4 класс.
Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы православной культуры»
Урок: «Христос и Его Крест»
Цель урока: Формирование понимания значения креста для христиан, познакомить учащихся с христианским представлением о Богочеловеке и Боговоплощении; познакомить с православным пониманием Креста и Распятия.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста.
Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть.
Ключевые понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест, Распятие.
Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши, иконы изображение распятия.
Ход урока
Орг. момент.
Постановка цели урока.
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(о кресте)
- Почему вы сделали такой вывод?
(на столе учителя находится крест – распятие, на доске – картины, соответствующие теме урока).
- Правильно, сегодня мы узнаем, какое значение имеет крест для православного человека
1.Вспомните (рассмотрите), как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди. Можешь посмотреть в книге или рассмотреть свой крестик. Нарисуй его (дети выполняют задание на бумаге, рисуя свой нательный крестик).
2. Знаешь ли ты, кто изображён на Кресте и почему Он изображён пригвождённым к кресту?
3. Знакомо ли тебе слово жертва? Как ты понимаешь значение этого слова?
II. Работа со статьёй учебника
- Из Библии люди знают, что Господь сотворил человека по своему образу и подобию. Образ Божий в человеке – это то, чем человек похож на Бога. Это и свободная воля – мы ведь сами решаем, что нам делать, а что нет; это и ум – ведь такого ума, как у людей, больше нет ни у одного живого существа на земле, это и способность человека творить – создавать и придумывать то, чего еще никогда не было. Даже наша способность к смеху и радости – тоже от Бога. Но самое главное – это способность людей общаться с Богом и любить истину.
Грехопадение первых людей – Адама и Евы – испортило в людях ум и волю, внесло в тела людей болезни и смерть. Постоянно передаваясь из поколения в поколения, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Сами люди, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце, не могли уничтожить смерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего. И Он, по милосердию Своему, помог людям, послав на землю Своего Сына Иисуса Христа. Спасение людей Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением Своим.
1.Чтение статьи (страница 24-25)
2. Ответы на вопросы, после чтения.
Что означает слово «вочеловечился»?
Какое чудо христиане называют воплощением (Боговоплощением)?
От какого слова происходит слово «воплощение»?
Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение?
Каков смысл смерти Христа?
Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?
Почему Христос позволил казнить себя?
Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа?
Почему христиане носят на груди крест?
Самостоятельное задание на карточках.
Представь, что поздно вечером тебе надо возвращаться в темную, пустую квартиру. Какие чувства у тебя возникают? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А если ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут? ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Христос – Свет, Радость и наше Бессмертие.
III. Работа с дополнительным материалом учебника.
1. Чтение статьи (страница 25-26).
2. Ответы на вопросы после чтения.
Что такое Голгофа?
Как Евангелие объясняет, что бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер?
3. Работа в парах на карточках.
Как ты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можешь ли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Работа со статьёй учебника.
1. Чтение статьи (страница 26-27).
2. Демонстрация изображения Распятия Христа (приложение1).
3. Ответы на вопросы после чтения:
-Что такое Распятие?
-Почему Христос, будучи Сыном Божиим, не избежал распятия на кресте?
Я предлагаю послушать, как об этом написано в Евангелии, и ответить на вопрос: какой эпизод более всего поразил вас?
- Какой эпизод больше всего поразил вас в сегодняшнем рассказе? (Ученики могут назвать суд Пилата; крики толпы с призывами распять Христа; Симона, несущего крест впереди Иисуса; сцену распятия Христа; разговор Иисуса с двумя разбойниками, которых распяли вместе с Ним; смерть и погребение Иисуса Христа.)
- Помните, как кто-то крикнул из толпы: «Он Мессия!» Кто-нибудь знает, что означает слово «мессия»? («Мессия» означает «помазанник Божий», «Спаситель». Христиане верят, что Христос есть Мессия, Спаситель всех, кто уверовал в Него, и что Он пришел на землю, чтобы умереть за все совершенные людьми дурные дела.)
- Если Иисус Христос мог спасти людей, то почему Он не спас от смерти на кресте Самого Себя?
- Не всегда для достижения какой-то цели, особенно если это возвышенная и великая цель, приходится идти по легкому пути. Иной раз бывает очень трудно терпеть и поступать так, как нужно. Была ли у Иисуса какая-то особая, высокая цель? Какая?
- Вспомним разговор Христа с двумя разбойниками, которые были распяты рядом с Ним. В этом разговоре мы, возможно, найдем подсказку, которая поможет нам ответить на вопрос, ради чего Иисус совершил такой нелегкий выбор? (можно использовать работу с учебником по этому эпизоду). Помните, что разбойники говорили Христу? Первый сказал: «Если ты Христос, спаси Себя и нас!» Но второй разбойник возразил первому: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Затем он сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» И Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю!»
- Что значат слова Иисуса: «Ныне же будешь со Мною в раю»?
Иисус Христос не спас Себя от смерти на кресте и даже не сопротивлялся, когда солдаты пришли, чтобы схватить Его, потому что таково было желание (воля) Его небесного Отца.
- Вспомните какой-нибудь пример из своей жизни, когда вам пришлось перетерпеть что-то очень неприятное, чтобы добиться своей цели или выполнить чью-то просьбу. Слушаетесь ли вы своих родителей? (попросите 2 – 3 человек поделиться своими примерами с классом)
- Как вы понимаете выражение «нести крест свой»?
- Это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби. Это значит не роптать, а смиренно и терпеливо исполнять волю Божию.
(открывается эпиграф)
- Слова Спасителя «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» относились не только к Его ученикам, они обращены к каждому из нас.
- А легко ли нести свой крест?
- Нет, надо готовить себя к труду, испытаниям.
- Как нужно относиться к труду другого человека, который тоже несет свою ношу – учителей, родителей?
Работа в парах. Задание на карточках: Сколько перекладин на православном кресте?
|
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их. ___________________________________________________________________________________________ Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.) Объясни значения этих букв. I. ___________________________________ Н. ___________________________________ Ц. ___________________________________ I. ____________________________________ |
- Некоторые события, о которых вы сегодня услышали, могут показаться вам печальными, но у людей всегда есть надежда на лучшее.
V.Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы учебника и дополнительные вопросы:
1. Вернись к своему рисунку, на котором ты нарисовал крест. Исправь ошибки в рисунке, если они были. Объясни, почему на православном кресте три перекладины.
2. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?
3. Объясни, как ты понял, что такое Боговоплощение? Почему и с какой целью оно произошло? Кого обозначает слово Богочеловек?
4. Объясни, как ты понял смысл жертвы Христа?
5. Почему Христос знал, что Его жизнь и Его смерть на Кресте принесут облегчение людям?
6. Подумай, какие последствия для людей возникли после Распятия Христа на Кресте? Менялись ли они?
7. Знаешь ли ты о том самом главном событии, которое произошло после смерти Христа на Кресте, и которое повлекло за собой большие изменения в образе жизни людей? Какое это было событие?
VI. Домашнее задание: чтение статьи учебника стр. 24-27, ответить на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.