13. Прямая Методические указания к уроку. Вариант 2

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13. Прямая Методические указания к уроку. Вариант 2.docx

Методические указания к уроку

тема "Прямая пропорциональная зависимость. Обратная пропорциональная зависимость "

Цели обучения:

 6.1.1.2 понимать, какие величины являются прямо пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;

6.1.1.3 понимать, какие величины являются обратно пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;

6.5.1.1 распознавать и решать задачи, в которых величины связаны прямой и обратной пропорциональностями

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Беседа. совместно определить тему и цели урока/ЦО в процессе повторения темы "Пропорция" и упражнений на простые пропорции: Приложение 1.

Приложение 1

IMG_0182.JPG

 

Предложить ученикам определить тему и цели урока.

 Индивидуальная работа. Решение практических задач.

Кроме понимания содержания понятия прямо и обратно пропорциональные величины, учащиеся должны научиться решать задачи составлением пропорции. Проверка остаточной информации. Задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости в отдельных блоках, для закрепления навыков решения типовых задач.

 

Приложение 2

Реши задачи на прямую пропорциональную зависимость составлением краткого условия и пропорции.

 

1. В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Сколько картофеля надо взять, чтобы получить 35 кг крахмала?

Решение:

Зависимость между количеством картофеля и содержанием крахмала прямо пропорциональные величины, поэтому если взять картофель в несколько раз больше, то крахмал увеличится во столько же раз.

Запишем кратко условие задачи в виде таблицы, обозначив за x картофель (в кг) в котором содержится 35 кг крахмала.

Производство

Количество крахмала, кг

Количество картофеля, кг

I

14

80

II

35

x

Запишем пропорцию: ;         

Найдем неизвестный член пропорции: .

Ответ: 200 кг картофеля.

2. На пошив 30 одинаковых костюмов пошло 99,6 м ткани. Сколько таких же костюмов получится из 149,4 м ткани?

Решение:

Пошив

Количество костюмов

Расход ткани, м

I

30

99,6

II

x

149,4

Запишем пропорцию: ;         

Найдем неизвестный член пропорции: .

Ответ: 45 костюмов получится.

3. На некотором участке железнодорожного пути старые рельсы длиной 6 м решили заменить новыми длиной 9 м. Сколько нужно новых рельсов, чтобы заменить 720 старых?

 

Ключ к заданию:

Номер задачи

1

2

3

Ответ

200

45 костюмов

480 новых

 

Обратная пропорциональная зависимость

Реши задачи на обратную пропорциональную зависимость составлением краткого условия и пропорции.

1. Для перевозки груза потребовалось 24 автомобили грузоподъемностью 7,5 т. Сколько потребуется автомобилей грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?

Решение:

Зависимость между количеством автомобилей и грузоподъемностью обратно пропорциональные величины, так как при уменьшении грузоподъемности автомобилей в несколько раз меньше, количество автомобилей увеличится во столько же раз. Составим таблицу, поставим стрелки: поскольку величины являются обратно пропорциональными, стрелки ставим в противоположных направлениях, поэтому и отношение будем брать в противоположных направлениях:

 

Количество автомобилей

Грузоподъемность, т

I раз

24

7,5

II раз

x

4,5

 

Запишем пропорцию:

Найдем неизвестный член пропорции: .

Ответ: 40 автомобилей.

2. Трое маляров могут закончить работу за 5 дней. Для ускорения работы им дали еще 2-х маляров. За какое время они закончат работу, если все маляры работают с одинаковой производительностью?

Решение:

Составим таблицу, поставим стрелки: поскольку величины являются обратно пропорциональными, стрелки ставим в противоположных направлениях, поэтому и отношение будем брать в противоположных направлениях:

Количество маляров

Время, дней

I раз

3

5

II раз

5

х

Запишем пропорцию:

Найдем неизвестный член пропорции: .

Ответ: 3 дня.

3. 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минут. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?

Ключ к заданию:

Номер задачи

1

2

3

Ответ

40 авто

3 дня

20 минут

 

Провести проверку задания по ключу устно.

Работа в парах. Взаимное обучение.

Создать пары с разным уровнем обучаемости. Прежде чем приступят к решению задач, учащимся можно показать видео: для обобщения опыта и знаний по данной теме.

Предложить ученикам процесс взаимного обучения при решении практических задач: объяснять решение задачи своему напарнику при возникновении вопроса по той или иной задаче, т.е. ученики выполняют задания индивидуально, но имеют возможность обсудить непонятные вопросы с напарником. Решить  типовые задачи с учебного пособия на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Работа в группе. Контроль усвоения практических навыков  Предложите задачи из Приложения 3. Объединить учащихся в группы по 4 - 6 учеников, по выбранному сезонам дат рождения, задания у всех групп одинаковые. Каждая группа выбирает по 2 задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. Предоставить достаточно времени для выполнения задания.

Приложение 3

1.      За 1,6 ч мальчик прошел 6,4 км. При той же скорости за 2,8 ч мальчик пройдет:

А. 11,2 км.

В. 10,8 км.

С. 11,8 км.

D. 10,2 км.

Е. 12,2 км.

 

2.      Со 125 гусей получают 4 кг пуха. С 875 гусей можно получить:

А. 24 кг.

В. 32 кг.

С. 18 кг.

D. 28 кг.

Е. 36 кг.

 

3.      Бригада из 8 рабочих выполняет производственное задание за 12 дней. Если число рабочих сократить до 6, то бригада выполнит задание:

А. за 16 дней.

В. за 14 дней.

С. за 6 дней.

D. за 18 дней.

Е. за 15 дней.

 

4.      Бригада из 8 рабочих выполняет производственное задание за 12 дней. Работая с той же производительностью, это задание за 8 дней выполнят:

А. 18 рабочих.

В. 15 рабочих.

С. 16 рабочих.

D. 10 рабочих.

Е. 12 рабочих.

 

5.      Токарь изготовил за смену 644 детали, что составило 184% задания. Сверх задания токарь изготовил:

А. 288 детали.

В. 294 детали.

С. 272 детали.

D. 296 детали.

Е. 284 детали.

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

A

D

A

E

B

 

Взаимопроверка задания по ключу в группах.

Подвести итог после решения этих задач:

Беседа. Рефлексия.

- Что узнал, чему научился?

- Что осталось непонятным?

- Над чем необходимо поработать?

- Как прошёл процесс взаимного обучения?

- Какой этап урока понравился больше всего?

Домашнее задание.

Знать ...№№.

Дифференциация выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся. Более способным учащимся предлагаются задания более высокого уровня.      Предусмотрена самопроверка по ключу, в ходе которой ученики оценивают умение применять формулы.

В ходе коллективной деятельности при решении задач устно оценивается вычислительные навыки учащихся, умение адаптировать теоретические знания к практическим заданиям. Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу. При использовании ИКТ применять правила ТБ. Следить за осанкой учащихся.

 

Литература:

Вассерман Ф.Я. Учебное пособие для учащихся Математика 6 класс, БиС, Алматы 2014

Интернет ресурсы:

http://www.mathematics-repetition.com/tag/nayti-krayniy-tchlen-proportsii

https://www.mathopolis.com/questions/course.php