2клРусский язык Тема: " Образование слов с помощью приставок"
Оценка 4.7

2клРусский язык Тема: " Образование слов с помощью приставок"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
25.03.2017
2клРусский язык Тема: " Образование слов с помощью приставок"
1. Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова. 2. Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого формируется навык грамотного письма. 3. Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и уметь делать выводы). 4. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.1. Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова. 2. Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого формируется навык грамотного письма. 3. Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и уметь делать выводы). 4. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.
урок русск. яз во 2клОбразование слов с помощью приставок Перцева.docx

Тема урока:

Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставок

 

Цели урока:

1.      Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова.

2.      Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого  формируется навык грамотного письма.

3.      Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического  мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные  данные и уметь делать выводы).

4.      Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.

 

 

Оборудование:

1.      Учебник «Русский язык» 2 класс /Автор Н.А. Чуракова/

2.      Мультимедийная   технология

3.      Карточки для самостоятельной работы.

4.      Сигнальные  карточки для работы в группе

 

 

 

Примечание:

Урок составлен из трёх основных частей:

1.      Вызов

2.      Осмысление

3.      Рефлексия

 

 

Использованы следующие приёмы:

1.      Кластер

2.      Инсерт

3.      Синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф к уроку (записан на доске)

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

 

Ход урока

(Слайд 1)

I  Организационный момент

Сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом и  познания нового материала

(Слайд 2)

Как вы понимаете эти слова? (« Если  знаешь  части слова, то напишешь их толково»)

/Чтобы быть грамотным, писать без ошибок, нужно быть прилежным, старательным/

 

II  Вызов.

1.      Каллиграфическая минутка.

На доске: -ик,  -ник,    -щик.

-Что общего в этих  записях?

-Какую часть слова напоминают эти сочетания букв? (суффикс)

-Запишите их в тетрадь, чередуя.

- Какие ещё части слова вы знаете? (корень, окончание, основа)

-Может ли слово быть без суффикса?

-А без корня? Почему?  (Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова)

 

2.      Постановка темы и цели урока.

Прочитайте слова на доске.

Лес, лесной лесок.

-Что можно сказать о данных словах? (Слова  однокоренные, родственные, корень-лес)

-Разберите слова по составу.

-Чем вы будете пользоваться при разборе?  (Памяткой по разбору слов)

 

Сделайте вывод:

-Какие части слова встретились в данных словах?

(Слово : лес: окончание нулевое, корень лес

Слово лесной : окончание ой, корень лес, суффикс –н

Слово : лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс – ок

В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания)

-Расскажите о каждой из них:

Окончание – часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так:

Главная часть слова называется корень. В нём заключён основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными словами. Корень обозначается так:________

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых  слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так:______-

Основа – часть слова без окончания

 

 

 

Заполнение кластера   (Слайд 3)

 

                                     Корень                                 

 

окончание                 части слова                           основа

                                                                                   окончание

 

                                               ?

 

-Кластер не заполнен до конца. Почему?

(этого понятия мы не знаем)

-Выскажите свои предположения, какой части слова будет посвящён сегодня урок?

(Будем  говорит о приставке)        

-Всё верно.

                        Тема нашего урока:

Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставки.

(Слайд 4)

-Итак, предлагаю, начать работу по изучению новой части слова –приставки.

В этом нам помогут учебник и ваши светлые головы     .

 

III Осмысление

1)

-В начале урока мы разобрали группу слов Напомните их( Лес, лесной, лесок)

-Я добавлю в эту группу ещё одно слово: перелесок.

-Попробуйте его    разобрать по составу. ( Окончание нулевое, корень лес, суффикс –ок.

У нас осталась ещё одна часть пере. Мы думаем,  что это и есть  приставка.)

--Вы правы. Пере-это приставка.

Опишите её по вопросам

-Где стоит?

-Зачем она появилась в этом слове? ( Приставка пере стоит перед корнем)

С помощью приставки пере получилось новое слово перелесок)

-Что обозначает новое слово перелесок

(Слайд 5)

(Перелесок- это молодой редкий лес:  лес, отделённый полянами от большого леса)

-Почему приставку назвали приставкой? ( Её как будто приставили к корню. Было слово лесок. Приставили- пере, стало перелесок.)

-Что случится , если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него?

-Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте текст в рамке. С помощью специальных знаков сделайте пометки в тексте : V-уже знал, +-новое, ?- не понял, есть вопрос.

 

Слайд 6.

-Что в тексте было не понятно?

-Что для вас было знакомо?

-Что нового вы узнали?

-Сможем ли теперь выделить приставку  пере в слове перелесок? Выделите.



Слайд 7.

Физкульминутка.    

 

2) Работа по учебнику: стр. 59. Упр № 64. Прочитайте задание.

-Сколько в списке слов, родственных слову бежать?

-Можете выделить корень у этих слов?. Назовите его!

-Зачем  этим словам частички перед корнем? (в словаре они выделены голубым светом)

(Эти частички придают словам разный смысл)

 

-От  какого слова образовались все эти слова с приставками? ( От слова бежать)

-Спишите слова. Обозначьте приставки ( Один ученик работает у доски)                  

Ответьте на вопросы:

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Как они называются?

-Обсудите в группе результаты своей работы. Какой вывод вы можете сделать?

( Все  слова отвечают на вопрос что сделать? Это слова. Называющие действия. Значит, с помощью приставок  можно образовать много разных  действий)

 

Выполнение задания на карточках: (По группам)

Дописать недостающую по смыслу часть слова.

Поднять красную карточку, если считаете, что справитесь с работой самостоятельно.

Синяя- нуждаетесь в карточке – помощнице.

 

Карточка – помощница:

От, вы, при, за, про.

 

1-я и 3-я  и 5-я группа                                 2-я, 4-я, 7-я-группа

….бежать от края                              ….бежать за угол

….бежать из дома                            …бежать первым

…бежать мимо дома                                   ….бежать до дороги

 

 

 

6-я – 8-я группа

….бежать до аптеки

…бежать за лекарством

…бежать от  собаки

 

Проверка  (Спрашиваю у одной из групп, другая поднимает карточку)

Можно ли сказать, что слова отбежать, забежать, прибежать, выбежать это разные формы одного слова?

Чтобы развеять все сомнения, посмотрите на экран и обратите внимание на значения этих слов?  (Слайды 10-14)

 

-Меняется ли значение слов?(Да)

-Значит, это  новые слова, родственные? (Да)

-Где  находится та часть слов, которая прида1т новое значение?  (Перед корнем)

 

Поиграем в слова

Слайд 15

 

В тетради напишите слово ход.

ЗА 1 минуту вам надо придумать и записать в столбик слова как можно больше родственных слов, приставив перед корнем –ход- разные части.

Например:

Ход

Выход

Кто придумал 7 слов, 6 слов, ?

-Если вы назовёте ту часть слова, которую приставляли к слову ход, тем самым, меняя его значение? (Приставка)

Назовите приставку в слове  выход

-Назовите приставки в своих словах

-Выделите приставки.

 

Физкульминутка

 

Самостоятельная работа

Слайд 16

Прочитайте задания. Выполните задание только одного варианта, которое , по-вашему мнению, вам по силам. Оцените себя после выполнения этой работы.

 

Вариант1

Допишите к словам приставку до-

…лить             ….бавить                                …бежать

 

 

Вариант 2

Допишите приставку за- или –на-

…писать письмо                    …помнить брату о книге,                 ….писать адрес,

….помнить наизусть

 

Вариант 3.

Догадайся, какую приставку надо добавить к словам каждогоь столбика

 

…рисовка                               ….звание                   …знакомить

…морозки                              …воднение                …читать

 

Самооценка

Красный- выполнил задание правильно

Синий- сомневаюсь в правильности выполнения задания      

 

           

IV Рефлексия

1.      Давайте вернёмся к нашему кластеру. Слайд 17

-С какой часть слова сегодня познакомились?

Чтобы вы рассказали о приставках родителям?

Приставка-это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так.____________

2.      Приём «Синквейн»

О чём сегодня шла речь на уроке? (О приставках)

Какими они показались вам?, дайте характеристику)

(Разные, нужные, трудные, значимые….)

-Расскажите, что вы узнали сегодня о приставках. Напишите три действия.

(служит, образует, выделяется, помогают…)

_Попробуйте выразить своё отношение к приставкам

(Без неё не обойтись в русском языке!)

 

Составьте синквейн на листочках.

 

-Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о приставках?

-На следующем уроке мы продолжим открывать секреты о приставках

 

Работа в группах

Порассуждайте на темы:

1-я и 2-я группа 8-я

Что случится, если приставки исчезнут из русского  языка?

 

 

3-я. 4-я группа

Могут ли приставки образовывать слова, которые называют предметы или признаки .

 

5-я, 6-я, 7-я

На какую часть слова похожа приставка? Чем?

 

Самостоятельная работа на карточках.

Выделить приставки.   Разделить слова на группы .подчеркнув слова 1 группы –красным карандашом .2-ой группы –синим. 3-группы-зелёным.

 

            Выделить ,записать,  вписать, перелить, заехать, налить ,выехать, отлить, выписать, написать, пролить, переехать, уехать.

 

 


 

Тема урока: Приставка как часть слова

Тема урока: Приставка как часть слова

Эпиграф к уроку (записан на доске) «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

Эпиграф к уроку (записан на доске) «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов

Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте текст в рамке

Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте текст в рамке

Проверка (Спрашиваю у одной из групп, другая поднимает карточку)

Проверка (Спрашиваю у одной из групп, другая поднимает карточку)

Вариант 2 Допишите приставку за- или –на- …писать письмо …помнить брату о книге, …

Вариант 2 Допишите приставку за- или –на- …писать письмо …помнить брату о книге, …

Могут ли приставки образовывать слова, которые называют предметы или признаки

Могут ли приставки образовывать слова, которые называют предметы или признаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017