Сквозные темы являются средством интеграции ключевых и общепредметных компетенций, учебных предметов и предметных циклов, их необходимо учитывать при формировании школьной среды. Сквозные темы являются социально-значимыми надпредметными темами, способствующими формированию у учащихся представления об обществе в целом, развивающими способность применять полученные знания в разных ситуациях.
Обучение по сквозным темам реализуется, в частности, через творческую работу, которая исходит из сквозных тем или интегрирует учебные предметы, – учащиеся при выборе творческой работы, выполняемой самостоятельно или в группе, могут руководствоваться сквозной темой;
Сквозные темы процесса обучения и воспитания:1) непрерывное образование и планирование карьеры 2) окружающая среда и устойчивое развитие3) гражданская инициатива и предприимчивость4) культурное самосознание5) информационная среда6) технологии и инновации 7) здоровье и безопасность 8) ценности и нравственность
1) непрерывное образование и планирование карьеры .Изучение темы сосредоточено на социальных умениях учащихся, познании и развитии их интересов и способностей. Цель заключается в том, чтобы помочь учащимся сформировать свои основные познавательные умения, способность эмпатии, а также умения общения и самоконтроля. Учащихся знакомят с различными специальностями, их связью с индивидуальными предпочтениями и интересами людей.
2) окружающая среда и устойчивое развитие . Изучение темы на сосредоточено, главным образом, на рассмотрении проблем окружающей среды родного региона. Развивается желание участвовать в предупреждении и решении проблем окружающей среды, формируется умение принимать экологические решения. Развивается бережное отношение к окружающей среде и понимание значения жизненной среды, учащиеся познают себя как потребителей и учатся действовать бережно по отношению к окружающей среде.
3) гражданская инициатива и предприимчивостьПри изучении темы важно поддерживать инициативу учащихся и предлагать им возможности и помощь в коллективной инициативе. Учащихся поощряют к самостоятельным действиям во имя общей цели, принятие на себя сопутствующей ответственности и обязательств. Важно направить учащихся на поиск творческих решений посильных проблем и помочь им почувствовать пользу и необходимость совместной деятельности.
4) культурное самосознаниеПри изучении темы важно сформировать позитивные установки в отношении разных культур и людей, а также предотвратить возникновение предубеждений. Учащиеся учатся уважать различия и ценить их как культурное многообразие, средство взаимного обогащения культур. В процессе обучения и воспитания находят возможности, чтобы учащиеся могли применить свои знания и умения представлять родную культуру, например, в школьных и международных проектах.
5) информационная средаПри изучении темы в центре внимания находятся закономерности функционирования в общественном и приватном пространстве, а также основные коммуникационные форматы. Учащийся учится различать в интернете общественную и личную сферу, выбирать верный способ общения. В течение второй школьной ступени отрабатывается чтение и слушание новостей как одного из основных видов текста в журналистике, оценивание его качества, выявление отсутствующей в новости информации.
6) технологии и инновации Изучение темы базируется, прежде всего, на связанных со школой и обучением практических заданиях, которые предполагают применение технологии на разных уроках или в деятельности по интересам. При обучении на базе компьютера рекомендуется работа в группе и активные методы обучения.
7) здоровье и безопасность При изучении темы «Здоровье и безопасность» наряду с формированием знаний и умений внимание обращается, прежде всего, на формирование соответствующих ценностных оценок, сближение обучения и жизни, профилактику наиболее распространенных форм рискованного поведения (поведение, которому сопутствуют, например,травмы, опасности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, курение, незащищенный секс, нездоровое питание, слабая физическая активность, физические перегрузки). Из обучающих методов подходят активные методы обучения, обсуждения, работа в группе, ролевые игры и демонстрации. Обучение на предметных уроках можно дополнить выходящими за рамки уроков проектами по методике «молодые молодым».
8) ценности и нравственность При изучении темы идет осмысление нравственных норм и формируется терпимость и уважение к разным людям. Рассмотрение под разными углами зрения нацелено на формирование личных установок учащегося на гуманистические нравственные нормы. К развитию мыслительной деятельности учащихся следует подходить гибко, оставляя за ними право на личное мнение. Из обучающих методов на центральном месте метод активного обучения, работа в группе, обсуждение конфликтных ситуаций и ролевые игры. Учебный материал дает учащимся позитивные нравственные примеры и идеалы. Повседневная школьная жизнь дает возможности для применения усвоенных знаний.
Таким образом, выбор темы проекта может быть отражен в нескольких школьных предметах. Не стоит искать информацию по интересующей вас проблеме лишь в одном направлении, т.к. вопрос может быть раскрыт при использовании межпредметных связей (например, химия-экология-биология, обществознание-социология-психология, физика-биология-физкультура и т.д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.