2клРусский язык Тема: " Образование слов с помощью приставок"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова. 2. Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого формируется навык грамотного письма. 3. Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и уметь делать выводы). 4. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.1. Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова. 2. Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого формируется навык грамотного письма. 3. Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и уметь делать выводы). 4. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.
Иконка файла материала урок русск. яз во 2клОбразование слов с помощью приставок Перцева.docx

Тема урока:

Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставок

 

Цели урока:

1.      Формировать представление о приставке как о значимой части слова, с помощью которой можно образовать родственные слова.

2.      Познакомить с простейшими способами образования слов, на основании которого  формируется навык грамотного письма.

3.      Развивать критическое мышление, создать условия для развития логического  мышления (анализировать, сравнивать, обобщать полученные  данные и уметь делать выводы).

4.      Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, прилежное отношение к учёбе, культуру письма.

 

 

Оборудование:

1.      Учебник «Русский язык» 2 класс /Автор Н.А. Чуракова/

2.      Мультимедийная   технология

3.      Карточки для самостоятельной работы.

4.      Сигнальные  карточки для работы в группе

 

 

 

Примечание:

Урок составлен из трёх основных частей:

1.      Вызов

2.      Осмысление

3.      Рефлексия

 

 

Использованы следующие приёмы:

1.      Кластер

2.      Инсерт

3.      Синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф к уроку (записан на доске)

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

 

Ход урока

(Слайд 1)

I  Организационный момент

Сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом и  познания нового материала

(Слайд 2)

Как вы понимаете эти слова? (« Если  знаешь  части слова, то напишешь их толково»)

/Чтобы быть грамотным, писать без ошибок, нужно быть прилежным, старательным/

 

II  Вызов.

1.      Каллиграфическая минутка.

На доске: -ик,  -ник,    -щик.

-Что общего в этих  записях?

-Какую часть слова напоминают эти сочетания букв? (суффикс)

-Запишите их в тетрадь, чередуя.

- Какие ещё части слова вы знаете? (корень, окончание, основа)

-Может ли слово быть без суффикса?

-А без корня? Почему?  (Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова)

 

2.      Постановка темы и цели урока.

Прочитайте слова на доске.

Лес, лесной лесок.

-Что можно сказать о данных словах? (Слова  однокоренные, родственные, корень-лес)

-Разберите слова по составу.

-Чем вы будете пользоваться при разборе?  (Памяткой по разбору слов)

 

Сделайте вывод:

-Какие части слова встретились в данных словах?

(Слово : лес: окончание нулевое, корень лес

Слово лесной : окончание ой, корень лес, суффикс –н

Слово : лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс – ок

В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания)

-Расскажите о каждой из них:

Окончание – часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так:

Главная часть слова называется корень. В нём заключён основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными словами. Корень обозначается так:________

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых  слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так:______-

Основа – часть слова без окончания

 

 

 

Заполнение кластера   (Слайд 3)

 

                                     Корень                                 

 

окончание                 части слова                           основа

                                                                                   окончание

 

                                               ?

 

-Кластер не заполнен до конца. Почему?

(этого понятия мы не знаем)

-Выскажите свои предположения, какой части слова будет посвящён сегодня урок?

(Будем  говорит о приставке)        

-Всё верно.

                        Тема нашего урока:

Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставки.

(Слайд 4)

-Итак, предлагаю, начать работу по изучению новой части слова –приставки.

В этом нам помогут учебник и ваши светлые головы     .

 

III Осмысление

1)

-В начале урока мы разобрали группу слов Напомните их( Лес, лесной, лесок)

-Я добавлю в эту группу ещё одно слово: перелесок.

-Попробуйте его    разобрать по составу. ( Окончание нулевое, корень лес, суффикс –ок.

У нас осталась ещё одна часть пере. Мы думаем,  что это и есть  приставка.)

--Вы правы. Пере-это приставка.

Опишите её по вопросам

-Где стоит?

-Зачем она появилась в этом слове? ( Приставка пере стоит перед корнем)

С помощью приставки пере получилось новое слово перелесок)

-Что обозначает новое слово перелесок

(Слайд 5)

(Перелесок- это молодой редкий лес:  лес, отделённый полянами от большого леса)

-Почему приставку назвали приставкой? ( Её как будто приставили к корню. Было слово лесок. Приставили- пере, стало перелесок.)

-Что случится , если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него?

-Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте текст в рамке. С помощью специальных знаков сделайте пометки в тексте : V-уже знал, +-новое, ?- не понял, есть вопрос.

 

Слайд 6.

-Что в тексте было не понятно?

-Что для вас было знакомо?

-Что нового вы узнали?

-Сможем ли теперь выделить приставку  пере в слове перелесок? Выделите.



Слайд 7.

Физкульминутка.    

 

2) Работа по учебнику: стр. 59. Упр № 64. Прочитайте задание.

-Сколько в списке слов, родственных слову бежать?

-Можете выделить корень у этих слов?. Назовите его!

-Зачем  этим словам частички перед корнем? (в словаре они выделены голубым светом)

(Эти частички придают словам разный смысл)

 

-От  какого слова образовались все эти слова с приставками? ( От слова бежать)

-Спишите слова. Обозначьте приставки ( Один ученик работает у доски)                  

Ответьте на вопросы:

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Как они называются?

-Обсудите в группе результаты своей работы. Какой вывод вы можете сделать?

( Все  слова отвечают на вопрос что сделать? Это слова. Называющие действия. Значит, с помощью приставок  можно образовать много разных  действий)

 

Выполнение задания на карточках: (По группам)

Дописать недостающую по смыслу часть слова.

Поднять красную карточку, если считаете, что справитесь с работой самостоятельно.

Синяя- нуждаетесь в карточке – помощнице.

 

Карточка – помощница:

От, вы, при, за, про.

 

1-я и 3-я  и 5-я группа                                 2-я, 4-я, 7-я-группа

….бежать от края                              ….бежать за угол

….бежать из дома                            …бежать первым

…бежать мимо дома                                   ….бежать до дороги

 

 

 

6-я – 8-я группа

….бежать до аптеки

…бежать за лекарством

…бежать от  собаки

 

Проверка  (Спрашиваю у одной из групп, другая поднимает карточку)

Можно ли сказать, что слова отбежать, забежать, прибежать, выбежать это разные формы одного слова?

Чтобы развеять все сомнения, посмотрите на экран и обратите внимание на значения этих слов?  (Слайды 10-14)

 

-Меняется ли значение слов?(Да)

-Значит, это  новые слова, родственные? (Да)

-Где  находится та часть слов, которая прида1т новое значение?  (Перед корнем)

 

Поиграем в слова

Слайд 15

 

В тетради напишите слово ход.

ЗА 1 минуту вам надо придумать и записать в столбик слова как можно больше родственных слов, приставив перед корнем –ход- разные части.

Например:

Ход

Выход

Кто придумал 7 слов, 6 слов, ?

-Если вы назовёте ту часть слова, которую приставляли к слову ход, тем самым, меняя его значение? (Приставка)

Назовите приставку в слове  выход

-Назовите приставки в своих словах

-Выделите приставки.

 

Физкульминутка

 

Самостоятельная работа

Слайд 16

Прочитайте задания. Выполните задание только одного варианта, которое , по-вашему мнению, вам по силам. Оцените себя после выполнения этой работы.

 

Вариант1

Допишите к словам приставку до-

…лить             ….бавить                                …бежать

 

 

Вариант 2

Допишите приставку за- или –на-

…писать письмо                    …помнить брату о книге,                 ….писать адрес,

….помнить наизусть

 

Вариант 3.

Догадайся, какую приставку надо добавить к словам каждогоь столбика

 

…рисовка                               ….звание                   …знакомить

…морозки                              …воднение                …читать

 

Самооценка

Красный- выполнил задание правильно

Синий- сомневаюсь в правильности выполнения задания      

 

           

IV Рефлексия

1.      Давайте вернёмся к нашему кластеру. Слайд 17

-С какой часть слова сегодня познакомились?

Чтобы вы рассказали о приставках родителям?

Приставка-это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так.____________

2.      Приём «Синквейн»

О чём сегодня шла речь на уроке? (О приставках)

Какими они показались вам?, дайте характеристику)

(Разные, нужные, трудные, значимые….)

-Расскажите, что вы узнали сегодня о приставках. Напишите три действия.

(служит, образует, выделяется, помогают…)

_Попробуйте выразить своё отношение к приставкам

(Без неё не обойтись в русском языке!)

 

Составьте синквейн на листочках.

 

-Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о приставках?

-На следующем уроке мы продолжим открывать секреты о приставках

 

Работа в группах

Порассуждайте на темы:

1-я и 2-я группа 8-я

Что случится, если приставки исчезнут из русского  языка?

 

 

3-я. 4-я группа

Могут ли приставки образовывать слова, которые называют предметы или признаки .

 

5-я, 6-я, 7-я

На какую часть слова похожа приставка? Чем?

 

Самостоятельная работа на карточках.

Выделить приставки.   Разделить слова на группы .подчеркнув слова 1 группы –красным карандашом .2-ой группы –синим. 3-группы-зелёным.

 

            Выделить ,записать,  вписать, перелить, заехать, налить ,выехать, отлить, выписать, написать, пролить, переехать, уехать.