Учебник: Школа России Русский язык 2 часть (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Класс: 3
Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Цель: создание условий для ознакомление обучающихся с ролью имен прилагательных в речи.
Задачи:
- освоение знаний о роли имен прилагательных в тексте;
- овладение умениями определять лексическое значение имен прилагательных;
- развитие речи, мышления, внимания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- повторить знания учащихся об имени прилагательном;
- сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
- учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать орфографическую зоркость.
метапредметные:
- извлекать необходимую информацию;
- осуществлять самоконтроль; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные:
- мотивация к учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. -Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определённой последовательности. Сегодня вы расширите свои знания о части речи, которую уже знаете. (слайд 1) |
Приветствуют, слушают |
II.Самоопределение деятельности |
-
Но перед этим, так как вы видите меня первый раз, я бы хотела рассказать
немного о себе, сделаю я это сейчас одним способом, но два моих рассказа
будут чем-то отличаться, послушайте внимательно и потом скажите, чем же
отличаются два моих рассказа. 2.
Меня зовут ______________, я активная
студентка педагогического колледжа. В свободное время я люблю делать интересные фотографии нашей красивой природы, открытых людей и забавных
животных. Также мне нравятся душевные и веселые
посиделки со своими друзьями. ( можно использовать определение об учителе или
ученике) -Ребята, вы сейчас прослушали два текста, чем они похожи? -А какой текст вам было интереснее слушать? -А чем 2 текст отличается от 1? - А что это за слова такие? |
-Тем, что вы рассказываете о себе -Второй, первый (второй) -Там больше слов/вы используете прилагательные) |
III.Актуализация знаний |
-Правильно, второй текст звучит интересней за счет употребления прилагательных. -А что такое имя прилагательное? Давайте вспомним. - А в предложении с чем связано имя прилагательное? А приведите пример, можете посмотреть на текст, представленный на экране. - А для чего нам нужны имена прилагательные? - Судя по тому, как можно более интересно рассказать о себе за счет имен прилагательных, то как вы думаете, какая цель будет нашего урока? Правильно, цель нашего сегодняшнего урока — это узнать о роли имен прилагательных в нашей речи и тексте. Словарная работа -Ребята, давайте сейчас с вами откроем ваши рабочие тетрадки, запишем число «9 марта» и «Классная работа» -Отложите пока тетрадки и отгадайте загадку Стоит в саду кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (появляется на экране слово «ромашка» с выделенным ударением и орфограммами-слайд3) -Ребята, прочитайте это слово про себя, давайте прочтем его вслух, а сейчас все вместе с ударением. -В жизни мы говорим ро(а)машка, а на письме ромашка и это надо нам запомнить. -Откройте свои словари, у кого нет словарика, то записываем в тетрадке, ниже пишем слово «словарь» ставим двоеточие и записываем слова. -РОМАШКА(появляется
на слайде 4) Однокоренное слово: ромашковый Предложения в тексте: Белая ромашка на зеленой ножке. -Ребята, а ромашкам это что? Правильно (на экране появляется слово «растение» с выделенным ударением и орфограммами слайд5) Ребята, прочитайте это слово про себя, давайте прочтем его вслух, а сейчас все вместе с ударением. Р а с т е н и е Происхождение
слова "растение" уходит далеко в глубокую древность. Термин
"растение" происходит от слова "расти", которое на
древнеславянском звучало как "орсти" (orsti) - то есть плести. -Как
вы понимаете их значение? |
- Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и д.р - С существительным, например, интересные фотографии и т.д -делают нашу речь более яркой, выразительной и интересной. -Цель урока: узнать о роли имен прилагательных в нашей речи Записали
-Ромашка -читают -Запись слова с комментированием Ученик, диктует слово, подчеркивают орфограммы, выделяют ударение
-Растение
-Запись слова с комментированием Диктует слово, подчеркивают орфограммы, выделяют ударение. 6слайд: 1. это значит все растения украшают землю как одежда украшает человека. Без растений земля была бы пустой. Растение — это красота земли, то что показывает ее яркой и великолепной. 2. Корни растений укрепляют почву и вода медленее размывает берег, а может и совсем не размыть.. 3.Свет- это мир, для жизни растениям нужен свет, а людям мир. |
IV. Физкультминутка
|
-Чтобы немного передохнуть, предлагаю вам поднять из-за своих мест. - Я сейчас буду говорить слова, станьте на цыпочки, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть. -Будьте аккуратны и внимательны. Мартовский, кот, весело, быстрый, пчела, желтый, шить, ясное, ветер, сильный, учитель, учительский, звонкий, звонок, урок. -Молодцы, вы отлично справились и были внимательны, присаживайтесь на свои места. (слайд7) |
Выполняют физкультминутку |
V. Работа по теме урока |
-Ребята, откройте учебник на странице 68 и обратите внимание на упражнение 118, что нам нужно сделать? Прошу ученика прочитать текст упражнения. -О чем говорится в данном тексте?( появляется картинка на слайде 8) -Где она живет? - Какой секрет есть у синей птицы? Почему ее называют синей птицей? Какое у нее оперение? Какое оно у нее становится, когда выглянет солнышко? -Как мы можем озаглавить этот текст? (Синяя птица) А в каких предложениях у нас присутствует описание синей птицы? -Давайте прочитаем, где у нас описание синей птицы. Описание птицы: синяя птица, оперение, серебряные пятнышки, сине-лиловое оперение, перо начнет вспыхивать ярким синим цветом. -А теперь давайте каждый в своей тетрадке запишет описание синей птицы. -Те, кто писал словарные слова в тетрадке, то отступите 1 строчку от записи словарных слов и в новой строчке запишите «Упражнение 118» и ниже начните выполнять задание. Те, кто писал словарные слова в словарик, то сразу после «Классной работы» запишите «Упражнение 118» и ниже с новой строчки приступите к выполнению задания. -Как мы подчеркиваем имя прилагательное? А теперь спишите описание синей птицы и подчеркните имена прилагательные, а потом мы вместе проверим. -Как мы подчеркиваем имя прилагательное? Обратите внимание на написание слов, выпрямите спинку, держите ручку правильно. -Все написали? -Проверка, какова же роль прилагательных в этом тексте? (слайд 9) |
Прочитать и озаглавить текст.
Ученик читает текст - О синей птице -В гарах Памира и Тань-Шань - Издалека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко - и перо синей птицы начнёт вспыхивать ярким синим цветом. -Синяя птица -Во всех: синяя птица, оперение, серебряные пятнышки, сине-лиловое оперение, перо начнет вспыхивать ярким синим цветом.
-Волнистой линией
-Роль прилагательных в тексте: прилагательные описывают внешность птицы и помогают нам представить, как она выглядит.
|
VI.Закрепление изученного материала |
-Мы большие молодцы, но нас ждет еще одно задание, посмотрите на упражнение 119, давайте прочитаем два текста о ромашке? Выбираю учеников для прочтения текста. В чём их различие и сходство данных текстов? Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой - более образно? Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе? Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах.
-Ребята, обратите внимание на страницу 69 «страничка для любознательных». Знаете ли вы о «говорящих» названиях растений. Давайте прочитаем. Выбираю ученика для прочтения. После прочтения на слайдах появляются растения (колокольчик, белокрыльник, стрелолист, кошачья лапка, медуница, подснежник, подсолнух, камнеломка, пустырник) - Ребята, давайте внимательно посмотрим на растения и подумаем, почему же его так назвали, раскроем тайну имени каждого растения. 10слайд: Колокольчик Почему колокольчик так назвали? Цветы этих растений бывают разные — большие и маленькие, собранные в густые соцветия и растущие поодиночке, различных цветов и оттенков (в основном синего, белого, фиолетового). Их объединяет форма цветка — все они похожи на колокольчики. И даже их научное название «campanula» образовано от латинского «колокол». 11слайд: Белокрыльник Белокрыльник — болотное растение, которое является близким родственником каллы. Его название произошло благодаря белому покрывалу, которое закрывает початок. Белокрыльник влаголюбив, поэтому его высаживают на влажных заболоченных участках или около искусственных водоемов. 12слайд: Стрелолист Стрелолист (с лат. Sagittaria) – болотное многолетнее растение, которое не только имеет необычное строение и форму, но и декоративно в цветении. растение выращивается в садовых условиях. Кроме того, стрелолист используется в кулинарии и имеет медицинское предназначение. 13слайд: Кошачья лапка Свое название кошачья лапка получила за бархатистые соцветия. Головки растения нежные на ощупь и по своей форме напоминают лапки домашней кошки. 14слайд: Медуница Медуницей ее назвали не случайно – в ее цветках содержится много нектара и она - один из первых медоносов, которые появляются весной и цветут в апреле - мае. Растение это необыкновенно красивое и очень рано цветущее 15слайд: Подснежник Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег 16слайд: Подсолнух Название этого растения очень легко объяснить. Подсолнух называется именно так, потому как он прекрасно себя чувствует под лучами палящего солнца, то есть его так и сажают прямо под солнцем. 17слайд: Камнеломка Камнеломка, скромное и изящное растение, в природе любит расселяться в трещинах скал, за что и получило своё название. 18слайд: Пустырник Пустырник — долголетнее растение, которое относится к семейству Губоцветных и обладает лекарственными свойствами. Применяется для излечения болезней различного характера. В народе пустырник еще получил название “собачья крапива”. 19слайд: Тюльпаны Тюльпа́н (лат. Túlipa) — родовое название растений из семейства Лилейные. Название произошло от персидского «toliban» (тюрбан) , и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму. Тюрба́н (от перс. دولبند, dulband) — чалма; мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространённый среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии, и даже получила небольшое распространение в Европе. |
Читают Тип текстов - описание. Сходны они в том, что оба описывают внешний вид ромашки. Но первый текст описывает предмет более образно, а второй - наиболее точно Первый текст, можно встретить в художественной литературе, а второй - в научной и справочной. Прилагательные в данных текстах употреблены для того, чтобы описать растение. В первом тексте прилагательные также используются с целью передать отношение автора к ромашке. Читает. Называют название растений, называют особенности каждого растения. |
VII.Итог урока |
-Вы сегодня много работали на уроке. -Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи? - Зачем нам в речи нужны имена прилагательные? - можно обойтись без имен прилагательных? - Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении. Домашнее задание -Посмотрите на страницу 69 упражнение 120. Вам нужно будет списать текст и вставить пропущенные буквы, не забывайте, что каждую орфограмму нужно выделить. В этом задание описывается цветок, с которым мы сегодня познакомились. Подумайте дома какое это описание: научное или художественное? Почему цветок так называется? Что привлекло автора во внешнем виде цветка? Какие сравнения использованы в описание? Какое имя прилагательное дает оценку цветку? |
-Да. -Делают нашу речь более выразительной и наполненной. -нет. |
VIII.Рефлексия |
-Вот и подошел наш урок к концу, на столе у каждого есть карточка, в ней 6 пунктов и рядом два варианта, вам нужно закрасить тот вариант, который для вас больше всего подходит. (Приложение1) -Можете поднять ваши карточки вверх, есть те, кто не доволен уроком? И есть ли те, кому материал урока был не понятен? -Если нет и у всех все хорошо и настроение стало лучше, то всем спасибо за работу, урок окончен. |
Заполняют карточку.
|
Приложение1
1.На уроке я работал |
Активно |
Пассивно |
2.Своей работой на уроке я |
Доволен |
Не доволен |
3.Урок для меня показался |
Коротким |
Длинным |
4.За урок я |
Не устал |
Устал |
5.Моё настроение |
Стало лучше |
Стало хуже |
6.Материал урока мне был |
Понятен |
Не понятен |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.