Задачи, которые вы решаете на уроках физики и математики, обычно предусматривают однозначный результат действия. Например, если выпустить камень из рук, то он начинает падать с постоянным ускорением. Положение камня может быть вычислено в любой момент времени.
В теории вероятностей рассматривается следующая модель изучаемых явлений реальной жизни: делается опыт (испытание), в результате происходят случайные события (часто говорят просто — события).
Например, бросили монету и посмотрели, что выпало, — это опыт. В результате этого опыта может выпасть герб — это одно событие, а может выпасть цифра — это другое событие. Поскольку выпадение герба зависит от случая, то это случайное событие.
Бросание игральной кости. Этот опыт состоит в следующем. Игральную кость (кубик, на сторонах которого указаны точки: 1, 2, 3, 4, 5 и 6, соответствующие количеству очков) бросают на стол и смотрят (на верхней грани), сколько выпало очков.
Какие события могут произойти при броске игральной кости?
𝑄 1 𝑄𝑄 𝑄 1 1 𝑄 1 = «выпало 1 очко»
𝑄 2 𝑄𝑄 𝑄 2 2 𝑄 2 = «выпало 2 очка»
𝑄 3 𝑄𝑄 𝑄 3 3 𝑄 3 = «выпало 3 очка»
𝑄 4 𝑄𝑄 𝑄 4 4 𝑄 4 = «выпало 4 очка»
𝑄 5 𝑄𝑄 𝑄 5 5 𝑄 5 = «выпало 5 очков»
𝑄 6 𝑄𝑄 𝑄 6 6 𝑄 6 = «выпало 6 очков».
𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр = «число выпавших очков простое»
𝑄 3𝑘 𝑄𝑄 𝑄 3𝑘 3𝑘𝑘 𝑄 3𝑘 = «число выпавших очков делится на 3»
𝑄 ч 𝑄𝑄 𝑄 ч ч 𝑄 ч = «число выпавших очков четно»
𝑄 н 𝑄𝑄 𝑄 н н 𝑄 н = «число выпавших очков нечетно»
Определение. Два события называются несовместными, если они в рассматриваемом опыте не могут произойти одновременно. События, которые в рассматриваемом опыте могут произойти одновременно, называются совместными.
Например, в опыте с броском игральной кости события 𝑄 ч 𝑄𝑄 𝑄 ч ч 𝑄 ч и 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр совместны.
Аналогично события 𝑄 3 𝑄𝑄 𝑄 3 3 𝑄 3 и 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр тоже совместны.
Однако между совместностью пары событий 𝑄 ч 𝑄𝑄 𝑄 ч ч 𝑄 ч и 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр и пары событий 𝑄 3 𝑄𝑄 𝑄 3 3 𝑄 3 и 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр наблюдается существенная разница.
Для пары событий 𝑄 3 𝑄𝑄 𝑄 3 3 𝑄 3 и 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр из того, что произошло событие 𝑄 3 𝑄𝑄 𝑄 3 3 𝑄 3 автоматически следует, что произошло и событие 𝑄 пр 𝑄𝑄 𝑄 пр пр 𝑄 пр . Для второй же пары этого нет. Для второй пары из того, что произошло одно из совместных событий, еще не следует, что автоматически произошло и другое.
Определение. Событие 𝑨𝑨 благоприятствует событию 𝑩𝑩 (пишут 𝐴𝐴⊂𝐵𝐵), если из того, что произошло событие 𝐴𝐴, следует, что произошло событие 𝐵𝐵. Если же из того, что произошло событие 𝐴𝐴, еще не следует, что произошло событие 𝐵𝐵, то событие А не благоприятствует событию 𝑩𝑩 (пишут 𝐴𝐴⊄𝐵𝐵).
Назовите события, которые благоприятствуют другому событию, в опыте с броском игральной кости.
Заметим еще одно существенно важное обстоятельство. В опыте с броском игральной кости события 𝑄 1 𝑄𝑄 𝑄 1 1 𝑄 1 , 𝑄 2 𝑄𝑄 𝑄 2 2 𝑄 2 , …, 𝑄 6 𝑄𝑄 𝑄 6 6 𝑄 6 как бы играют особую роль для этого опыта. Сущность этой особой роли состоит в том, что в результате опыта одно из этих событий обязательно происходит, а любые два из них несовместны.
Определение. Множество событий рассматриваемого опыта, одно из которых в результате опыта обязательно происходит, а любые два из них несовместны, называется множеством элементарных событий (или исходов) этого опыта, а каждое событие из этого множества называется элементарным событием рассматриваемого опыта или его исходом.
В опыте с броском игральной кости события 𝑄 1 𝑄𝑄 𝑄 1 1 𝑄 1 , 𝑄 2 𝑄𝑄 𝑄 2 2 𝑄 2 , …, 𝑄 6 𝑄𝑄 𝑄 6 6 𝑄 6 образуют множество исходов этого опыта.
Подчеркнем, что для одного и того же опыта можно рассматривать разные множества исходов.
Приведите другие примеры множества исходов в опыте с броском игральной кости .
Для опыта с броском игральной кости можно рассматривать множество из двух исходов — 𝑄 ч 𝑄𝑄 𝑄 ч ч 𝑄 ч и 𝑄 н 𝑄𝑄 𝑄 н н 𝑄 н .
От того, как выбрано множество элементарных событий опыта, зависит большая или меньшая сложность решения поставленной вероятностной задачи: при удачном выборе решение сильно упрощается, а при неудачном или усложняется, или вообще не может быть найдено.
«Вероятность математическая, числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях».
Колмогоров А. Н.
Пример 1. Какова вероятность того, что при броске игральной кости выпадет четное число очков?
Ответ: 1 2 1 1 2 2 1 2 .
Пример 2. Бросили две монеты. Какова вероятность того, что на каждой монете выпал герб?
Ответ: 1 4 1 1 4 4 1 4 .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.