разработка содержит два варианта протокола родительского собрания в помощь учителю. Материал содержит этапы собрания, примерное решение собрания, анкеты для родителей и памятки - рекомендации. В ходе родительского собрания планируется решить следующие задачи: выявление самооценки учеников класса; определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у
учащихся; формирование у родителей понимания необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов при проведении родительского собрания в 1 классе.
Классный руководитель _________________
ПРОТОКОЛ №3
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1б КЛАССЕ
от 6 декабря 201_ года
эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития.
Тема:
Цели:
1.Формирование эмоций и чувств в жизни человека.
2. Формирование сопереживания и путей его становления у младших
школьников.
3.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности
ребенка.
Задачи:
1.Выявление самооценки учеников класса
2.Определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у
учащихся.
3.Формирование у родителей понимания необходимости устранения у
ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной
деятельности.
Предварительная подготовка: тестирование учащихся, их рисунки; оформление доски.
Форма проведения: семейный совет
Присутствовало:
15 человек
Отсутствовало:
2 человеа (________________________)
1 Вступительное слово учителя. Организация учебного труда
Ход собрания
2 Беседа с родителями. Значение формирования эмоционального
мира ребёнка
*Первый тест «Кто я?»
Надо десять раз задать себе этот вопрос и записать ответы на листочке. Когда работа
закончена, учитель предлагает родителям оценить ее результаты: Посмотрите, на каком
месте стоит ответ Я мать или Я отец. Если вы написали об этом вначале, значит,
родительская позиция является наиболее важной в жизни. Если же ответ стоит в числе
последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы
несколько отдалились от своего ребенка.
* Второй тест «Какой мой ребенок?»
Затем оценить каждое названное качество знаком + и только с точки зрения родителя.
Когда работа будет сделана, педагог предлагает подсчитать, сколько получилось плюсов и
минусов. Если плюсов не менее 8, то в отношениях с ребенком все в порядке. Если нет ни
одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и расположением.
Слепая любовь не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Если
результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать
сове дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель или
недостаточно любящий. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то о ни
Нужно написать десять эпитетов, которые отображают особенности вашего ребенка.каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться
с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное любовь и искренность
ребенка.
* Педагогический тренинг
Учитель предлагает родителям несколько упражнений на отдых и расслабление по теме
собрания.
1.Две минуты отдыха
Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке
стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это
привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей
мечты. Побудьте там... делайте то, что вам приятно делать... Или ничего не делайте, как
хотите... Побудьте там, где вам хорошо, три минуты
Через 2З минуты группа выходит из упражнения сама.
2.Ритм (взято из системы И. Роджерса).
Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление
психологической напряженности развитие внутренних психических сил.
Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать
открытость к собеседнику.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один ведущий,
второй зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями
навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а
играющий роль зеркала пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз
меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм
другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш
ребенок индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы
правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент,
направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
3.Модальность.
Инструкция: почувствуйте себя ребенком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит
дома? Примерно следующие: Ты должен хорошо учиться!, Ты должен думать о будущем!,
Ты должен уважать старших!, Ты должен слушаться старших!. Почти нет обращений,
построенных в модальности возможного: Ты можешь..., Ты имеешь право..., Тебе
интересно....
А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к
ребенку. А говорите следующее: Я могу тебя наказать..., У меня есть полно право..., Я
знаю, что делать..., Я старше и умнее... Что же получается в результате? Происходит
отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.
все, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя
взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.
Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится
человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться
несостоятельным и не вытянуть возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте
потренируемся.
Типичная фраза Как необходимо говорить?
Ты должен хорошо учиться! Я уверен, что ты можешь хорошо учиться
Ты должен думать о будущем! Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую
профессию ты планируешь выбрать?
Ребята понимают, что они не могут ничего, для них одни запреты, а взрослые могутТы должен уважать старших! Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры
человека.
Ты должен слушаться учителей и родителей! Конечно, ты можешь иметь свое собственное
мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
3.Обмен мнениями по теме собрания.
4.Выступление психолога _____«Сохранение психического здоровья в период
адаптации в 1 классе»
5. Разное.
6. Принятие решения:
1) принятие того, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:
принятие ребенка, признание его, родительская любовь, собственная ответственность,
доступность, авторитет родителей.
2) принять значение роли эмоций и чувств в жизни человека.
3) понятие роли семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.
4) стимулировать проявление положительных эмоций у своего ребенка, развивать
положительные эмоции;
5) провести беседы с детьми по охране жизни и здоровья.
Классный руководитель ______________
ПРОТОКОЛ № 3 РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1а КЛАССЕ
ОТ 30 ноября 201_ года
Тема: Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития
Цели:
1.Формирование эмоций и чувств в жизни человека.
2. Формирование сопереживания и путей его становления у младших
школьников.
3.Формирование семейных традиций в воспитании эмоциональности
ребенка.
Задачи:
1.Выявление самооценки учеников класса
2.Определение причин преобладания негативных и позитивных эмоций у
учащихся.
3.Формирование у родителей понимания необходимости устранения у
ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной
деятельности.
Предварительная подготовка: тестирование учащихся, их рисунки; оформление доски.
Форма проведения: семейный совет
Присутствовало:
человек
Отсутствовало:Ф.И.
обучающихся
№
п/
п
Ход собрания
№
п/п
Ф.И.
родителей1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1.Организация учебного труда
1. внутришкольный распорядок;
2. охрана жизни и здоровья учащихся;
3. мониторинг сведений о лицах,
осуществляющих сопровождение
ребёнка в и из ОУ, сведений о
маршруте самостоятельного
следования ребёнка
о мерах профилактики
преступлений против детей
4.
2. Беседа с родителями. Значение
формирования эмоционального
мира ребёнка
*Первый тест «Кто я?»
* Второй тест «Какой мой ребенок?»
* Педагогический тренинг
3.Обмен мнениями по теме собрания.
4. Выступление педагогапсихолога
Штейн Т. В.
5.Портфолио обучающегося
6. Разное
7. Принятие решения:
1) принятие того, что основой общения
родителей с детьми являются шесть
принципов: принятие ребенка, признание
его, родительская любовь, собственная
ответственность, доступность, авторитет
родителей;
2) принять значение роли эмоций и чувств
в жизни человека;
3) понятие роли семейных традиций в
воспитании эмоциональности ребенка;
4) стимулировать проявление
положительных эмоций у своего ребенка,
развивать положительные эмоции;
5) продолжить составлять совместно с
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29детьми «Портфолио обучающегося»;
6) провести беседы с детьми по охране
жизни и здоровья.
Анкета для родителей
1.Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это
делаете?
2.Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они
возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
4. Эмоционален ли ваш ребенок?
5. Умеет ли ваш ребенок радоваться?
6. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
7. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости,
удовольствия?
8. Каким образом вы это делаете?
9. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
10. Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной
деятельностью?
11.Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?
12. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для
обсуждения в ходе родительского собрания?
Памяткарекомендация для родителей
При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что
Сколько раз надо повторять
О чем ты только думаешь
Неужели тебе трудно запомнить, что
Ты становишься
Ты такой же, как
Отстань, некогда мне
Почему Лена (Настя, Ваня) такая, а ты нет
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
Ты у меня самый умный (красивый)
Как хорошо, что ты у меня есть.
Ты у меня молодец.
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.Спасибо тебе, я очень тебе благодарна.
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Правила для родителей при общении с детьми
Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его, сочувствуйте, переживайте.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.