Урок русского языка в 3 «Б» классе
На тему: Склонение имён существительных (Общее понятие)
Цели:
1
совершенствовать умение определять падежи,
формирование у детей навыка безошибочного определения и
различения падежных форм имён существительных,
сформировать у детей представление о понятии склонения имён
существительных,
показать, что у существительных одного склонения одинаковый
набор падежных окончаний,
познакомить с распределением существительных по трём типам
склонения,
формировать умение распознавать тип склонения
существительных.
Задачи:
Образовательные:
Определять и различать падежи имён существительных,
Сравнивать и анализировать падежные формы имён
Подбирать родственные слова, делить их на группы родственных
Совершенствовать умение составлять словосочетания.
существительных ,
слов,
Развивающие:
Способствовать развитию основ мыслительной деятельности:
памяти, внимания, воображения; умения сравнивать,
анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать
свои мысли в процессе подведения итогов,
Развивать представления об исторических родственниках слов,
умения работать с учебником, со словарями.
Воспитательные
Воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи,
Прививать любовь к произведениям русской литературы, интерес
Способствовать воспитанию аккуратности, здорового образа
к русскому языку,
жизни.
Оборудование:
Медиапроектор (Приложение слайд-презентация)
Учебники русского языка 1, 2 части,
Раздаточный материал 2
1. Организационный момент.
2. Сказка о падежах.
3. Ученик читает сказку, делая паузы, вы должны назвать по
Он ещё не родился, а думали какое имя , и
смыслу тот падеж, который подходит по смыслу.
решили называть его……
Родился – и стал ……!
Первое слово, которое он выучил, было «НА», он очень
любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его
называли ……
Но он был большим озорником, за всяческие проделки
его винили, и он стал …. Потом подрос, начал творить
добрые дела и стал называться …..
Он всем предлагал помощь, о нём заговорили и назвали
теперь…
Для лучшего запоминания есть шуточные стихи.
Именительный зато знает КТО? и знает ЧТО?
А родительный –ОГО!!
Все КОГО? И все ЧЕГО?
Дательный падеж всему говорит: КОМУ? ЧЕМУ?
А винительный в пальто и КОГО? А также ЧТО?
А творительный совсем
Понимает КЕМ? И ЧЕМ?
А предложный обо всём
Тра-та-та О КОМ? О ЧЁМ?
4. На доске записана тема урока:
Склонение имён существительных.
(Открыть содержание и найти нужную страницу)
5. Путешествие по пройденному материалу.
6. (слайд1)
Что такое имя существительное?
Самостоятельные части речи:
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Наречие
Местоимение.
Служебные части речи:
Предлоги
Союз
Почему они так называются?
7. (слайд 2) Продолжаем путешествие
Остановка: « Повторяй-ка»
-Что называется именем существительным?
8. (слайд 3) Обобщение по таблице: Имя существительное-это:
Часть речи- обозначает предмет
Отвечает на вопрос кто ? или что?
3
-Как изменятся имя существительное?
9. (слайд 4) остановка : «Повторяй-ка»
10.
Существительное изменятся по падежам ( по вопросам)
11.
Как определить начальную форму существительных?
12.
13. По учебнику стр. 114 Упр. № 106.
(слайд 5)
(слайд 6)
Самостоятельная работа.
М.Р.
Ср. р.
стекло
поле
дедушка
дядя
стол
(трое у доски) Распределить в три группы существительные
(А какие группы можно создать?) Выделить окончание.
Ж.Р.
скала
Земля
Степь
Обобщение по выполненной работе:
-существительные каких двух родов имеют окончание –а, -я?
Записываем М.р и ж.р. –а, -я
У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?
М.р. и Ж. р.
-У существительных какого рода в И.П. окончание -о, -е?
Ср.р. –О, -Е
А теперь распредели эти слова в другие три группы так, чтобы :
-в первой группе были слов а м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я;
-во второй группе были слова ср.р. с окончаниями -о, -е и слова
м.р. с нулевым окончанием;
-в третьей группе были слова ж.р. с нулевым окончанием.
Запиши слова в три столбика. Окончания опять выдели. Где
получилось меньше всего слов?
Над каждым столбиком напиши с помощью римских цифр; 1 скл,
2 скл., 3 скл.
Вывод: ( плакат летучей мыши)
Склонение – это изменение слова по падежам и числам.
В русском языке различаются три разных типа склонений
существительных. Слова, относящиеся к одному и тому же
склонению, ОДИНАКОВО изменяются по падежам и числам.
Работа то теме урока в группах. ( на листах разного цвета)
1 группа, 3 группа- склоняют слова сова, дядя (жёлтый)
2 группа, 4 группа – конь, поле (синий)
5, 6, 7 группа – слово степь (зелёный)
Выводы: 1 и 3 группа ( слайд 7, 8)
Окончания слов 1 скл. одинаковы в каждом падеже, независимо
от того, падает на них ударение или нет..
Почитать плакат летучей мыши:
Безударные окончания слов, которые принадлежат к
определённому склонению, пишутся точно так же, как и
окончания, стоящие под ударением!
14.
15. 4
У слов, принадлежащих к 1 скл, в одном и том же
падеже должны быть сходные окончания!
2, 4 группа – какой вывод? ( слайд 9, 10)
Это правило распространяется не только на
5, 6, 7 группа Вывод (11, 12 слайд)
существительные 1 скл. но и на существительные 2 склонения.
Вывод: Особенность 3 склонения в отличии от 1 скл, в
н. ф. нулевое окончание и только сущ ж.р.
И у них в Р.п Д.п. П.п. –окончание И !!
Плакат летучей мыши. Как определить склонение имён
существительных?
С окончаниями
–а, -я в начальной форме., земля, папа, дядя.
Например: стена
окончаниями -о, -е, а также существительные м. р. С
нулевым окончанием в начальной форме.
К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м. р.
Ко 2 склонению относятся существительные ср.р. с
Например: окно, поле, стол, конь.
К 3 скл, относятся существительные ж.р. с нулевым
окончанием в начальной форме.
Например: тетрадь, рожь.
1 Физминутка (слайд13)
Остановка «Угадай-ка» (слайд 14) Закрепление
Как определить склонение имён
существительных?
Поставить слово в начальную форму.
Определить род.
Выделить окончание.
По роду и окончанию определить склонение.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Остановка « Узнавай-ка» (слайд15) Обобщение.
Самостоятельная работа ( в группах) (слайд16)
Устная работа. (слайд17)
Назови существительные 2 склонения ( по группам) (Игра «
Без остановки»)
( по группам)
(слайд 19)
Игра « Найди лишнее слово в строчке» ( слайд 18)
Устно определить склонение существительных ( в парах)
(слайд 20)
Самостоятельная работа. Записать текст. В скобках указать
падеж и склонение имён существительных
Текст
Над полями(________) светит яркое солнце(_______). На
деревьях (_____) надулись душистые почки(____). В скворечниках
(________) поселились скворцы(____) По сухому дереву(______)
забарабанил клювом(_______) дятел(___).
26.
Итог урока ( Сбор жетонов у групп) 5
3кл Русский язык. Урок по теме: " Склонение имен существительных"
3кл Русский язык. Урок по теме: " Склонение имен существительных"
3кл Русский язык. Урок по теме: " Склонение имен существительных"
3кл Русский язык. Урок по теме: " Склонение имен существительных"
3кл Русский язык. Урок по теме: " Склонение имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.