«И тогда он будет говорить хорошо»
20-ть простых советов учителя-логопеда родителям. Консультация в уголок логопеда родителям.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно только посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность
задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
20ть простых советов учителялогопеда родителям
«И тогда он будет говорить хорошо»
8.В основе речи – стремление к общению
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его
желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще
(консультацию подготовила
вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя»
учитель – логопед
любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его
Белякова Наталья Юрьевна)
стремление общаться!
1.Начнем с вас
9.Стремление к разнообразию
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что
слов с другими согласными: дядядя, мамама, бабаба, бябябя; с другими
происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
гласными: бабобубибе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш
2.Встреча взглядов
захотел повторять их.
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и
10.Уважайте его попытки говорить
видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте
ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он
развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо
видел вашу артикуляцию.
слышать себя.
3.Говорите четко
11. Учите в игре
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое
ау»). Специально создавайте то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите
падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
4.То же, но поразному
12.Не предупреждайте его желания.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае – меняя
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто
порядок слов. Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на
предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае
слова.
у малыша нет необходимости произносить чтолибо – достаточно только
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какоенибудь новое слово, старайтесь
посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность
употреблять его в разных контекстах и не единожды.
задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение,
5.Но: не переусердствуйте
не стоит задерживаться на этом уровне.
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя
13.Расширяйте словарь малыша
ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь;
6.Очень важно: хорошее настроение
говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.
пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому
Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую
лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы
информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои
7.Все чувства – в союзе с речью
действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его
окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая чтото новое, имел возможность не
картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей.
только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать
Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще
различными способами. Если вы видите, что ребенок чтото трогает, с чемто играет,
спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
14.Ведите дневник
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает,
какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об 15.Развивайте фонематический слух
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним
звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка и т.д.).
16.Не пренебрегайте звукоподражанием
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова
типа «бух», «нямням», «дай», «авав» и другие короткие слова, состоящие из
одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях,
легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую
стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не
пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17.Читайте, читайте, читайте…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это
надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже
много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение –
покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку потрогать,
поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение,
уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой
строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему
воспринять ритм и воспроизвести его.
18.Пальцы помогают речи
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений
пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка,
рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет
речи; а в будущем – письму.
19.Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны
Если ваш малыш неверно произносит какойлибо звук, никогда не смейтесь, не
повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово –
правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить
за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он
обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных
ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком
фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать
обратную реакцию.
20.Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему
развиваться гармонично.
Не забывайте активно радоваться
его успехам, Рисунок 1
20-ть простых советов учителя-логопеда родителям.
20-ть простых советов учителя-логопеда родителям.
20-ть простых советов учителя-логопеда родителям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.