25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
Взрослым
09.01.2019
12 декабря 1993 наши соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия. Важным моментом принятия новой конституции явилось то, что народ впервые самостоятельно одобрил основной закон государства.
конституция РФ.docx
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Алтайский государственный колледж»
25 лет Конституции РФ
Подготовила: Павлова Марина
Владимировна. Барнаул 2018
Цель: празднование главных исторических дат в жизни России – 25летие
Конституции РФ.
Задачи:
формирование представления о важности соблюдения законов
государства;
развитие гражданскоправового образования обучающихся;
формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
приобретение навыков правовой культуры;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и
излагать свои мысли.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса
Форма проведения: классный час с элементами беседы и интеллектуальной
игры.
Слайд №1.
Наше мероприятие посвящено юбилею Российской Конституции. Ныне
действующему основному закону государства исполняется 25 лет.
Слайд №2.
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны;
Конституция определяет:
Основы государственного и общественного строя;
Систему органов власти, порядок их образования и деятельности;
Права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и
большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет
закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему
хочется, а люди разные, и это может привести к хаосу и насилию в обществе.
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел
никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть
равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у
других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом
государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу,
обменять на собаку и т. д. Только в ХIХ веке человечество научилось
понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить
специальные документы или законы по правам человека.
Об этом точно выразился Сэмюэль Джонсон, английский литератор: «Закон
есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт
людей на благо общества».
Давайте заглянем в историю принятия главного закона в нашей стране.
Первым конституционным проектом, появившимся в России можно
назвать «План Государственного преобразования» , разработанный в 1809 г.
графом Михаилом Михайловичем Сперанским.
«Русская правда» Павла Ивановича Пестеля была воистину
революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное Право, но и
отменяла самодержавие, учреждая республику.
Программа конституционных преобразований была разработана
императором Александром II. Но его идее не суждено было сбыться… 1
марта 1881 года он был убит народовольцами.
С. №3. Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 г. на
Пятом Всероссийском съезде Советов.
С. №4. В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об
образовании СССР. Съезд принял решение о разработке общесоюзной
конституции. 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята II
съездом Советов.
С. №5. Следующий вариант Конституции, после некоторой доработки,
был принят в 1936году. Ее называли «сталинской».
С. №6. «Конституцией развитого социализма» назвали новую редакцию
главного закона, принятого в 1977году в период правления главы СССР
– Л.И.Брежнева.
С. №7. 12 декабря 1993 года. Всенародным голосованием была
принята Конституция Российской Федерации. С 2005 года 12 декабря День
Конституции причислен к памятным датам России.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей
страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении
демократического государства, основанного на принципе равенства,
гуманизма, мира и согласия.
Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской
Федерации. С. №8
В соответствии с Конституцией формируется все законодательство, т.е. его
законы. Из чего же состоит сам документ? (ответы детей)
Слайд № 9.
Преамбула:
Провозглашается, что народ России принимает Конституцию;
Закрепляются демократические и гуманистические ценности;
Определяется место России в современном мире.
Раздел 1 (главы):
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент РФ.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное управление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Органы государственной власти:
Президент;
Законодательное собрание – Федеральное собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума);
Исполнительная власть – Правительство;
Судебная власть.
Президенты Российской Федерации:
Первый президент РФ – Борис Николаевич Ельцын (1991 – 1999гг.)
Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович (2000 –
2008 гг.)
Третий президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич (2008 –
2012 гг.)
Действующий президент РФ – В.В.Путин. Избран на пост всенародным
голосованием в мае 2012, марте 2018 годов. В его руках находится особая
власть – президентская. Его главные задачи: охранять конституционный строй
России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.
Слайд № 10,11
В декабре 2000 года Государственная Дума РФ приняла законы о
государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне.
Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
ГИМН.
Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и
знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную
песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня,
посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и
почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных
мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае
победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей
стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все
встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В
международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение
уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового
гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а
музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой
в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от
30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился
новый гимн.
Слайд № 12
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая
на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных
документах.
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На
нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых
официальных документах
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском
народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости,
самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные
почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного
закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за
собой ответственность в рамках действующего закона.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
А теперь проверим ваши знания по теме нашего разговора. Проведем
интеллектуальную игру «Умники и Знатоки».
Правила игры:
Каждая группа – это команда интеллектуалов. Таким образом, у нас будет 2
команды
Всего будет 8 раундов и 1 разминка. Ваша задача набрать большее
количество правильных ответов.
Сигналом готовности команды будут сигнализаторы, которые будут в руках
капитанов команд. Поэтому выбираем сначала в командах капитанов.
Представьте их.
Играразминка «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека –
говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
1 раунд. Блиц вопросы по Конституции РФ
1) Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
2)Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
3) Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
4) Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
5) Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
6) Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в
выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
7) Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет,
гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
8) С какого возраста человеку можно самостоятельно осуществлять в полном
объёме свои права. (С 18 лет)
2 раунд.
«Интеллектуальный кругозор»
Ответить быстро на вопросы.
1 команда
В. 1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На
паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы,
вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях,
денежных знаках).
В. 2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня) 2 команда
В.1. Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
В.2. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В
1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите?
(Святой ГеоргийПобедоносец)
1 команда
В.1. Кто и в каком году принял законы о государственных символах России?
( Госдума 25 декабря 2000 года).
В.2. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с
нижней полосы? Когда россияне отмечают день государственного флага?
(красносинебелый, 22 августа)
2 команда
В.1В каких случаях проводится референдум?
В.2. Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков)
3 раунд. Конкурс: "В жизни всё случается"
Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения
которых, отвечают на поставленный вопрос.
1я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по
дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же
быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы
имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на
отдых ст. 37)
2я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика,
ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это
сделать (ст. 43 Конституции)
3ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила
камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в
помещении.
4 раунд. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции
РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1й 5 баллов, со 2й 4
балла и т. д.
Итак:
1 термин: (конституция)
русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
одно из значений построение;
в биологии индивидуальные физиологические и анатомические
особенности;
на латинском установление;
в политике основной закон государства;
2 термин: (государство)
имеет свою структуру;
имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
появилось в глубокой древности; изза спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне,
Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
возникла в Древней Греции;
на латыни общественное дело;
ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
это форма правления;
бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
устанавливает государство;
в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный
срок;
при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
идёт на содержание госструктур, армию, образование;
по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
5 раунд. Конкурс капитанов.
После 1917 года было принято в общей сложности 5 конституций и РСФСР, и
СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918РСФСР,1924СССР,
1936СССР, 1977СССР)
Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А.Медведев)
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф.?
(Президент)
Форма правления в России? (Республика)
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
(до 18 лет.)
Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или
Россия)
Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)
Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны
в правах).
Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом
России?
Что означает "свобода совести"?
6 раунд. Конкурс "Сказка сказке рознь"
Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с
позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто
неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была
нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом
воспользовались её герои:
Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;
"Посадил дед репку"
Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству; Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию
царю Салтану о его жене;
Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;
Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;
Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;
Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал
всё его имущество своему хозяину;
Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.
7 раунд. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков
– за 1 минуту отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов
зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Закон – К О Н З А
Жизнь – З Н Ь Ж И
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №1.
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Школа – Л О К А Ш
Опека – К Е П О А
Карточка №3.
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Норма – М Р А Н О
8 раунд. «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Рождество 7 января
2. Праздник Весны и Труда 1 мая 3. День защитника Отечества 23 февраля
4. День государственного флага 22 августа
5. День Победы 9 мая
6. День народного единства 4 ноября
7. День независимости России 12 июня
8. Международный женский день 8 марта
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
25 лет конституции РФ, методическая разработка по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.