2 склонение имени существительно

  • docx
  • 17.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 склонение им. сущ.4 кл.docx

Конструкт урока русского языка по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Студентки группы 46
Шибановой Дарьи Андреевы

Дата: 7.10.2020г

Класс: 4

УМК: «Школа России»

ФИО методиста:   Подкорытова Диана Дмитриевна                                                         Подпись: ________________

Тема урока: 2 Склонение имен существительных

Планируемые результаты:

Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности. Демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. Демонстрируют культуру общения, умеют слушать друг друга, демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе на уроке.

Метапредметные: Проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания; умения работы с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно. Коммуникативные УУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: демонстрируют знания о признаках  2 склонении имен существительных.

Цель: Формирование познавательных УУД в процессе закрепления  знаний о 1-2 склонении имен существительных.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. Воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Воспитывать умение работать с учителем и сверстниками; культуру общения, умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе на уроке.

Развивающие: развивать словарный запас, развивают внимание, мышление, память. Развивать личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание; развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.  Развивать коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Образовательные: формировать знания о признаках  2 склонении имен существительных.

Коррекционно-развивающие: корректировать высшие психические функции в процессе выполнения  (внимание, мышление); корректировать память, мышление в процессе выполнения упражнений и участия в игре. Корректировать навыки анализа, синтеза, обобщения, сравнения посредством выполнения самостоятельной работы. Развивать словарный запас в процессе построения полных ответах о 1 и 2 склонении имен существительных.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания: 
создание положительного эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания 

Методы воспитания

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·        создание ситуации успеха;

·        поощрение и порицание.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение, работа с книгой; наглядные: демонстрация; практические: самостоятельная работа, упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, объяснение, повторение.

Методы самостоятельной работы. 

 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.  
Оснащение

Средства обучения:

·     Демонстрационные:  тема, задачи, презентация, аншлаги.

·     Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, ручка, карточки.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

Структура урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                          2мин.

2.     Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.                                 10мин.

3.     Решение проблемы.                                                                                                                                    12мин

4.     Первичное закрепление.                                                                                                                              8мин.

5.     Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).                                5мин.

6.     Информация о домашнем задании.                                                                                                             2мин.

7.     Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).     1мин.

Информационные источники:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2016 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник по русскому языку 4 класс Часть 1: Канакина В.П.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Ход урока.

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.         

Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Словесный: беседа.

 

Наглядный: демонстрация учителя;

Демонстрация буквы;

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. А чтобы мы смогли настроиться на работу, проведем разминку. Я говорю и показываю движения, а вы повторяете.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок.

Теперь проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, пенал, дневник.

Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.   
Задача:     актуализировать знания имени существительном, о 1 склонении имени существительного,

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, воспитывать умение работать с учителем.

Развивать действие смыслообразования, т. е. установить  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развивать саморегуляцию и самоконтроль. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли. Развивать высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Словесные: беседа, объяснение.

 

 

Наглядные: демонстрация.

 

 

По уровню включения в продуктивную деятельность:

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный.

 

 

Для того, чтобы начать урок русского языка, я предлагаю. Вам открыть тетрадь и записать число, классная работа.

Отступите от домашней работы 2 строки, пишем по середине страницы.

Как мы с вами записываем число? Цифрами или буквами?

(ответы обучающихся)

Записываем (Тринадцатое октября. Классная работа)

А сейчас мы выполним с вами минутку каллиграфии.

Калиграфическая минутка: Аа

Словарь: агроном

Давайте проговорим слово агроном по слогам.

Сколько слогов получилось?(3)

А-ГРО-НОМ

На какой слог падает ударение?(на 3)

А-ГРО-НОМ

А вы ребята знаете, кто такой агроном?

Я предлагаю открыть словарь Владимира Ивановича Даля и посмотреть там определение этого слова. Кто желает ответить поставьте руку на локоток.

Агро-от греческого «поле» и ном-«закон»

Агроном работает в поле.(Разбор по членам)

(один ребёнок у доски остальные в тетради)

Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю поучаствовать в нашем   блиц опросе.

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам и падежам)

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного(Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.?(Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

 - Какие имена существительные относятся к 1 скл? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

- Как определить склонение имени существительного?

Алгоритм

1.     Поставить в начальную форму

2.     Определить род

3.     Найтиокончание

4.     Если это существительное ж.р. или м.р.

с окончанием–а или

5. 1 склонение

(на доске)

- Используя алгоритм, выберете слова, которые относятся к 1 скл. и выпишите их в столбик.

На доске записаны слова

Зв..зда, в..лна, в..скр..сенье, п..м..дор, д..ждинка, к..рабль, обл..ко, д..дуля, т..пор, скв..рчиха.

Женя, какие ты слова будешь выписывать?

Кто согласен, просигнализируйте ребята.

 А сейчас я предлагаю вам обменяться тетрадями с соседом по парте и взять ручку другого цвета.

 

Все выписали эти слова?

 Что еще объединяет эти слова?(Орфограмма проверяемый безударный гласный в корне)

Объясните написание букв.

Катя, какую букву ты вставила в первое слово?

Все согласны?

Я предлагаю проверить на слайде правильный ответ.

Миша, какую ты букву вставил во 2 слово?

Юра, какую ты букву вставил в 3 слове?

Женя, какую ты букву вставила в 4 слове?

Алена, что ты вставила в 5 слово?

- Выпишите оставшиеся слова во второй столбик. Что можете сказать об этой группе слов?(Словарные слова. Непроверяемый безударный гласный в корне).

- Почему я выбрала слова с этими орфограммами? (В этих орфограммах чаще всего допускаются ошибки, поэтому надо тренироваться, чтобы их избежать)

 - Можете ли вы сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Да, вы выписали слова, которые относятся ко 2-му склонению.

- Какова же будет тема урока?(2-е склонение имен существительных)

Какие задачи мы можем поставить исходя из темы нашего урока?

- Чему будем учиться?(Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение)

В чем мы можем потренироваться?

1.Узнать какие слова/ окончания относятся ко 2 спряжению имен существительных.

2.Находить имена существительные 2 склонения.

3.Поупрожнятся в нахождении имен существительных2 склонения 

- На данном этапе урока мы можем заполнить таблицу.

- Что мы уже знаем об определении склонения имен существительных?

- Что хотим узнать на уроке?

-А что узнали, мы заполним в конце урока.

 

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал(а)

К существительным

1 скл. относятся

существительные

ж. р. и м. р.

с окончаниями - а, -я

 

Какие

существительные

относятся

ко 2 скл.?

 

 

 

 

Проявляют  положительное отношение к деятельности. Демонстрируют  умения слушать собеседника и вести диалог,  умение работать с учителем.

Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль.
познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем и сверстниками – определение цели, умение работать с учителем; умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

3.     Решение проблемы.         Задача: найти способ решения возникшей проблемы.  Создать условия для повторения и закрепления знаний твердых и мягких согласных звуках.

Словесные: беседа, объяснение.

 

Наглядные:

Работа с доской

 

 

Наглядные: работа с учебником.

 

Для того чтобы решить первую задачу нашего плана я предлагаю вам по нашему алгоритму определить склонение у выписанных  слов во второй столбик.

Сделайте самостоятельно вывод, какие существительные относятся ко 2 склонении?

(Ответы обучающихся)

А для того, чтобы подтвердить ваши предположения предлагаю открыть учебник на странице  102

Маша прочитай определение в рамочке

Правильно ли мы с вами предполагали?

(ответы обучающихся)

https://sun9-11.userapi.com/YWbehq4nF0UvuP4Fe7pEjRHuguEGcimwNHEbvw/AJOoqJ0UyM8.jpg  Сейчас я предлагаю выполнить упражнение 188, на странице 102

Прчитайте.

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием- о, -е-  ----относятся ко 2 склонению.
Зеркало-зеркальце(ср.р)
Берег(0)-бережок(0)(муж.р)
Горох(0)-горошек(0)(муж.р)
Хозяин(0)(муж.р)-хозяйство(ср.р)
Заяц(0)-зайчик(0)(м.р)
Солнце-солнышко(ср.р)
Сердце-сердечко(ср.р.)
Телефон(0)-телефончик(0)(м.р)
Медведь(0)-медвежонок(0)(м.р)
Календарь(0)-календарик(0)(м.р)
Кольцо-колечко(ср.р)
Костюм(0)-костюмчик(0)(м.р)
Комбайн(0)-комбайнер(0)(м.р.)
Озеро-озерцо(ср.р)
Нулевые окончания в тексте обозначены как (0).
     Остальные окончания выделены жирным шрифтом и подчеркнуты.

 

Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание.

Физминутка

Задача:  снять мышечное напряжение.

Наглядные:

Демонстрация учителя.

Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Мы проведем физ. минутку, она называется «Ленивые восьмерки».

Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль.

4.Первичное закрепление.

Задача: создать условия для развития умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; логической цепи рассуждений. Развивать: волевую саморегуляцию,  самоконтроль.

Словесные: беседа, объяснение.

 

Наглядный:

Иллюстрации.

 

 

 

 - Заметили ли вы в физминутке что-то по теме урока? (Слова пол, потолок, окно, коридор – 2 склонения)

- Посмотрите вокруг. В нашем классе есть еще много слов-имен существительных 2 склонения.Назовите их.(Окно, ведро, стол, компьютер, проектор, экран, мел, учитель, ученик, портфель, пенал, карандаш, учебник, стеллаж и т.д.).

 - Составьте небольшой рассказ, используя эти слова. (Выслушать несколько ответов).

 

- Я тоже составила рассказ, но вы должны мне помочь его собрать.

 

Работа в  группах

 

Каждой группе дается разбросанное предложение. Группа записывает его на строку с номером своей группы. Затем представитель группы это предложение диктует всем остальным группам, подходя к ним по очереди. В итоге получается, что у каждой группы будет записан полный текст.

 

 

1.                         подошёл, доске, учитель, к

 

2.                         задание, написал, он

 

3.                         приступили, работе, к, ученики

 

4.                          найти, 2-го склонения, существительные, надо

 

5.                         справились, задачей, этой, все, с

 

Текст

Учитель подошёл к доске. Он написал задание. Ученики приступили к работе. Надо найти существительные 2-го склонения. Все справились с этой задачей.

- Какое было дано задание?

 - У ребят получилось?

- Давайте и мы в полученном тексте найдем существительные 2-го склонения.

Я предлагаю выполнить задание  189 на странице 103.

Прочитайте задание.

Ваня прочитай вслух, что нам нужно сделать?

Кто знает, что такое сервиз?

Сервиз-это полный набор посуды, рассчитаный на определённое количество человек

Бутерброд-бутерброда, м. (нем. Butterbrot, букв. хлеб с маслом). Ломтик хлеба с маслом или с какой-н. закуской (колбасой, сыром и т. п.), тартинка. Бутерброд с икрой.

НАТЮРМОРТ— жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.

Так, ребята, теперь списываем  стихотворение, так как оно показано в учебнике.

Стол(2 скл.),Сервиз(2скл.).Цветов букеты. Торт(2скл.),тарелка(1скл.),бутерброд(2скл.)...Называется всё это по-французски: натюрморт(2скл.).
на картине я вижу стол, тарелку, сервиз, букет из цветов, торт и бутерброд.

 

Проявляют познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль.

4.     Организация самостоятельной работы

Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. Развивать умения строить логическую цепь рассуждений, мышление.    

развивать внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы.

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: работа с учебником.

 

Методы самостояте-льной работы:  

 упражнение.

Теперь, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение на карточках. Работу будем выполнять в парах. На карточке даны склонения, а ниже таблицы написаны слова с цифрами. Внимательно подумайте к какому склонению относятся эти слова. Работайте в паре, сообща , дружно, а затем мы с вами проверим.

«Мини-морской бой»

-Определите склонение существительного и «выстрелите» в нужную позицию.

1 скл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 скл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Урок, тема, правило, учёба, знание, труд, работа, терпение, итог,

   1           2         3             4           5            6         7              8             9

молодец.

       10

Ребята, что у вас получилось. Какие слова вы выписали в первое склонение.

А во втором?

А сейчас я предлагаю проверить со слайдом.

Ребята поднимите руку у кого нет ошибок, молодцы вы хорошо разобрались в теме.

Ребята у кого 1-2 ошибки поднимете руку. Нужно обратиться к тем словам где у вас возникли затруднения и еще раз повторить правила.

 

Демонстрируют  регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем,  работают в паре. Познавательные УУД: демонстрируют умение строить речевое высказывание в устной форме,  устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Развивают внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы.

5.      Информация о домашнем задании.    

Словесный: беседа

Для того чтобы закрепить все что вы знаете о 2 склонении я предлагаю вам выполнить вам следующие задания:

Выучить правило на странице 102 всем ,

А задание вы можете выбрать сами

 1 уровень – с. 104 № 192

2 уровень – составить рассказ на тему «Школа», определить  склонение имен существительных.

3 уровень – составить рассказ, в котором будут имена существительные только 2 склонения.

 

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция,самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем.

6.     Рефлексия учебной деятельности

Задача:  создать условия для осуществления самооценки деятельности обучающихся.

Словесные: беседа, объяснение;

 

создание ситуации успеха;

поощрение

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока.

Что было трудным на уроке? Почему?

Как, по-вашему, был ли урок полезным?

Поднимите руку, если мы смогли достичь цели на уроке.

А как мы достигали цель?
Что нового вы узнали?

А сейчас я предлагаю заполнить последнюю колонку нашей таблица.

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал(а)

К существительным

1 скл. относятся

существительные

ж. р. и м. р.

с окончаниями - а, -я

 

Какие

существительные

относятся

ко 2 скл.?

 

К существительным

2 скл. относятся

существительные

м. р. с □ окончанием

и ср. р. с

окончаниями - о, -е

 

Кто желает прочитать, что он там записал?(Ответы обучающихся)

Спасибо за урок, до свидания!

Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Демонстрируют  регулятивные УУД: волевая саморегуляция,  самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также