1. Урок русского языка, 1 класс
Тема: Правила переноса слов
2.
Краткая аннотация.
Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
3. Учебник «Русский язык», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
4. Уровень обученности школьников: высокий -19%; средний - 60%;низкий - 21%
5. Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
6. Полное описание разработки
цель:
изучении правил переноса слов
планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
· использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Организационный этап. |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
Приветствие. - Проверим готовность. По каким критериям? |
Вспоминают критерии , проверяют свою готовность.
|
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Актуализация знаний |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Работа в тетради. 1. Чистописание. 2. Работа с рядом слов: Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный - ь – обозначает мягкость согласного звука - есть хитрые буквы, почему хитрые? - состоит из 3 слогов - из 2 слогов - односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим. 3. Прочитайте ряд слов. На доске карточки со словами с пропущенными буквами: Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса, - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? Какое задание можно выполнить со словами?
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) |
Учащиеся работают с рядом слов.
Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы.
Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми своего выбора?
Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
|
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи |
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
1. Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. - Что же делать? - Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. Задание было одно? Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? 3. Учитель фиксирует тему на доске (или включает слайд 1): Правила переноса слов Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Какие задачи поставим перед собой? (слайд 2) ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) |
Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…
Да
Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном. Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова. |
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания
|
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
инструкция
целеполагание
предъявление результата
|
Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 3) 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы 3. Посмотреть, где стоит знак переноса 4. Сформулировать правило переноса слов. Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4 На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель:
О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Слайд 5 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... Слушаем третью группу. Слайд 6 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….
Слушаем четвёртую группу. Слайд 7 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель:
Что случилось, почему буква плачет?
Почему изменилось настроение?
Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8
А почему нельзя переносить? |
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило.
Представитель от 1 группы показывает задание.
Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш, Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
По слогам! Показ задания. Все читают хором слова: кас-са, тон-на
Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд
Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)
Показ задания. Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ
Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.
Не хочет стоять одна!
Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.
Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! |
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний
|
Построение нового способа действия |
Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: 1 Читаем слово. 2 Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Слайд 9 Почему выделены слова «вспоминаем правило»? Физминутка |
Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно |
Составленный алгоритм переноса слов |
Первичное закрепление нового способа действия |
Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий |
Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Слайд 10 Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка Слайд 11 |
Не могли перенести слово МАССА.
Применяют алгоритм и объясняют перенос.
Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.
нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. |
Выполненное задание |
Рефлексия. |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. Слайд 12
Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) |
Правила переноса слов.
не смогли перенести слово.
Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. |
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Приложение 3
Лист для самооценки
…формулировал тему и цель урока с помощью учителя |
…работал по предложенному плану |
…высказывал своё предположение |
…участвовал в составлении алгоритма |
…научился переносить слова с помощью алгоритма |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.