Тема урока:
Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставок
Цели урока:
1. Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова.
2. Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого формируется навык грамотного письма.
3. Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и уметь делать выводы).
4. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» 2 класс /Автор Н.А. Чуракова/
2. Мультимедийная технология
3. Карточки для самостоятельной работы.
4. Сигнальные карточки для работы в группе
Примечание:
Урок составлен из трёх основных частей:
1. Вызов
2. Осмысление
3. Рефлексия
Использованы следующие приёмы:
1. Кластер
2. Инсерт
3. Синквейн
Эпиграф к уроку (записан на доске)
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Ход урока
(Слайд 1)
I Организационный момент
Сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом и познания нового материала
(Слайд 2)
Как вы понимаете эти слова? (« Если знаешь части слова, то напишешь их толково»)
/Чтобы быть грамотным, писать без ошибок, нужно быть прилежным, старательным/
II Вызов.
1. Каллиграфическая минутка.
На доске: -ик, -ник, -щик.
-Что общего в этих записях?
-Какую часть слова напоминают эти сочетания букв? (суффикс)
-Запишите их в тетрадь, чередуя.
- Какие ещё части слова вы знаете? (корень, окончание, основа)
-Может ли слово быть без суффикса?
-А без корня? Почему? (Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова)
2. Постановка темы и цели урока.
Прочитайте слова на доске.
Лес, лесной лесок.
-Что можно сказать о данных словах? (Слова однокоренные, родственные, корень-лес)
-Разберите слова по составу.
-Чем вы будете пользоваться при разборе? (Памяткой по разбору слов)
Сделайте вывод:
-Какие части слова встретились в данных словах?
(Слово : лес: окончание нулевое, корень лес
Слово лесной : окончание ой, корень лес, суффикс –н
Слово : лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс – ок
В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания)
-Расскажите о каждой из них:
Окончание – часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так:
Главная часть слова называется корень. В нём заключён основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными словами. Корень обозначается так:________
Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так:______-
Основа – часть слова без окончания
Заполнение кластера (Слайд 3)
Корень
окончание части слова основа
окончание
?
-Кластер не заполнен до конца. Почему?
(этого понятия мы не знаем)
-Выскажите свои предположения, какой части слова будет посвящён сегодня урок?
(Будем говорит о приставке)
-Всё верно.
Тема нашего урока:
Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставки.
(Слайд 4)
-Итак, предлагаю, начать работу по изучению новой части слова –приставки.
В этом нам помогут учебник и ваши светлые головы .
III Осмысление
1)
-В начале урока мы разобрали группу слов Напомните их( Лес, лесной, лесок)
-Я добавлю в эту группу ещё одно слово: перелесок.
-Попробуйте его разобрать по составу. ( Окончание нулевое, корень лес, суффикс –ок.
У нас осталась ещё одна часть пере. Мы думаем, что это и есть приставка.)
--Вы правы. Пере-это приставка.
Опишите её по вопросам
-Где стоит?
-Зачем она появилась в этом слове? ( Приставка пере стоит перед корнем)
С помощью приставки пере получилось новое слово перелесок)
-Что обозначает новое слово перелесок
(Слайд 5)
(Перелесок- это молодой редкий лес: лес, отделённый полянами от большого леса)
-Почему приставку назвали приставкой? ( Её как будто приставили к корню. Было слово лесок. Приставили- пере, стало перелесок.)
-Что случится , если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него?
-Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте текст в рамке. С помощью специальных знаков сделайте пометки в тексте : V-уже знал, +-новое, ?- не понял, есть вопрос.
Слайд 6.
-Что в тексте было не понятно?
-Что для вас было знакомо?
-Что нового вы узнали?
-Сможем ли теперь выделить приставку пере в слове перелесок? Выделите.
Слайд 7.
Физкульминутка.
2) Работа по учебнику: стр. 59. Упр № 64. Прочитайте задание.
-Сколько в списке слов, родственных слову бежать?
-Можете выделить корень у этих слов?. Назовите его!
-Зачем этим словам частички перед корнем? (в словаре они выделены голубым светом)
(Эти частички придают словам разный смысл)
-От какого слова образовались все эти слова с приставками? ( От слова бежать)
-Спишите слова. Обозначьте приставки ( Один ученик работает у доски)
Ответьте на вопросы:
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Как они называются?
-Обсудите в группе результаты своей работы. Какой вывод вы можете сделать?
( Все слова отвечают на вопрос что сделать? Это слова. Называющие действия. Значит, с помощью приставок можно образовать много разных действий)
Выполнение задания на карточках: (По группам)
Дописать недостающую по смыслу часть слова.
Поднять красную карточку, если считаете, что справитесь с работой самостоятельно.
Синяя- нуждаетесь в карточке – помощнице.
Карточка – помощница:
От, вы, при, за, про.
1-я и 3-я и 5-я группа 2-я, 4-я, 7-я-группа
….бежать от края ….бежать за угол
….бежать из дома …бежать первым
…бежать мимо дома ….бежать до дороги
6-я – 8-я группа
….бежать до аптеки
…бежать за лекарством
…бежать от собаки
Проверка (Спрашиваю у одной из групп, другая поднимает карточку)
Можно ли сказать, что слова отбежать, забежать, прибежать, выбежать это разные формы одного слова?
Чтобы развеять все сомнения, посмотрите на экран и обратите внимание на значения этих слов? (Слайды 10-14)
-Меняется ли значение слов?(Да)
-Значит, это новые слова, родственные? (Да)
-Где находится та часть слов, которая прида1т новое значение? (Перед корнем)
Поиграем в слова
Слайд 15
В тетради напишите слово ход.
ЗА 1 минуту вам надо придумать и записать в столбик слова как можно больше родственных слов, приставив перед корнем –ход- разные части.
Например:
Ход
Выход
Кто придумал 7 слов, 6 слов, ?
-Если вы назовёте ту часть слова, которую приставляли к слову ход, тем самым, меняя его значение? (Приставка)
Назовите приставку в слове выход
-Назовите приставки в своих словах
-Выделите приставки.
Физкульминутка
Самостоятельная работа
Слайд 16
Прочитайте задания. Выполните задание только одного варианта, которое , по-вашему мнению, вам по силам. Оцените себя после выполнения этой работы.
Вариант1
Допишите к словам приставку до-
…лить ….бавить …бежать
Вариант 2
Допишите приставку за- или –на-
…писать письмо …помнить брату о книге, ….писать адрес,
….помнить наизусть
Вариант 3.
Догадайся, какую приставку надо добавить к словам каждогоь столбика
…рисовка ….звание …знакомить
…морозки …воднение …читать
Самооценка
Красный- выполнил задание правильно
Синий- сомневаюсь в правильности выполнения задания
IV Рефлексия
1. Давайте вернёмся к нашему кластеру. Слайд 17
-С какой часть слова сегодня познакомились?
Чтобы вы рассказали о приставках родителям?
Приставка-это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так.____________
2. Приём «Синквейн»
О чём сегодня шла речь на уроке? (О приставках)
Какими они показались вам?, дайте характеристику)
(Разные, нужные, трудные, значимые….)
-Расскажите, что вы узнали сегодня о приставках. Напишите три действия.
(служит, образует, выделяется, помогают…)
_Попробуйте выразить своё отношение к приставкам
(Без неё не обойтись в русском языке!)
Составьте синквейн на листочках.
-Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о приставках?
-На следующем уроке мы продолжим открывать секреты о приставках
Работа в группах
Порассуждайте на темы:
1-я и 2-я группа 8-я
Что случится, если приставки исчезнут из русского языка?
3-я. 4-я группа
Могут ли приставки образовывать слова, которые называют предметы или признаки .
5-я, 6-я, 7-я
На какую часть слова похожа приставка? Чем?
Самостоятельная работа на карточках.
Выделить приставки. Разделить слова на группы .подчеркнув слова 1 группы –красным карандашом .2-ой группы –синим. 3-группы-зелёным.
Выделить ,записать, вписать, перелить, заехать, налить ,выехать, отлить, выписать, написать, пролить, переехать, уехать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.