблемного задания предложить ученикам, используя таблицы, вывести формулы y=kx и
Скорость, км/ч |
20 |
40 |
60 |
80 |
Время, ч |
1 |
Для более продвинутых учащихся можно дать сделать это самостоятельно.
Учитель дает обратную связь и объясняет, что
а) Прямую пропорциональность можно задать формулой.
Формулу y=kx называют формулой прямой пропорциональности, где y и x— переменные величины, а k - постоянная величина - число, не равное 0.
б) Обратную пропорциональность можно задать формулой.
Формулу называют
формулой обратной пропорциональности, где y и x
- переменные величины, а k - постоянная величина - число, не равное 0.
Для формирования навыков вывода формул выполнить задания из Приложения 1.
Приложение 1
1. Выбери формулы, которые являются прямой пропорциональностью.
a) M=m:8
b) K=n:3
c) M=8:m
d) K=3:n
e) P=3,1b
2. Выбери формулы, которые являются обратной пропорциональностью.
a) ab=80
b) a=b:10
c) b=8:d
d) a=10b
e) 80a=b
f) b=d:8
3. Выбери «лишнюю» формулу
a) k=2,3:m
b) ab=2,3
c) k=10:n
d) t=60v
e) n=6+5k
f) vt=60
4. Известно, что данные в таблице величины прямо пропорциональны. Заполни таблицу и запиши формулу зависимости между величинами.
Длина (м) - l |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Масса (т) - m |
12 |
24 |
36 |
48 |
60 |
Формула m=12l
Заполни таблицу и запиши формулу зависимости между величинами.
x |
0,5 |
2 |
3 |
2.5 |
y |
4,5 |
18 |
27 |
22,5 |
Формула y=9x
Проверку провести с помощью ключа - взаимопроверкой.
Предложить ученикам определить тему и цели урока – повторения.
Групповая работа. Письменные упражнения
Объединить учащихся в однородные группы по 4 - 6 учеников, согласно выбранному уровню. Для закрепления и оценки усвоения материала предыдущего урока предложить учащимся тест из Приложения 2.
Приложение 2
1. Из 3 кг сырых зерен кофе получается 2,5 кг жареных зерен. Чтобы получить 1 кг жареных зерен, необходимо взять:
А. 1,4 кг.
В. 0,8 кг.
С. 1,2 кг.
D. 1,6 кг.
Е. 2 кг.
2. Из 1 ц семян конопли получают 32 кг масла. Чтобы получить 4,8 ц масла, нужно взять:
А. 1,5 ц.
В. 15 кг.
С. 150 кг.
D. 15 ц.
Е. 150 ц.
3. В понедельник рабочий изготовил 63 детали, что составляет 18% недельного плана. Недельный план составляет:
А. 390 деталей.
В. 320 деталей.
С. 360 деталей.
D. 380 деталей.
Е. 350 деталей.
4. С помощью 6 одинаковых труб бассейн заполняется за 24 минуты. 9 таких труб могут заполнить бассейн:
А. за 18 минут.
В. за 20 минут.
С. за 15 минут.
D. за 16 минут.
Е. за 36 минут.
5. С помощью 6 одинаковых труб бассейн заполняется за 24 минуты. Чтобы заполнить бассейн за 36 минут, достаточно:
А. 5 труб.
В. 9 труб.
С. 4 труб.
D. 8 труб.
Е. 3 труб.
Ключ к тесту:
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
C |
D |
E |
D |
C |
Группам предложить решить первые 3 задачи, если группа закончит раньше, то решает следующие задачи.
Задания у всех групп одинаковые, но совместная работа с одноклассниками одного уровня позволит раскрыться каждому ученику.
Слушать работу учеников, при необходимости попросить учащихся озвучить ответы.
Постоянно оценивать работу групп, сначала проверить первую задачу в каждой группе, потом вторую и так далее. Проверяется работа одного из учеников группы, остальные ученики внимательно слушают и самопроверка: правильно ли выбрали тип зависимости, правильно ли решили пропорцию.
Проверить по ключу.
Работа в парах. Взаимное обучение.
Создать пары из представителей разных групп. Предложить ученикам процесс взаимного обучения: решить задачи из учебника уровня В, объяснить решение задач напарнику или вместе решать.
Беседа. Рефлексия.
Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Для дальнейшего планирования уроков учащимся задаются вопросы в форме анкеты (подчеркнуть ответ).
Домашнее задание. Знать определения и алгоритм решения задач № №.
Дифференциация выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся. Более способным учащимся предлагаются задания более высокого уровня. Предусмотрена самопроверка по ключу, в ходе которой ученики оценивают умение применять формулы.
В ходе коллективной деятельности при решении задач устно оценивается вычислительные навыки учащихся, умение адаптировать теоретические знания к практическим заданиям. Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу. При использовании ИКТ применять правила ТБ. Следить за осанкой учащихся.
Литература:
Вассерман Ф.Я. Учебное пособие для учащихся Математика 6 класс, БиС, Алматы 2014
Интернет ресурсы:
http://www.mathematics-repetition.com/tag/nayti-krayniy-tchlen-proportsii
https://www.mathopolis.com/questions/course.php
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.